Байопик "Мукагали", посвященный 90-летию Мукагали Макатаева, вышел в прокат в Казахстане

2480
Галия Шимырбаева
В Казахстане вышел в прокат байопик «Мукагали», посвященный 90-летию Мукагали Макатаева, сообщает Kazpravda.kz.   

Поиск натуры и актеров

Действие картины, рассказывающей о последних годах жизни любимого народом поэта, происходит на рубеже 70-х годов прошлого столетия.

– Я готовился к съемкам «Мукагали» 13 лет, – рассказывает режиссер-постановщик картины Болат Калымбетов. – Так получилось, что в 2003 году после выхода на экраны моего исторического фильма «Сардар» я не снял больше ни одной картины, но без дела не сидел. Снялся в фильме «Секер» своего друга Сабита Курманбекова, потом с Жераром Депардье и Нуржуманом Ихтымбаевым в картине «Поздняя любовь», в «Рае для мамы» киргизского режиссера Актана Арым-Кубата. «Дорвался», наконец, до своего любимого футбола, но душа тосковала по съемкам, я потерял сон.

Обивал пороги, мне нужно было снимать во что бы то ни стало, иначе бы я просто умер. 13 лет простоя – большая трагедия для режиссера, за эти годы можно было снять три-четыре фильма. Когда совсем было плохо, читал запоем... В 2014 году государство выделило деньги на фильм «Талан» по мотивам повести Жусупбека Коргасбекова «Қасқыр-адам» о тяжелых годах голода и репрессий, когда казахи убегали на чужбину. Но к съемкам смог приступить только в конце 2016 года.

В 2019-м в моей жизни появился «Мукагали», чьей поэзией я давно увлекался.

Первая трудность, с которой столкнулась съемочная группа, где взять натуру, создающую атмосферу того времени, когда по улицам Алма-Аты ходил Мугакали Макатаев? Трамваи, один из атрибутов города, исчезли, зато стало много пластика и рекламных баннеров.

– Я расстроился, показалось, что не справлюсь со съемками, – продолжает режиссер. – Понятно ведь, что если не будет натуры, то получится не фильм, а карикатура. Но художник-постановщик Ермек Утегенов не унывал: «Найдем. Казахстан большой. Главное, у нас есть деньги». В поисках натуры мы объехали многие города республики. Караганда, Павлодар, Семей... Наконец приехали в Усть-Каменогорск. Спасибо Всевышнему, мы там нашли то, что было нужно. Оказывается, все алматинские трамваи вместе с директором депо переместили туда.

А потом для режиссера, по его словам, началось самое трудное – поиск актеров на роль самого Мукагали и его великих современников: Бауыржана Момышулы, Нургисы Тлендиева, Фаризы Онгарсыновой...





– До 70-х от нас рукой подать, люди помнят их живыми, а наш зритель, если вспомнить «Кочевник», где в главных ролях снялись голливудские актеры, очень внимательный и дотошный в этом плане, – говорит Болат, помня о съемках первого казахского блокбастера. – Ему подавай настоящего Абылай-хана или Мукагали – ни больше ни меньше. Однако седьмое чувство подсказывало мне, что найду актеров, которые по своей внешней фактуре подойдут для моих героев.

Однажды нашу съемочную группу пригласили с фильмом «Талан» в Атыраускую область. После показа картины вышел на сцену – и у меня сердце екнуло! В зале я увидел своего Мукагали – молодого мужчину с мощной шевелюрой, густой бородой и усами. Когда подошел к нему, то и рост у него был тот, что надо – за 180. Познакомились. Асланбек Жанбалаев оказался актером областного театра драмы имени Махамбета Утемисова. «Талан» он видел на кинофестивале «Евразия» в 2018 году, теперь пришел посмотреть еще раз.

