Что делать, если ваш ребенок подвергся буллингу?

10066
Лаура Тусупбекова

По данным ЮНИСЕФ, буллинг, или травля, среди сверстников – одна из самых серьезных проблем современности. В Казахстане она тоже актуальна. По словам психоаналитического психотерапевта, члена Европейской Конфедерации психоаналитической психотерапии, члена Открытой профессиональной психотерапевтической лиги Александра Скуртула, очень важно помочь ребенку пройти через этот травмирующий опыт.

– Александр, насколько серь­езно стоит проб­лема детского буллинга в нашей стране сегодня?

– С точки зрения развитого общества статистика удручаю­щая. В брошюре, выпущенной в 2020 году ЮНФПА, сообщается, что в Казахстане 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% стали жерт­вами и 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе.

Да и в целом уже более двух десятков лет Казахстан входит в десятку стран мира по подростковому суициду. Самоубийства подростков, разумеется, не все и не полностью связаны с буллингом, но в любом случае имеет мес­то прямая корреляция данных статистических показателей.

Толерантность, терпимость, либеральность пока еще недос­таточно развиты в нашей культуре, поэтому всякого рода дискриминация, ущемление, травля наличествуют в школьных коллективах. Говоря о школьных коллективах, прошу заметить, что я имею в виду не только школьников, а организацию в целом, начиная с директора, чьи поведение и стиль взаимодействия также влияют на культурную среду учащихся.

– Принято считать, что это явление свойственно среде сверстников. Сталкивались ли Вы со случаями буллинга между поколениями? Если да, то что становится причиной и почему взрослые, состоявшие­ся люди подвергают буллингу детей?

– Я бы сказал, что буллинг активнее проявляется в среде сверстников, но свойственен он любому коллективу любого сос­тава. Препятствие для буллинга одно – уровень развития морально-этической сознательности, эмоционального интеллекта, эмпатии, способностей саморегуляции и в целом психического здоровья и благополучия. Эти факторы позволяют устанавливать и поддерживать здоровые границы самим участникам.

– Правильно ли утверждать, что дети, которые подвергают буллингу сверстников, как правило, из социально неблагополучных семей? Или же, наоборот, высокое социальное и финансовое положение семьи дает ребенку чувство превосходства, и он считает себя вправе относиться уничижительно к сверстникам?

– Верно и то, и другое. Важно понимать, что буллинг – это не какое-то простое и ограниченное явление. Это свойство межличного взаимодействия вообще. Его не проявляет какая-то одна категория лиц по отношению к конкретно другой категории и только.

Буллинг есть динамическое свойство социальной группы. То есть его может даже не быть в группе до какого-то времени, а затем он появится. И это также зависит от множества факторов, в том числе внешнегрупповых (текущие военные действия могут провоцировать агрессивность в коллективе), либо внут­ренних (конкуренция, сплетни, реформация подгрупп). Поэтому жертвами буллинга могут быть и часто становятся дети из неблагополучных семей – в силу неуверенности в себе, проблем в отношениях с родителями, недостатка навыка защиты границ. Но также они часто становятся самими травящими, опять же из-за гиперкомпенсаторных защитных свойств характера, когда агрессивное поведение является той же тревогой, просто перевернутой.

Благополучная семья – не только финансовая обеспеченность, но психологическая и духовная. Дети из богатых семей также час­то в нашей стране практикуют буллинг или становятся жертвами ровно по тем же причинам, что дети из неблагополучных. Ибо, если родители зарабатывают много денег, это не значит, что они хорошие отцы, матери, друзья и что у них все отлично в отношениях между собой и детьми. Нет, это просто такие же люди, которые по тем или иным причинам зарабатывают больше среднего. А это, в свою очередь, может служить инструментом для реализации агрессивности.

Если дома не все в порядке, то это так или иначе становится почвой для буллинга.

– За что в Казахстане подвергают буллингу?

– За что? Это самое пос­леднее, что должно интересовать в феномене буллинга. Причин поверх­ностных великое множество – от внешности и физических данных до имени, мес­та в классе или даже аллергии. Причиной для буллинга может выступать что угодно, ведь раскритиковать можно что угодно. Поводом для буллинга могут быть достоинства человека: высокий рост, красивая улыбка, способность лучше других выполнять какие-либо задания.

