Без шума и пыли

658
Людмила Макаренко

Глаз замылило

В мегаполисе несколько последних лет заняты усердной работой по созданию современной городской среды, которая была бы урбанистичной и технологичной, но в то же время комфортной и «человечной». Алматинский аким не отступает от своей позиции, что вверенный ему город нужно позиционировать как центр самобытной архитектуры с ценными историческими зданиями, ухоженными парками, прямыми улицами, и продолжает политику освобождения его от всяческих «нагромождений».

Стоит вспомнить, что первые шаги Бауыржана Байбек в качестве градоначальника отмечены нашумевшей программой «Город без заборов», когда вся его территория в добровольно-принудительном порядке освобождалась от изгородей и решеток – сам аким называл их «анахронизмом мышления и старым стереотипом».

На этот раз власти намерены начать поход против визуального шума, который создает внешняя реклама торговых и сервисных предприятий. До недавнего времени она мало чем регламентировалась и управлялась.

Визуальный шум – это все то лишнее, что, попадая в поле зрения, отвлекает и мешает воспринимать действительно значимое и ценное. В городской среде таким чужеродным часто оказывается не только реклама, но и огромное количество указателей, табличек, вывесок, табло и объявлений. Вся информационная масса, окружаю­щая жителей или гостей города, им же и необходима, чтобы легче ориентироваться и быст­рее выбирать. Но если уж это элемент устройства жизненного пространства, то он по крайней мере не должен спорить с общей архитектурной концепцией, раздражать или утомлять.

Пошумели и хватит

На этот изъян в облике Алматы указывал еще Ян Гейл – автор мас­тер-планов, в которых датский архитектор в очередной раз реализовал свою идею «города для людей». Специалист рекомендовал убрать с городских улиц огромные рекламные баннеры, уместные разве что на автомобильных трассах, потому что часто ограничивают пространство и закрывают обзорную перспективу.

В муниципалитете к советам урбаниста-гуманиста прислушались, и в 2015 году благодаря поправкам в Правила благо­устройства территории Алматы допустимые размеры рекламных транспарантов сократились до 2,5 × 3,5 м и 2 × 6 м. Рекламные компании даже вступили в судебную тяжбу, отбивая право на существование щитов 3 × 6 м, но суд признал решение маслихата законным, рекламисты «дело о билбордах» проиграли.

Теперь взгляды городского начальства опустились чуть ниже – до вывесок, дисплеев, штендеров, брандмауэров и растяжек. Новые правила рекламы коснутся оформ­ления витрин и зданий торговых и сервисных предприятий – с 11 апреля для них вводится ряд особых требований.

Как объяснял заместитель руководителя Управления городского планирования и урбанистики Нуржан Кенжебеков, согласно поправкам в закон о рек­ламе, налогом начнут облагать витрины и окна, оформленные с внешней стороны для привлечения внимания покупателей и клиентов. Если, скажем, на вит­ринном стекле магазина помещается информация об акциях, скидках, уценке или поступлении новинок, то это признается рек­ламой и облагается платежом.

– Величина начисленного налога зависит от размера наружной рекламы, – уточняет Нуржан Кенжебеков. – За вывеску площадью до 2 квадратных метров предприниматель заплатит 2 месячных расчетных показателя. Если же площадь превысит 70 квадратов, то уже 200 МРП.

Новая норма не распро­страняет­ся на рекламу внутри помещения. То есть рекламный стенд, плакат или промо-стойка могут, как и прежде, делать свое завлекательное дело, но только если модуль стоит от окна не менее чем на 15 см. Также и любое другое внешнее оформление вит­рины нерекламного характера будет оставаться для владельца бутика бесплатным.

Настаивая на необходимости понизить визуальный шум и приз­вать бизнесменов к сохранению архитектурного облика города, чиновник акимата так высказал свое мнение: «У гуляющих по городу людей порой создается впечатление, будто они находятся на рынке. И действительно, улицы заполонил и различные рекламные растяжки, на фасадах домов болтаются порванные рекламные полотна, штендеры стоят по центру тротуаров, мешая движению пешеходов…»

Двигатели торговли

К переменам придется готовиться и предпринимателям, пользующимся для продвижения своих товаров и услуг уличными дисплеями. Речь, в частности, о скроллерах или роллерных билбордах – динамичных конструкциях с системой прокрутки рекламных изображений – и LED-экранах. Так вот, если до сих пор налог насчитывался за использование всей рекламной установки, то уже в апреле, после вступления в силу поправок в законодательство, рекламодатель будет оплачивать налог за каждый повтор картинки и видео­ролика.

А вот вопросы с обычными билбордами в мегаполисе решились еще 2 года назад. По информации Центра развития Алматы, после проигранной рекламщиками судебной истории было демонтировано больше 1 000 щитов, взамен установлены конструкции нового уменьшенного форма­та. С особыми требованиями в акимате подходили к запросам на установку баннеров вблизи объектов исторической и культурной ценности. Как отмечали в Центре развития, не к месту установленные билборды соз­дают тот самый «визуальный шум, который отвлекает автомобилистов и портит внешний вид городских улиц. А реклама, размещенная перед историчес­кими зданиями, скрывает их и мешает любоваться архитектурой. За яркими постерами и билбордами город теряет свою связь с историей и свой особенный «дух места».

Следить за баннерной рекламой стало еще проще благодаря 2D-карте, которая формируется на сайте градостроительного управления. В скором времени на нее будет занесено более тысячи билбордов с точными коор­динатами.

– По электронной карте можно будет проверить, законно ли размещение того или иного билборда. Также это будет полезно рек­ламодателям, они легко смогут найти контакты собственников билбордов для дальнейшего сот­рудничества, – рассказал заместитель руководителя управления городского планирования.