Я не стал его сильно обнадеживать – впереди был кастинг, но попросил сбрить бороду, чтобы увидеть лицо. «Агай, не могу, – сказал он, – в театре я играю султана Бейбарса». – «А гримеры там для чего?» – настаивал я. Уговорил. Он мне выслал фото уже без бороды, но группе я пока ничего не стал говорить. Асланбек ведь еще не снимался в кино, камера ему была незнакома, а в главных конкурентах у него был столичный актер, который играл Мукагали в театре. Но худсовет, к счастью, остановился на кандидатуре Асланбека.

Труднее всего было найти актрису на роль Фаризы Онгарсыновой. Остановились на Раушан Мажитовой. Я ее увидел в академии искусств имени Жургенова, где она, профессиональная танцовщица, посещала занятия по актерскому мастерству. От нее исходила мощная, прямо-таки яростная энергетика, а в ее движениях и мимике присутствовала в хорошем смысле нервозность, этим она напомнила мне Маргариту Терехову.

Образы других героев воплотили Бахытжан Кажымуканов (Нургиса Тлендиев), Бауыржан Каптагай (Бауыржан Момышулы) и Толганай Бейсембаева (Лашын Алимжанова, жена Мукагали).

Благословение Сатыбалды Нарымбетова

– Скажу, положа руку на сердце, что снимал эту картину со слезами на глазах, – признается Болат. – Перечитал заново всю поэзию Мукагали Макатаева, изучил его биографию, консультировался с его знакомыми, потом начал искать архивы. Неожиданно для себя узнал, что Мукагали, Нургиса Тлендиев и Шамши Калдаяков находились в черном списке КГБ. Для меня это был шок! Видимо, власть пугалась мощи их таланта, которая объединяла людей.

Режиссер считает, что на нем при съемках «Мукагали» лежала двойная ответственность. В фильме шла речь о людях, которых называют гордостью нации. И дело в том, что Мукагали – его земляк, они оба из Нарынкола Алматинской области.

– Побывав в семье его ближайших родственников, узнал много личного. Но мне надо было, не исказив правды, показать все это очень тактично. Видимо, удалось, потому что после первого показа Жулдыз, сын поэта, узнал в актере отцовские черты. Он так и сказал: «Я увидел отца. Хочу пожать актеру руку».

Но я все еще сомневался и со страхом ждал реакции коллег. Сердце пришло в норму, когда картину посмотрел известный режиссер Рустем Абдрашов. Она ему понравилась, назвал ее замечательной.

Перед тем как должен был посмотреть картину худсовет «Казахфильма», чтобы дать ей категорию, позвонил Сатыбалды Нарымбетов. Это было неожиданно. Мы с ним мало общались, хотя я всегда чувствовал его доброе к себе отношение. Когда меня на худсовете «били» за что-то, он всегда молчал, и я говорил ему бывало: «Аға, почему вы не скажете хоть пару слов в мою защиту?» – «Нет, – говорил он, – закаляйся».

А тут сам впервые в жизни позвонил мне. «Була, – сказал аксакал (это отеческое обращение очень тронуло меня). – Я тебя поздравляю. Ночью посмотрел твою работу». И поймал паузу, я тоже молчу. Волнуюсь и жду, когда мэтр скажет еще что-нибудь. «Фильм шикарный, – поставил точку Сакен-аға. – Как ты смог сделать так, чтобы актеры не играли, а жили на экране? А как гармонично легли в ткань фильма эпизоды с рассыпавшимися яблоками и «Реквием» Моцарта». Услышав такой отзыв о своем фильме, признаюсь, я не мог сдержать слез. Аксакал пообещал, что сам будет выступать перед премьерой. Не успел...

Спустя несколько дней, я понял, что Сакен-аға в тот вечер (это было 30 июня, а 8 июля мы его потеряли), благословляя картину, прощался со мной. Не подумайте, что хвалюсь и выдумываю что-то – последний разговор со мной его вдова выложила в Фейсбуке.

Болат Калымбетов называет свое детище тяжелым фильмом. Ведь он еще об одиночестве поэта.



