Большие перспективы Среднего коридора

6087
Асель Муканова

Перспективным и стратегически важным для Казахстана коридором, способствующим более полной реализации транзитных и экспортных возможностей, выступает Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ).

коллаж из архива «КП»

В сентябрьском Послании народу Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул важную роль Транскаспийского маршрута в укреплении транзитного потенциала нашей страны. В среднесрочной перспективе объемы перевозок по нему могут быть увеличены в пять раз, считает Глава государства.

На открытии третьего форума международного сотрудничества «Один пояс – один путь» в Пекине в октябре Глава государства также заявил, что ТМТМ может стать «континентальным мостом «Пояса и Пути»», вдвое сократив сроки грузоперевозок и существенно снизив транспортные издержки.

– Между Казахстаном и Китаем подписано два межправительственных соглашения по развитию Транскаспийского маршрута. Уверен, в скором времени они принесут ощутимые результаты. Для более эффективной координации наших усилий предлагаю создать Партнерскую сеть крупных стратегических портов, логистических центров и почтовых хабов. Мы также заинтересованы в налаживании совместного производства транспортных судов и контейнеров. Казахстан готов стать надежным воздушным мостом и удобной гаванью для ведущих авиакомпаний мира, обеспечивая устойчивый трафик пассажиров и грузов, – сказал тогда Президент.

Транскаспийский международный транспортный маршрут связывает страны Западной Европы и Восточной Азии и пролегает через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, государства Европы. По нему осущест­вляются контейнерные перевозки с использованием железнодорожного и морского транспорта.

– В текущем году исполнилось 10 лет с момента подписания соглашения об учреждении Координационного комитета по развитию Транскаспийского международного транспортного маршрута, также имеющего наз­вание Средний коридор (Middle corridor). Железнодорожные администрации Азербайджана, Грузии и Казахстана начали применять эффективные комплексные тарифные ставки, новую технологию взаимодействия, организовали пилотный запуск контейнерных поездов. И сегодня можно с полной ответственностью заявить, что ТМТМ состоялся, его признали. Интерес к нему на Евразийском континенте, да и во всем мире, только растет. Доказательством служит расширение Среднего коридора с трех стран до одиннадцати. С еще рядом государств, транспортно-логис­тические компании которых хотят вступить в наш коридор, мы ведем переговоры, – рассказал генеральный секретарь Меж­дународной ассоциации ТМТМ Гайдар Абдикеримов.

Международная ассоциация функционирует с 2017 года. Она объединяет железнодорожные, морские администрации и логистических операторов таких стран, как Казахстан, Китай, Азербайджан, Грузия, Турция, Украина, Румыния, Болгария, Сингапур, Литва и Польша. Инициатором открытия Транскас­пийского коридора выступила наша страна, потому и штаб-квартира структуры расположена в Астане. Сегодня Австрия, Германия, Латвия, Эстония, Венгрия выразили заинтересованность во вступлении в ТМТМ.

Средний коридор действительно стал необходимым для устойчивого построения транс­портно-логистических цепочек в регионе. Изначально Казах­станом маршрут рассматривался альтернативой для перевозки транзитных грузов из Китая, Центральной Азии через Каспийское море, Кавказский регион в Турцию и страны ЕС и показывал кратный ежегодный рост объемов. Но в свете меняющейся геополитической ситуации нагрузка на него значительно возросла.

– Наблюдается активное изменение всей устоявшейся логистической структуры. Традиционные маршруты теряют актуальность, – отмечает Гайдар Абдикеримов. – И в данном контексте перспективы Среднего коридора выглядят весьма обнадеживающими, интерес к нему растет, и мы работаем над расширением возможностей. В ближайшие годы совместными усилиями мы выйдем на новый качественный уровень оказания сервиса.

Растут объемы, сокращаются сроки

Казахстанской стороной охватывается большая часть сухопутного участка Среднего коридора и обеспечивается регулярная работа Каспийских портов.

Основными заинтересованными грузообразующими регионами и провинциями Китая для отправления контейнерных поез­дов по ТМТМ являются Шаньси, Чжецзянь, Шаньдун (Циндао), Синьцзян-Уйгурский автономный район (Урумчи), Цзяньсу.

В 2022 году объем грузоперевозок по ТМТМ увеличился в 2,5 раза и достиг 1,5 млн тонн. При этом экспорт казахстанских грузов возрос в 6,5 раза в сравнении с 2021-м и составил 891 тыс. тонн. Сегодня на этот маршрут ориентируется значительная часть грузопотока казахстанского экспорта – продукты неф­техимии, черные и цветные металлы, уголь, ферросплавы, зерновые и другие грузы.