Необходимо понимать, что дело не в этих поверхностных, как говорят в психологии, вторичных симптомах. Это лишь повод. И внимание должно быть направлено не на разбор объяс­нений буллинга с этой точки зрения. Хотя бывают исключения. Например, от ребенка действительно может сильно пахнуть (за ним плохо ухаживают дома или родители используют особенные виды ароматизаторов). И это опять же не должно быть причиной для буллинга. Однако для коллектива это служит удобным поводом для канализации агрессии. И детей необходимо обучать гуманнному, цивилизованному решению проблем, конфликтологии.

– Обозначьте, пожалуйста, признаки, которые должны встревожить родителей и вызвать их настороженность на предмет того, не подвергается ли их ребенок травле. Какова роль школы, педагогов? Как разговаривать с детьми, которых подвергли буллингу, и с теми, кто совершает эти действия?

– Если ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда, возвращается из школы подавленным, часто плачет без очевидной причины, никогда не упоминает никого из одноклассников, очень мало говорит о своей школьной жизни, мало общается, проводит дни наедине с собой, не знает, кому можно позвонить⁄написать, чтобы узнать задания, или вообще отказывается звонить кому-либо, ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу, его никто не приглашает в гости, на дни рож­дения и он никого не хочет позвать к себе – это основные признаки, которые должны вызвать тревогу родителей и педагогов.

– С Вашего позволения, опишу вам ситуа­цию, которая произошла с дочерью моей родственницы. В школе девочку стала травить ученица старшего класса. Преследовать, посылать издевательские или угрожающие сообщения. Девочка рассказала маме. Вызвали родителей, состоялся разговор. Знаете, какой результат? Моя родственница вынуждена была перевести дочь в другую школу. Потому что педагоги развели руками, мол, никаких мер мы принять не можем, родители не признали, что их ребенок совершает травлю и преследования, девочка продолжала буллинг. То есть на этом примере можно сделать вывод, что буллинг в школе не признается проблемой. Как Вы считаете, нужны ли какие-то законодательные меры, например штрафные санкции родителям?

– Необходимы законодательные меры, и опять же в первую очередь не в отношении вершины пирамиды буллинга, то есть не на то, в чем непосредственно проявляется буллинг, как в описанном случае, а направленные на первопричины: развитие психологического просвещения (в целом, а также родителей и учеников), повышение уровня образования педагогов и психологов, обеспечение их более комфортными условиями труда и профилактическими (против выгорания) возможностями. Без этого мы можем бесконечно бороться с буллингом и ждать, пока население Казахстана не будет меняться под влиянием мирового прогресса, когда культурные нормы будут нам «завозить» и обеспечивать эволюцию.

Конкретные меры, вероятно, тоже нужны, но это относится больше к юридической отрасли, процессуальной.

– Итак, родители узнали, что их ребенка травили. Какими должны быть их действия, поведение в этот сложный для ребенка период, обязательно ли идти к психологу?

– Надо общаться с самим ребенком, узнавать у него. Если он не хочет идти к психологу, то заставлять нет смысла и пользы не будет. К любым действиям надо подойти обдуманно, чтобы не сделать хуже.

Известный нейропсихолог Светлана Филатова разработала руководство для родителей столкнувшегося с буллингом ребенка. Так вот, по ее мнению, важно разговаривать с ребенком о проблеме. Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела, не торопиться с выводами, постараться узнать детали. Необходимо проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства, дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать, не обвинять его.

Осознать свои чувства и переживания, не впадать в сильные эмоции, постараться трезво оценить происходящее, спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило. Дать советы, как отвечать обидчикам.

Следующий шаг – сообщить учителю, причем лучше при личной встрече описать ситуа­цию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в разрешении проблемы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.

Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, то обратиться в управление образования и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.

Если ребенку нанесли физические травмы, даже легкие, необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.

Поддерживайте связь со школой, учителем, регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.

Отдельные нюансы есть в процессе взаимодействия с родителями обидчика. Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте. Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.

Чего нельзя делать родителям? Прежде всего – искать причину в жертве травли. Обвинять жерт­ву травли в том, что ее травят. «Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять» – эти коннотации неприемлемы. Нельзя ждать, что ситуация разрешится сама, не замечать проблему, путать травлю, конфликт и непопулярность, отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами, самим разбираться с обидчиками.