– Недаром там рефреном проходит «Реквием» Моцарта. При жизни я видел Мугакали два раза. Первый раз просто на улице, и второй – в пельменной, недалеко от консерватории, где я учился. Вокруг него собралась толпа молодежи, которой он читал стихи. Этот эпизод вошел в фильм, правда, там действие происходит на улице. Поклонники его творчества пьют с ним пиво, но вдруг пошел дождь, и никого нет – он остался один…

Говорят, что при жизни Мукагали был другим. Буду откровенен, мне было больно слышать от одного очень известного человека (кто – не скажу), что Мукагали был «веселым человеком», подразумевая, что поэт выпивал. Когда я ему сказал, что он и сам грешит этим до сих пор, он промолчал. Я считаю, что бесконечно талантливого человека нужно показать зрителю таким, каким он был в жизни – с присущими ему человеческими слабостями, но не умаляя его достоинств. А искусство кино тем и примечательно, что в нем есть место полету фантазии. Этим экранная правда и отличается от той, что в жизни.

…Снимая фильм, столкнулся с тем, что черная зависть, которая сопровождала Мукагали, через много лет после его смерти перекинулась даже на меня – режиссера, решившего снять картину о нем. Скажу, не таясь, пока снимал, меня не раз пытались «сбить с ног» неуместными репликами, но я дал себе слово, что ради этой картины, которую так долго ждал, выдержу все и ни на одну инсинуацию не поведусь.

Собственно, неприятности в моей режиссерской судьбе начались ведь с того момента, как задумал снять картину о поэте. Даже знаю, кто «заказал» меня: один из тех, кто писал обо мне негативные материалы, признавшись в этом, попросил у меня прощения.

Сам я перед памятью Мукагали чист, потому что не отступился от задуманной о нем 13 лет назад картины. Но если критика будет справедливой, я выдержу ее и ни на кого обиды таить не буду. И обещаю будущему зрителю, что с таким же упорством буду отстаивать картину о Куляш Байсеитовой. Она, как и Мукагали, умерла в 45 лет. Сейчас я занимаюсь сбором материала о той, кто в 24 года стала народной артисткой СССР. Когда фильм, основанный на архивных материалах, выйдет на экраны, то это будет шок для зрителя. Надеюсь найти поддержку со стороны Киноцентра, Национальной киностудии и Министерства культуры и спорта.

– Интересный момент, – продолжает режиссер. – В начале фильма Мукагали исключают из Союза писателей Казахстана. А он, кинув удостоверение, в сердцах бросает: «А я и без вас прокормлю свою семью». Ему вслед несется: «Мукагали, ты сильно-то дверью не хлопай». В конце фильма те, кто его выгонял, и сотрудник КГБ, упекший его сына, несут гроб с телом поэта…

Лермонтов своих соотечественников из этой породы людей припечатал на века, сказав «Не вы ль сперва так злобно гнали. Его свободный, смелый дар… ». А у Кадыра Мырзалиева есть такие строчки: «Қазақтар бәрін кешіреді, бірақ тірі жүргеніңді кешірмейді». Примерный перевод звучит так: «Казахи могут простить все, кроме того, что ты все еще живой»…

Взгляд киноведа

– Когда выходила из зала, то услышала реплику, что поэзии в фильме маловато, – делится своими впечатлениями профессиональный зритель, киновед Гульнара Абикеева. – Оно и понятно – мы долгие годы жили только с самими стихами Мукагали и мало себе представляли его образ. Но у фильма другая задача: не столько преподнести зрителям его поэзию, сколько рассказать, в каких реалиях она рождалась.

Исполнитель главной роли Асланбек Жанбалаев – мощный, высокий, немножко увалень, с выразительным лицом, смог передать неприкаянность поэта, его потерянность перед миром, который не хотел признавать его поэтический гений. Не случайно картина начинается со сцены его исключения из партии.

Создать образ поэта непросто. Мне понравились эпизоды в Москве, когда он учился в Литературном институте. Уже тогда Мукагали перевел «Божественную комедию» Данте на казахский язык, и профессор-лектор относится к Мукагали не как к студенту, а как к равному по перу.