За 10 месяцев 2023 года объем грузоперевозок по маршруту вырос уже на 97,7% (в сравнении с аналогичным периодом 2022-го) и составил 2,3 млн тонн, при этом экспорт из Казахстана составил 1,8 млн тонн (рост в 2,8 раза).

– Такому значительному росту способствовала не только переориентация грузопотоков на маршрут, но и принятые меры по сокращению сроков доставки, формированию твердого графика отправок. Благодаря работе по упрощению транспортных процессов сроки доставки на ТМТМ сокращены с 53 до 18–23 дней. Для обеспечения конкурентоспособности маршрута в дальнейшем их планируется сократить до 10–15 дней. Это существенно ниже сроков доставки морским путем, которые занимают 35–45 дней, – пояснил исполняющий обязанности генерального директора АО «KTZ Express» Дамир Кожахметов.

Для повышения привлекательности маршрута и увеличения скорости доставки грузов на ТМТМ запущен контейнерный шаттл-поезд по фиксированному расписанию по маршруту Алтынколь – Поти⁄Батуми. Шаттл-сервис предос‑тавляет уникальный комплекс преимуществ, включая строгое расписание с отправлением со станции Алтынколь три раза в неделю – в понедельник, среду и пятницу в семь утра по времени Астаны.

На станции Алтынколь осуществляется эффективная перегрузка контейнеров в течение 12 часов, а проход контейнеров на участке Алтынколь – Актау-Порт соблюдается по графику в течение 90 часов.

– Приоритетный судозаход для фидерных судов шаттл-сервиса обеспечивает перевалку контейнеров на судно всего за 24 часа. Также предоставляются стабильные тарифные условия, а ежесуточный контроль осуществляется через единый виртуальный диспетчерский центр, – рассказывает Дамир Кожахметов.

В августе этого года был расширен сервис по Черному морю. Запущены регулярные фидерные сообщения по маршруту Поти⁄Батуми – Констанца⁄Бургас, а также разработана нитка графика совместно с европейскими партнерами до Будапешта, Праги, Вены и Неаполя.

Развитие мировой торговли выступает определяющим фактором спроса на контейнерные перевозки. Согласно данным Международного валютного фонда, в 2024 году рост глобальной экономики прогнозируется на уровне 3%.

Реагируя на глобальные тренды, KTZ Express сосредоточивает усилия на развитии действующих и перспективных транзитных коридоров и укреплении международного сотрудничества.

Развитие пограничных пунк­тов, магистральных железнодорожных сетей, в том числе строительство путей, модернизация узловых станций, капитальный ремонт железных дорог и совершенствование тарифной политики придадут дополнительный импульс увеличению объема перевозок.

Ожидается, что реализация всех этих задач позволит к 2029 году довести транзитные перевозки через Казахстан до 35 млн тонн, в том числе контейнерный транзит – до 2 млн ДФЭ. При этом прогнозируемый годовой объем по маршруту КНР – ЕС – КНР к 2032 году составит более 500 тыс. ДФЭ.

Продолжается цифровизация: автоматизировано формирование и согласование планов по контейнерным перевозкам, что позволило улучшить этот бизнес-процесс в направлении КНР – ЕС – КНР. На веб-портале KTZ Express внедрен «калькулятор СО2», который позволяет вести замеры выбросов углекислого газа на транзитном маршруте.

Стала доступна онлайн-реализация таможенно-брокерских услуг. Реализация этих проектов позволит значительно увеличить транзитный грузопоток Казахстана и привлечь крупных мировых игроков транспортно-логистического сектора.

Для устойчивости перевозок

С каждым годом увеличивается и уровень взаимопонимания, сложившийся среди участников проекта.

25 ноября 2022 года в Актау между Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Турцией была подписана Дорожная карта по синхронному устранению «узких» мест и развитию Среднего коридора до 2027 года. Обозначенные меры позволят увеличить пропускную способность коридора до 10 млн тонн в год.

17 октября 2023 года Казахстан и Китай подписали два межправительственных соглашения по ТМТМ, одно из которых предусматривает создание специальной группы между двумя странами, а второе – строительство железной дороги от Аягоза до Тачэна и третьего пропускного железнодорожного пункта между РК и КНР, с вводом которого ожидается почти двукратный рост объема перевозок.

