Без шума и пыли

642
Людмила Макаренко

Глаз замылило

В мегаполисе несколько последних лет заняты усердной работой по созданию современной городской среды, которая была бы урбанистичной и технологичной, но в то же время комфортной и «человечной». Алматинский аким не отступает от своей позиции, что вверенный ему город нужно позиционировать как центр самобытной архитектуры с ценными историческими зданиями, ухоженными парками, прямыми улицами, и продолжает политику освобождения его от всяческих «нагромождений».

Стоит вспомнить, что первые шаги Бауыржана Байбек в качестве градоначальника отмечены нашумевшей программой «Город без заборов», когда вся его территория в добровольно-принудительном порядке освобождалась от изгородей и решеток – сам аким называл их «анахронизмом мышления и старым стереотипом».

На этот раз власти намерены начать поход против визуального шума, который создает внешняя реклама торговых и сервисных предприятий. До недавнего времени она мало чем регламентировалась и управлялась.

Визуальный шум – это все то лишнее, что, попадая в поле зрения, отвлекает и мешает воспринимать действительно значимое и ценное. В городской среде таким чужеродным часто оказывается не только реклама, но и огромное количество указателей, табличек, вывесок, табло и объявлений. Вся информационная масса, окружаю­щая жителей или гостей города, им же и необходима, чтобы легче ориентироваться и быст­рее выбирать. Но если уж это элемент устройства жизненного пространства, то он по крайней мере не должен спорить с общей архитектурной концепцией, раздражать или утомлять.

Пошумели и хватит

На этот изъян в облике Алматы указывал еще Ян Гейл – автор мас­тер-планов, в которых датский архитектор в очередной раз реализовал свою идею «города для людей». Специалист рекомендовал убрать с городских улиц огромные рекламные баннеры, уместные разве что на автомобильных трассах, потому что часто ограничивают пространство и закрывают обзорную перспективу.

В муниципалитете к советам урбаниста-гуманиста прислушались, и в 2015 году благодаря поправкам в Правила благо­устройства территории Алматы допустимые размеры рекламных транспарантов сократились до 2,5 × 3,5 м и 2 × 6 м. Рекламные компании даже вступили в судебную тяжбу, отбивая право на существование щитов 3 × 6 м, но суд признал решение маслихата законным, рекламисты «дело о билбордах» проиграли.

Теперь взгляды городского начальства опустились чуть ниже – до вывесок, дисплеев, штендеров, брандмауэров и растяжек. Новые правила рекламы коснутся оформ­ления витрин и зданий торговых и сервисных предприятий – с 11 апреля для них вводится ряд особых требований.

Как объяснял заместитель руководителя Управления городского планирования и урбанистики Нуржан Кенжебеков, согласно поправкам в закон о рек­ламе, налогом начнут облагать витрины и окна, оформленные с внешней стороны для привлечения внимания покупателей и клиентов. Если, скажем, на вит­ринном стекле магазина помещается информация об акциях, скидках, уценке или поступлении новинок, то это признается рек­ламой и облагается платежом.

– Величина начисленного налога зависит от размера наружной рекламы, – уточняет Нуржан Кенжебеков. – За вывеску площадью до 2 квадратных метров предприниматель заплатит 2 месячных расчетных показателя. Если же площадь превысит 70 квадратов, то уже 200 МРП.

Новая норма не распро­страняет­ся на рекламу внутри помещения. То есть рекламный стенд, плакат или промо-стойка могут, как и прежде, делать свое завлекательное дело, но только если модуль стоит от окна не менее чем на 15 см. Также и любое другое внешнее оформление вит­рины нерекламного характера будет оставаться для владельца бутика бесплатным.

Настаивая на необходимости понизить визуальный шум и приз­вать бизнесменов к сохранению архитектурного облика города, чиновник акимата так высказал свое мнение: «У гуляющих по городу людей порой создается впечатление, будто они находятся на рынке. И действительно, улицы заполонил и различные рекламные растяжки, на фасадах домов болтаются порванные рекламные полотна, штендеры стоят по центру тротуаров, мешая движению пешеходов…»

Двигатели торговли

К переменам придется готовиться и предпринимателям, пользующимся для продвижения своих товаров и услуг уличными дисплеями. Речь, в частности, о скроллерах или роллерных билбордах – динамичных конструкциях с системой прокрутки рекламных изображений – и LED-экранах. Так вот, если до сих пор налог насчитывался за использование всей рекламной установки, то уже в апреле, после вступления в силу поправок в законодательство, рекламодатель будет оплачивать налог за каждый повтор картинки и видео­ролика.

