Что делать, если ваш ребенок подвергся буллингу?

9646
Лаура Тусупбекова

По данным ЮНИСЕФ, буллинг, или травля, среди сверстников – одна из самых серьезных проблем современности. В Казахстане она тоже актуальна. По словам психоаналитического психотерапевта, члена Европейской Конфедерации психоаналитической психотерапии, члена Открытой профессиональной психотерапевтической лиги Александра Скуртула, очень важно помочь ребенку пройти через этот травмирующий опыт.

– Александр, насколько серь­езно стоит проб­лема детского буллинга в нашей стране сегодня?

– С точки зрения развитого общества статистика удручаю­щая. В брошюре, выпущенной в 2020 году ЮНФПА, сообщается, что в Казахстане 63% детей стали свидетелями насилия и дискриминации, 44% стали жерт­вами и 24% совершили акты насилия и дискриминации в отношении других детей в школе.

Да и в целом уже более двух десятков лет Казахстан входит в десятку стран мира по подростковому суициду. Самоубийства подростков, разумеется, не все и не полностью связаны с буллингом, но в любом случае имеет мес­то прямая корреляция данных статистических показателей.

Толерантность, терпимость, либеральность пока еще недос­таточно развиты в нашей культуре, поэтому всякого рода дискриминация, ущемление, травля наличествуют в школьных коллективах. Говоря о школьных коллективах, прошу заметить, что я имею в виду не только школьников, а организацию в целом, начиная с директора, чьи поведение и стиль взаимодействия также влияют на культурную среду учащихся.

– Принято считать, что это явление свойственно среде сверстников. Сталкивались ли Вы со случаями буллинга между поколениями? Если да, то что становится причиной и почему взрослые, состоявшие­ся люди подвергают буллингу детей?

– Я бы сказал, что буллинг активнее проявляется в среде сверстников, но свойственен он любому коллективу любого сос­тава. Препятствие для буллинга одно – уровень развития морально-этической сознательности, эмоционального интеллекта, эмпатии, способностей саморегуляции и в целом психического здоровья и благополучия. Эти факторы позволяют устанавливать и поддерживать здоровые границы самим участникам.

– Правильно ли утверждать, что дети, которые подвергают буллингу сверстников, как правило, из социально неблагополучных семей? Или же, наоборот, высокое социальное и финансовое положение семьи дает ребенку чувство превосходства, и он считает себя вправе относиться уничижительно к сверстникам?

– Верно и то, и другое. Важно понимать, что буллинг – это не какое-то простое и ограниченное явление. Это свойство межличного взаимодействия вообще. Его не проявляет какая-то одна категория лиц по отношению к конкретно другой категории и только.

Буллинг есть динамическое свойство социальной группы. То есть его может даже не быть в группе до какого-то времени, а затем он появится. И это также зависит от множества факторов, в том числе внешнегрупповых (текущие военные действия могут провоцировать агрессивность в коллективе), либо внут­ренних (конкуренция, сплетни, реформация подгрупп). Поэтому жертвами буллинга могут быть и часто становятся дети из неблагополучных семей – в силу неуверенности в себе, проблем в отношениях с родителями, недостатка навыка защиты границ. Но также они часто становятся самими травящими, опять же из-за гиперкомпенсаторных защитных свойств характера, когда агрессивное поведение является той же тревогой, просто перевернутой.

Благополучная семья – не только финансовая обеспеченность, но психологическая и духовная. Дети из богатых семей также час­то в нашей стране практикуют буллинг или становятся жертвами ровно по тем же причинам, что дети из неблагополучных. Ибо, если родители зарабатывают много денег, это не значит, что они хорошие отцы, матери, друзья и что у них все отлично в отношениях между собой и детьми. Нет, это просто такие же люди, которые по тем или иным причинам зарабатывают больше среднего. А это, в свою очередь, может служить инструментом для реализации агрессивности.

Если дома не все в порядке, то это так или иначе становится почвой для буллинга.

– За что в Казахстане подвергают буллингу?

– За что? Это самое пос­леднее, что должно интересовать в феномене буллинга. Причин поверх­ностных великое множество – от внешности и физических данных до имени, мес­та в классе или даже аллергии. Причиной для буллинга может выступать что угодно, ведь раскритиковать можно что угодно. Поводом для буллинга могут быть достоинства человека: высокий рост, красивая улыбка, способность лучше других выполнять какие-либо задания.

Необходимо понимать, что дело не в этих поверхностных, как говорят в психологии, вторичных симптомах. Это лишь повод. И внимание должно быть направлено не на разбор объяс­нений буллинга с этой точки зрения. Хотя бывают исключения. Например, от ребенка действительно может сильно пахнуть (за ним плохо ухаживают дома или родители используют особенные виды ароматизаторов). И это опять же не должно быть причиной для буллинга. Однако для коллектива это служит удобным поводом для канализации агрессии. И детей необходимо обучать гуманнному, цивилизованному решению проблем, конфликтологии.

