Глаз замылило
В мегаполисе несколько последних лет заняты усердной работой по созданию современной городской среды, которая была бы урбанистичной и технологичной, но в то же время комфортной и «человечной». Алматинский аким не отступает от своей позиции, что вверенный ему город нужно позиционировать как центр самобытной архитектуры с ценными историческими зданиями, ухоженными парками, прямыми улицами, и продолжает политику освобождения его от всяческих «нагромождений».
Стоит вспомнить, что первые шаги Бауыржана Байбек в качестве градоначальника отмечены нашумевшей программой «Город без заборов», когда вся его территория в добровольно-принудительном порядке освобождалась от изгородей и решеток – сам аким называл их «анахронизмом мышления и старым стереотипом».
На этот раз власти намерены начать поход против визуального шума, который создает внешняя реклама торговых и сервисных предприятий. До недавнего времени она мало чем регламентировалась и управлялась.
Визуальный шум – это все то лишнее, что, попадая в поле зрения, отвлекает и мешает воспринимать действительно значимое и ценное. В городской среде таким чужеродным часто оказывается не только реклама, но и огромное количество указателей, табличек, вывесок, табло и объявлений. Вся информационная масса, окружающая жителей или гостей города, им же и необходима, чтобы легче ориентироваться и быстрее выбирать. Но если уж это элемент устройства жизненного пространства, то он по крайней мере не должен спорить с общей архитектурной концепцией, раздражать или утомлять.
Пошумели и хватит
На этот изъян в облике Алматы указывал еще Ян Гейл – автор мастер-планов, в которых датский архитектор в очередной раз реализовал свою идею «города для людей». Специалист рекомендовал убрать с городских улиц огромные рекламные баннеры, уместные разве что на автомобильных трассах, потому что часто ограничивают пространство и закрывают обзорную перспективу.
В муниципалитете к советам урбаниста-гуманиста прислушались, и в 2015 году благодаря поправкам в Правила благоустройства территории Алматы допустимые размеры рекламных транспарантов сократились до 2,5 × 3,5 м и 2 × 6 м. Рекламные компании даже вступили в судебную тяжбу, отбивая право на существование щитов 3 × 6 м, но суд признал решение маслихата законным, рекламисты «дело о билбордах» проиграли.
Теперь взгляды городского начальства опустились чуть ниже – до вывесок, дисплеев, штендеров, брандмауэров и растяжек. Новые правила рекламы коснутся оформления витрин и зданий торговых и сервисных предприятий – с 11 апреля для них вводится ряд особых требований.
Как объяснял заместитель руководителя Управления городского планирования и урбанистики Нуржан Кенжебеков, согласно поправкам в закон о рекламе, налогом начнут облагать витрины и окна, оформленные с внешней стороны для привлечения внимания покупателей и клиентов. Если, скажем, на витринном стекле магазина помещается информация об акциях, скидках, уценке или поступлении новинок, то это признается рекламой и облагается платежом.
– Величина начисленного налога зависит от размера наружной рекламы, – уточняет Нуржан Кенжебеков. – За вывеску площадью до 2 квадратных метров предприниматель заплатит 2 месячных расчетных показателя. Если же площадь превысит 70 квадратов, то уже 200 МРП.
Новая норма не распространяется на рекламу внутри помещения. То есть рекламный стенд, плакат или промо-стойка могут, как и прежде, делать свое завлекательное дело, но только если модуль стоит от окна не менее чем на 15 см. Также и любое другое внешнее оформление витрины нерекламного характера будет оставаться для владельца бутика бесплатным.
Настаивая на необходимости понизить визуальный шум и призвать бизнесменов к сохранению архитектурного облика города, чиновник акимата так высказал свое мнение: «У гуляющих по городу людей порой создается впечатление, будто они находятся на рынке. И действительно, улицы заполонил и различные рекламные растяжки, на фасадах домов болтаются порванные рекламные полотна, штендеры стоят по центру тротуаров, мешая движению пешеходов…»
Двигатели торговли
К переменам придется готовиться и предпринимателям, пользующимся для продвижения своих товаров и услуг уличными дисплеями. Речь, в частности, о скроллерах или роллерных билбордах – динамичных конструкциях с системой прокрутки рекламных изображений – и LED-экранах. Так вот, если до сих пор налог насчитывался за использование всей рекламной установки, то уже в апреле, после вступления в силу поправок в законодательство, рекламодатель будет оплачивать налог за каждый повтор картинки и видеоролика.
А вот вопросы с обычными билбордами в мегаполисе решились еще 2 года назад. По информации Центра развития Алматы, после проигранной рекламщиками судебной истории было демонтировано больше 1 000 щитов, взамен установлены конструкции нового уменьшенного формата. С особыми требованиями в акимате подходили к запросам на установку баннеров вблизи объектов исторической и культурной ценности. Как отмечали в Центре развития, не к месту установленные билборды создают тот самый «визуальный шум, который отвлекает автомобилистов и портит внешний вид городских улиц. А реклама, размещенная перед историческими зданиями, скрывает их и мешает любоваться архитектурой. За яркими постерами и билбордами город теряет свою связь с историей и свой особенный «дух места».
Следить за баннерной рекламой стало еще проще благодаря 2D-карте, которая формируется на сайте градостроительного управления. В скором времени на нее будет занесено более тысячи билбордов с точными координатами.
– По электронной карте можно будет проверить, законно ли размещение того или иного билборда. Также это будет полезно рекламодателям, они легко смогут найти контакты собственников билбордов для дальнейшего сотрудничества, – рассказал заместитель руководителя управления городского планирования.
Похожая история
В деле сбережения исторического облика Алматы власти не ищут каких-то особых подходов, чаще используется мировой опыт. В Центре развития города ссылаются на практику европейских государств в борьбе с засильем рекламы. К примеру, в исторических кварталах Парижа запрещена реклама размером более 8 кв. м. Подобные правила действуют в Праге, Зальцбурге, Львове и Санкт-Петербурге. Такой опыт показывает, каким может быть баланс между интересами бизнеса и потребностью сохранения архитектурных форм.
Еще один способ создания единого стиля городского пространства, к внедрению которого в Алматы приступили в прошлом году, – единый дизайн-код. 40-страничный свод правил и рекомендаций для застройщиков и владельцев зданий устанавливает стандарты, которые в итоге по задумкам его составителей сформируют стилистически единую комфортную городскую среду.
Дизайн-код определяет все существенные для внешнего вида параметры: как должны выглядеть фасады зданий, из каких материалов и в каком цвете оформлены, какими будут покрытие тротуаров, подсветка и освещение, вывески и другие элементы навигации. В сборник включены 175 городских улиц протяженностью в 135 км. Любопытно, что в документе речь заходит о необходимости запрета на изменение формы и конструкции балконов и лоджий, их перекрашивание в цвета, отличные от проектных. Впрочем, продвинется ли дело дальше рекомендаций, пока неизвестно.
– Из-за визуального шума люди перестают осознавать своеобразие города. Архитектурная ценность застройки теряется, глаз человека не отдыхает, и в результате горожане перестают гулять по улицам и проводят досуг в торговых центрах. Правильный дизайн-код возвращает культуру прогулок, – говорил в свое время на презентации проекта руководитель управления городского планирования и урбанистики Алмасхан Ахмеджанов.
Известно, что еще в прошлом году в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» внесено положение об едином архитектурном стиле. Так что, вероятно, города республики вскоре пойдут по пути Алматы.