А вот вопросы с обычными билбордами в мегаполисе решились еще 2 года назад. По информации Центра развития Алматы, после проигранной рекламщиками судебной истории было демонтировано больше 1 000 щитов, взамен установлены конструкции нового уменьшенного форма­та. С особыми требованиями в акимате подходили к запросам на установку баннеров вблизи объектов исторической и культурной ценности. Как отмечали в Центре развития, не к месту установленные билборды соз­дают тот самый «визуальный шум, который отвлекает автомобилистов и портит внешний вид городских улиц. А реклама, размещенная перед историчес­кими зданиями, скрывает их и мешает любоваться архитектурой. За яркими постерами и билбордами город теряет свою связь с историей и свой особенный «дух места».

Следить за баннерной рекламой стало еще проще благодаря 2D-карте, которая формируется на сайте градостроительного управления. В скором времени на нее будет занесено более тысячи билбордов с точными коор­динатами.

– По электронной карте можно будет проверить, законно ли размещение того или иного билборда. Также это будет полезно рек­ламодателям, они легко смогут найти контакты собственников билбордов для дальнейшего сот­рудничества, – рассказал заместитель руководителя управления городского планирования.

Похожая история

В деле сбережения историчес­кого облика Алматы власти не ищут каких-то особых подходов, чаще используется мировой опыт. В Центре развития города ссылаются на практику европейских государств в борьбе с засильем рекламы. К примеру, в историчес­ких кварталах Парижа запрещена реклама размером более 8 кв. м. Подобные правила действуют в Праге, Зальцбурге, Львове и Санкт-Петербурге. Такой опыт показывает, каким может быть баланс между интересами бизнеса и потребностью сохранения архитектурных форм.

Еще один способ создания единого стиля городского пространства, к внедрению которого в Алма­ты приступили в прошлом году, – единый дизайн-код. 40-страничный свод правил и рекомендаций для застройщиков и владельцев зданий устанавливает стандарты, которые в итоге по задумкам его составителей сформируют стилистически единую комфортную городскую среду.

Дизайн-код определяет все существенные для внешнего вида параметры: как должны выглядеть фасады зданий, из каких материалов и в каком цвете оформ­лены, какими будут пок­рытие тротуаров, подсветка и освещение, вывески и другие элементы навигации. В сборник включены 175 городских улиц протяженнос­тью в 135 км. Любопытно, что в документе речь заходит о необходимости запрета на изменение формы и конструкции балконов и лоджий, их перекрашивание в цвета, отличные от проектных. Впрочем, продвинется ли дело дальше рекомендаций, пока неиз­вестно.

– Из-за визуального шума люди перестают осознавать своеобразие города. Архитектурная ценность застройки теряется, глаз человека не отдыхает, и в результате горожане перестают гулять по улицам и проводят досуг в торговых центрах. Правильный дизайн-код возвращает культуру прогулок, – говорил в свое время на презентации проекта руководитель управления городского планирования и урбанистики Алмасхан Ахмеджанов.

Известно, что еще в прошлом году в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в РК» внесено положение об едином архитектурном стиле. Так что, вероятно, города республики вскоре пойдут по пути Алматы.

Популярное

Все
Подростков-закладчиков становится все больше
Слово о романе «Бопай ханум»
На строительных площадках не играют
Не лихачить, использовать шлемы и наколенники
Два пруда и участок земли впридачу
Ограничен вывоз скота из Шымкента
Возвращенные средства должны работать на благо граждан
Жительница Федоровского района превратила свой двор в настоящую сказку
Обидное поражение «Ордабасы»
Древнее поселение исследуют близ Алматы
Около 4,9 млрд тенге выделено акимату ЗКО для подготовки к отопительному сезону
В Шымкенте официально разрешено купаться только в трех местах
Для подачи декларации выбирают электронный формат
Расти, рыбка, большая и маленькая!
По поручению Главы государства в Атырау будет построен онкоцентр
Сенаторы осмотрели объекты инфраструктуры области Жетысу
Участницы форума в Костанае говорили о роли женщин в модернизации общества
Древо познания
Идет реконструкция водопроводов
Закрываются и открываются
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Капитанская дочка – сноха казахского народа
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Бывший чемпион мира найден застреленным
В Атырау освоен выпуск грузовых вагонов
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Эпос Султана Раева
Не сыпьте соль на сердце
Все, что вы еще не знали об ОСМС

Читайте также

Современные клиники: лучше один раз увидеть…
Стало светлее на аллее героев
Закрываются и открываются
Расти, рыбка, большая и маленькая!

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]