Еще одним значительным шагом к развитию ТМТМ послужит подписанный в этом году железнодорожными администрациями Казахстана, Азербайджана и Грузии Договор о создании совместного предприятия для развития логистических связей ТМТМ. Тогда же, 26 октября, в рамках форума Tbilisi Silk Road Forum был подписан протокол по внесению дополнительных мероприятий в «дорожную карту» между Казахстаном и Грузией.

Созданное совместное предприятие позволит предоставлять услуги по принципу «одного окна», гарантировать сроки и стоимость доставки, проводить согласованную политику по развитию мультимодального сервиса в целях увеличения грузопотока по направлению Китай – Европа⁄Турция – Китай.

В рамках «дорожной карты» проводится работа по модернизации железнодорожной, портовой инфраструктуры и наращиванию подвижного состава и торгового флота. В конце 2022 года начато строительство вторых путей железнодорожного участка Дос­тык – Мойынты, что позволит увеличить пропускную способность в пять раз и повысить скорость контейнерных поездов до 1 500 км в сутки.

В следующем году планируется начать строительство обводной железнодорожной линии «Алматы». Реализация проекта позволит разгрузить Алматинский узел на 40% и сократить время доставки грузов до 24 часов.

Планируется строительство новой железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал между Казахстаном и Узбекистаном стои­мостью 250 млрд тенге. Это разгрузит станцию Сарыагаш, соединит Мактааральский район с магистральной железнодорожной сетью, а также расширит транзитный потенциал и выход на Иран, Персидский залив и Индию.

Также в рамках развития перевозок в Транскаспийском нап­равлении принимаются меры по наращиванию грузоперевозок через морские порты Актау и Курык. Их пропускная способность – порядка 21 млн тонн в год. Запланирована реализация ряда крупных проектов (сухой порт на переходе «Бахты», логис­тический центр в Сиане (КНР), терминал в грузинском порту Поти).

В целях развития контейнерных перевозок открыты регулярные фидерные линии между портом Актау, азербайджанским портом Баку и иранским портом Каспиан. В порту Актау будет построен Контейнерный хаб, что позволит увеличить объем перевозок до 300 тыс. ДФЭ в год дополнительно.

В порту Курык будет запущен зерновой терминал. Совместно с Aby Dhabi Port ведется строительство многофункционального терминала «Саржа». Проект предполагает строительство транспортно-логистического центра и терминалов зернового, наливных и генеральных грузов.

Для обеспечения достаточной глубины для захода судов в шесть метров в 2024 году будет проведено дноуглубление портов Актау и Курык. Эти меры поз­волят увеличить пропускную способность портов Казахстана до 30 млн тонн в год.

– Для нас очень важна поддерж­ка на высоком уровне. Между Китаем и Казахстаном подписаны важные соглашения, которые, несомненно, дадут импульс развитию. Мы уже сегодня чувствуем и видим возросший интерес со стороны КНР, – резюмирует Гайдар Абдикеримов. – В текущей мировой ситуации свое­временная доставка грузов – уже не просто вопрос логистики, но и жизнеспособности предприятий, которые дают работу, в том чис­ле сотням тысяч казахстанцев. Каждый шаг, который предпринимается нашими участниками, направлен на улучшение сервиса, расширение пропускной способности и в целом устойчивости коридора.

Популярное

Все
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Прокурор Аймаганова высказалась по делу Шерзата
«Языковой караван» сплачивает
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
В Атырау выявили частную школу без лицензии
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
В Казахстане установили требования к автовокзалам и автостанциям и по пассажирским перевозкам
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях корпорации
В Казахстане хотят ужесточить требования к кандидатам на усыновление детей
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими работниками
Президент принял главу совета директоров Euronews Педро Варгаса Давида
Новые скрепы духовной столицы
Объединить усилия власти, бизнеса и общества
Казахстан начал строить школу в пострадавшем от землетрясения Газиантепе
Условия под стать названию
Учредители детсада осуждены за содержание «мертвых душ»
Минздрав призывает обсудить нововведения в системе ОСМС
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Владимир Путин прилетел в Астану
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии

Читайте также

Казахстан начал экспортировать мясо в Армению
Более 100 млрд тенге помогло сэкономить АФМ в республиканск…
Премьер поставил задачи перед новым министром национальной …
Промысловый флот возвращается в Мангистау

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]