В картине показан не только образ самого Макатаева, но и других легендарных личностей той эпохи.

К примеру, его друга-композитора Нургисы Тлендиева. Одна из лучших сцен в фильме, когда Мукагали ложится на дорогу и, глядя в небо, читает свои стихи, которые «пришли» к нему именно в этот момент. Нургиса ложится рядом с ним, несмотря на то, что это уже осень... Они вместе приходят к Бауыржану Момышулы, чтобы тот помог им освободить сына Мукагали, которого задержали за расклеивание листовок со стихами запрещенного в те годы Магжана Жумабаева.

Линия сына – самая трагичная и самая пунктирная в фильме. Брежневский застой – эпоха, казалось бы, не столь суровая, как сталинские времена, но людей могли посадить практически ни за что, если это касалось идеологии. А ведь это был всего лишь 15-летний мальчик. Отлично снята сцена, когда Мукагали приходит в Дом правительства ходатайствовать за своего сына. Зритель не видит ни чиновников, ни каких-либо представителей власти, но есть колонны, которые давят на поэта.
Хорошо, когда кино создается разными поколениями. Режиссера Болата Калымбетова можно отнести уже к старшему поколению, а вот оператора Едиге Несипбекова и художника-постановщика Ермека Утегенова – к молодому.

Популярное

Все
Казахстанскому бизнесу компенсируют затраты на модернизацию производств
«Анаға тағзым – анаға құрмет»: столичные спортсмены запустили трогательный челлендж ко Дню матери
Креативные индустрии: Как в Казахстане развивают стратегически важный сектор экономики?
Парк в виде символики акции «Таза Қазақстан» заложили в Алматинской области
Новая техника для спасателей обеспечит безопасность отдалённых сел в Атырауской области
Индия и Пакистан договорились о взаимном прекращении огня
Глава государства поделился теплыми воспоминаниями о своей матери
Эстакаду через железную дорогу открыли в Аральске
Наследный принц Абу-Даби прибыл с официальным визитом в Казахстан
Слёзы радости и тепло сердец: в Актау отметили День матери концертной программой
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Авиакомпания Qazaq Air официально меняет название
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Новую систему безопасности установили на трассе Астана – Караганда – Алматы
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Опубликован полный текст выступления Главы государства на военном параде в Астане
Бессмертный подвиг девушки-снайпера
Гигантский войлочный ковер с изображением тюльпана изготовили жамбылские мастера
Тягач стоимостью 100 млн тенге разобрали на запчасти на штрафстоянке в Алматинской области
60,8% респондентов оценивают перспективы Казахстана положительно - КИСИ
Профессионал, с которым повезло работать
«Ұлы дала жорығы»: 80-летию Великой Победы посвящается
7 мая — день силы и чести: Казахстан отмечает День защитника Отечества
Промывка почвы на более 134 тыс. га земель завершилась в Туркестанской области
Башкирская группа Ay Yola поблагодарила казахстанцев за теплый прием
Человек-легенда
Президент Мальдив провел самую длинную пресс-конференцию в мире
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Акмолинец выехал на встречную полосу прямо перед полицейскими
В лицее Шымкента хотели закупить 45 тысяч пачек бумаги на 90 млн тенге
Ставить и достигать цели
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Если звезды зажигают, то это кому-нибудь нужно
Боевой путь пулеметчика
Незнание законов не освобождает от... профессии
Продвижение казахского языка и культуры обсудил Президент с главой «Яндекс Global»
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Казахстан увеличил шансы на выход в стыки Евро-2026 по футзалу
«Замандас 21»: там, где царят любовь и забота
Как убивали Шерзата Болата

Читайте также

Выставка в честь 80-летия Победы открылась в Алматы
Казахстан завоевал Гран-при на международном певческом фест…
Концерты, выставки, спектакли: план мероприятий на майские …
Премьеры трех балетов представят в рамках фестиваля «Операл…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]