Похожая история

В деле сбережения историчес­кого облика Алматы власти не ищут каких-то особых подходов, чаще используется мировой опыт. В Центре развития города ссылаются на практику европейских государств в борьбе с засильем рекламы. К примеру, в историчес­ких кварталах Парижа запрещена реклама размером более 8 кв. м. Подобные правила действуют в Праге, Зальцбурге, Львове и Санкт-Петербурге. Такой опыт показывает, каким может быть баланс между интересами бизнеса и потребностью сохранения архитектурных форм.

Еще один способ создания единого стиля городского пространства, к внедрению которого в Алма­ты приступили в прошлом году, – единый дизайн-код. 40-страничный свод правил и рекомендаций для застройщиков и владельцев зданий устанавливает стандарты, которые в итоге по задумкам его составителей сформируют стилистически единую комфортную городскую среду.

Дизайн-код определяет все существенные для внешнего вида параметры: как должны выглядеть фасады зданий, из каких материалов и в каком цвете оформ­лены, какими будут пок­рытие тротуаров, подсветка и освещение, вывески и другие элементы навигации. В сборник включены 175 городских улиц протяженнос­тью в 135 км. Любопытно, что в документе речь заходит о необходимости запрета на изменение формы и конструкции балконов и лоджий, их перекрашивание в цвета, отличные от проектных. Впрочем, продвинется ли дело дальше рекомендаций, пока неиз­вестно.

– Из-за визуального шума люди перестают осознавать своеобразие города. Архитектурная ценность застройки теряется, глаз человека не отдыхает, и в результате горожане перестают гулять по улицам и проводят досуг в торговых центрах. Правильный дизайн-код возвращает культуру прогулок, – говорил в свое время на презентации проекта руководитель управления городского планирования и урбанистики Алмасхан Ахмеджанов.

Известно, что еще в прошлом году в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» внесено положение об едином архитектурном стиле. Так что, вероятно, города республики вскоре пойдут по пути Алматы.

Популярное

Все
Нужны новые подходы
Аэрохаб Караганды: когда бизнес на высоте, цены – низкие
Приказано выжить!
Реконструкция близится к завершению
Из села – в чемпионы
Число аварий снизит «цифра»
В канун Дня Республики награждены ученые, учителя, медики, спасатели, производственники
Новое футбольное поле открылось в Жезказгане
Столичный статус не гарантирует комфорт
Контрафакт на миллионы
Труба достигла намеченной отметки
Получать наибольший урожай с наименьшими потерями воды
Особенности выборов депутатов маслихатов проанализировали эксперты КИСИ
В Петропавловске прошел областной конкурс «Өнеріміз саған, Қазақстан!»
Ценить и сберечь
Образ, сотканный из мифов и легенд
«Барыс» одержал первую победу при новом тренере
Брейкинг снова на вершине!
Триумф «Жетысу»
Университет спорта введут в строй в следующем году
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Засоряют Большой Алматинский канал
Пассажиров поезда в РК обокрали во время сна
Президент: Стремление к миру путем переговоров - это стратегическое благоразумие
Вместе почти 60 лет: супруги Джангазиевы раскрыли секреты семейного счастья
Команда Казахстана по керлингу впервые в истории пробилась в плей-офф ЧМ
Расследования в сфере защиты конкуренции выявили ряд нарушений в Жамбылской области
Чемпионат мира по боксу: определен состав молодежной команды Казахстана
Задержан еще один подозреваемый по делу об убийстве Шерзата Болата
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
«Наш священный долг – сохранить память о героях войны для подрастающего поколения» – преподаватель
29 лет исполняется органам гражданской защиты Казахстана
Как безопасно перевозить детей транспортом, рассказали в Минпросвещения
Сахарный завод временно прекратил прием сырья в области Жетысу
День Республики – символ гордости и независимости
Уникальным ландшафтом Алматинской области восхитились зарубежные воздухоплаватели
Нарушения в сфере безопасности обнаружили в организациях образования ЗКО
Эксперты ООН предложили рекомендации по регулированию ИИ
Кто он, основатель Семипалатной крепости?
Аул Бозанбай, что в 65 километрах от Усть-Каменогорска, в октябре будет встречать гостей со всего мира
Ушел из жизни сын известного казахстанского композитора Армана Дуйсенова
Схрон оружия нашли по маршруту кортежа Токаева в Туркестанской области
В Атырау появится дендрологический парк
Предприятие оштрафовали на 2,9 млрд тенге в Актюбинской области
Молодая семейная пара педагогов из Алматы планирует переехать в сельскую местность
Ломать - не строить: водоканал в Шымкенте хотят вернуть государству
Стали известны все четвертьфиналисты ЧМ-2024 по футзалу
Ждут туристов в Атырау
В Жамбылской области поэтапно включают отопление
Запуск экспресс-маршрутов в Астане: названа цена проездных билетов
Русская девушка с казахским менталитетом
Аким Кызылординской области проверил готовность региона к отопительному сезону
Шымкент меняет трубы: десятки километров теплотрасс заменены в южном мегаполисе
«Барьеры мы создаем в своей голове» – параспортсмен
«В условиях дефицита электроэнергии невозможно наращивать экономическую мощь страны» – мажилисмен
Не столкнуться бы с тотальным дефицитом
Казахстан занял 74-е место в глобальном рейтинге по индексу знаний
Ставки по кредитам в Казахстане пошли вниз

Читайте также

В Нацгвардии наградили солдат, задержавших закладчиков
Министр обороны Казахстана посетил международную выставку S…
На страже тишины и спокойствия
Астана готовится к Nobel Fest & Teachers’ Summit 2024

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]