И ни в коем случае не давайте ребенку совет не обращать внимания, давать сдачи, самому разобраться с проблемой, а также использовать фразы «учись налаживать отношения» и «не бойся».

Хотелось бы дать руководство и родителям ребенка, который травит других. Важно понимать, что агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом. Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуа­цию, помогите понять, что его поведение не есть он сам.

Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее – жесткое пресечение.

– И последний, возможно, несколько риторический воп­рос. Причина этого явления?

– Причин опять же множество. От глобальных социально-экономических и культурных до внутрисемейных и внутриличностных.

Отвечу по той области, которая ближе мне как психоаналитичес­кому психотерапевту. У нас популяр­но обвинять только агрессора и полностью реабилитировать жертву. Это тоже неверно, так как агрессивность есть общечеловеческое свойство, не являю­щееся ни плохим, ни хорошим, проявляемое каждый день в отношениях. И каждый должен не только уметь справляться со своей агрессией, но и помогать справляться другому, то есть уметь защищать свои границы. С этой точки зрения основополагающий фактор буллинга – неспособность защищать свои границы.

В таком случае первичные факторы буллинга – это недос­таток здоровой агрессивности, при этом нездоровой, пассивной может быть, наоборот, много, и она может выражаться резко и импульсивно, но редко. Также повышенная тревожность, низкая социальная адаптированность или сильное желание адаптироваться, в таком случае слишком активно предпринимаются действия для угодничества; либо полное нежелание адаптироваться и стремление держать себя изолированно, неуверенность в себе, закомплексованность, негативизм в мышлении, ранимость, уязвимость.

Не только отношение коллектива загоняет человека в изоляцию и защиту, но и изначально слабость, обусловленная дисфунк­циональными отношениями в семье, предрасполагает к тому, что человек может оказаться жертвой буллинга.

Популярное

Все
В Астану привезли копию Туринской плащаницы
Казахстан и Кыргызстан нацелены на укрепление союзнических отношений
«Астана» встретится с «Лозанной»
Мировая премьера казахской тазы пройдет в Финляндии
«Довольный слон» на пользу детям
В Приаралье до конца года газифицируют еще десять поселков
Ремонт идет полным ходом
С набегами саранчи удалось покончить
Благодаря программе «Атырау жастары»
Экомарафон в Темиртау
В Северо-Казахстанской облас­ти ужесточают ответственность бизнеса за нарушение прав пот­ребителей
За ночные прогулки детей накажут родителей
Ключевая сфера отечественной экономики
Глава государства примет участие в конференции ООН по развивающимся странам, не имеющим выхода к морю
Подсолнухи умеют улыбаться!
Указ Президента Республики Казахстан о присвоении звания
Репродуктивное здоровье формируется с детства
Днем с огнем
На постоянном парламентском контроле
Флирт века
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Скрытый патруль против лихачей
Новый формат срочной военной службы SARBAZ+ запускают в Казахстане
Сносят ветхие и восстанавливают старые дома
Огромная очередь выстроилась в Берлине за Лабубу
«Он сам — музыка»: Димаш спел без оркестра и покорил зал акапелла
Нацбанк начал валютные интервенции
Бронзовое трио из Казахстана
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Победителей ждут гранты
Дженнифер Лопес в Астане: что важно знать перед концертом
В Минтранспорта прокомментировали приостановку рейсов Lufthansa в Казахстан
Четыре медали принесли казахстанцы с самой престижной биологической олимпиады мира
Принимаются активные меры по созданию рабочих мест
В турецкой провинции Ширнак зафиксирована рекордная жара
Урожайность обеспечат рукотворные дожди
Магистральный газопровод в области Жетісу сдадут в сентябре
Предприниматели в Шымкенте завышали цены на мясо
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Глава государства ознакомился с деятельностью первой очереди ТЭЦ-3 Астаны
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Назначен директор новой Службы КНБ
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело

Читайте также

Коллектив детдома «Баганашыл» переходит в подчинение управл…
На какие специальности самый большой спрос в РК
Казахстан завоевал две бронзы на Европейской олимпиаде по и…
Ученики NIS пополнили копилку страны 2 золотыми и 2 серебря…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]