– Обозначьте, пожалуйста, признаки, которые должны встревожить родителей и вызвать их настороженность на предмет того, не подвергается ли их ребенок травле. Какова роль школы, педагогов? Как разговаривать с детьми, которых подвергли буллингу, и с теми, кто совершает эти действия?

– Если ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда, возвращается из школы подавленным, часто плачет без очевидной причины, никогда не упоминает никого из одноклассников, очень мало говорит о своей школьной жизни, мало общается, проводит дни наедине с собой, не знает, кому можно позвонить⁄написать, чтобы узнать задания, или вообще отказывается звонить кому-либо, ни с того ни с сего (как кажется) отказывается идти в школу, его никто не приглашает в гости, на дни рож­дения и он никого не хочет позвать к себе – это основные признаки, которые должны вызвать тревогу родителей и педагогов.

– С Вашего позволения, опишу вам ситуа­цию, которая произошла с дочерью моей родственницы. В школе девочку стала травить ученица старшего класса. Преследовать, посылать издевательские или угрожающие сообщения. Девочка рассказала маме. Вызвали родителей, состоялся разговор. Знаете, какой результат? Моя родственница вынуждена была перевести дочь в другую школу. Потому что педагоги развели руками, мол, никаких мер мы принять не можем, родители не признали, что их ребенок совершает травлю и преследования, девочка продолжала буллинг. То есть на этом примере можно сделать вывод, что буллинг в школе не признается проблемой. Как Вы считаете, нужны ли какие-то законодательные меры, например штрафные санкции родителям?

– Необходимы законодательные меры, и опять же в первую очередь не в отношении вершины пирамиды буллинга, то есть не на то, в чем непосредственно проявляется буллинг, как в описанном случае, а направленные на первопричины: развитие психологического просвещения (в целом, а также родителей и учеников), повышение уровня образования педагогов и психологов, обеспечение их более комфортными условиями труда и профилактическими (против выгорания) возможностями. Без этого мы можем бесконечно бороться с буллингом и ждать, пока население Казахстана не будет меняться под влиянием мирового прогресса, когда культурные нормы будут нам «завозить» и обеспечивать эволюцию.

Конкретные меры, вероятно, тоже нужны, но это относится больше к юридической отрасли, процессуальной.

– Итак, родители узнали, что их ребенка травили. Какими должны быть их действия, поведение в этот сложный для ребенка период, обязательно ли идти к психологу?

– Надо общаться с самим ребенком, узнавать у него. Если он не хочет идти к психологу, то заставлять нет смысла и пользы не будет. К любым действиям надо подойти обдуманно, чтобы не сделать хуже.

Известный нейропсихолог Светлана Филатова разработала руководство для родителей столкнувшегося с буллингом ребенка. Так вот, по ее мнению, важно разговаривать с ребенком о проблеме. Внимательно выслушать, не отвлекаясь на посторонние дела, не торопиться с выводами, постараться узнать детали. Необходимо проявить сочувствие к ребенку, принять его болезненные чувства, дать понять ребенку, что вы его поддерживаете и готовы помогать, не обвинять его.

Осознать свои чувства и переживания, не впадать в сильные эмоции, постараться трезво оценить происходящее, спросить ребенка, какое решение проблемы его бы устроило. Дать советы, как отвечать обидчикам.

Следующий шаг – сообщить учителю, причем лучше при личной встрече описать ситуа­цию в заявлении с просьбой разобраться и принять участие в разрешении проблемы. Дать понять, что вы надеетесь на помощь и поддержку.

Если по каким-то причинам сотрудники школы пытаются замять явные случаи травли и нанесения вреда ребенку, то обратиться в управление образования и прокуратуру с целью провести проверку действий участников травли, сотрудников и администрации школы.

Если ребенку нанесли физические травмы, даже легкие, необходимо засвидетельствовать их в травмпункте и обратиться в правоохранительные органы.

Поддерживайте связь со школой, учителем, регулярно узнавайте у ребенка, как обстоят дела.

Отдельные нюансы есть в процессе взаимодействия с родителями обидчика. Самостоятельно с родителями обидчиков и самими обидчиками не беседуйте. Встреча с родителями обидчиков должна проходить в присутствии школьного совета: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.

Чего нельзя делать родителям? Прежде всего – искать причину в жертве травли. Обвинять жерт­ву травли в том, что ее травят. «Сам виноват, не умеет общаться, плохо учится, не умеет находить общий язык с остальными, не может за себя постоять» – эти коннотации неприемлемы. Нельзя ждать, что ситуация разрешится сама, не замечать проблему, путать травлю, конфликт и непопулярность, отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами, самим разбираться с обидчиками.

И ни в коем случае не давайте ребенку совет не обращать внимания, давать сдачи, самому разобраться с проблемой, а также использовать фразы «учись налаживать отношения» и «не бойся».

Хотелось бы дать руководство и родителям ребенка, который травит других. Важно понимать, что агрессор нередко ведет себя так потому, что испытывает неуверенность, страх, бессилие. Иногда над ним тоже кто-то издевается. Попытайтесь выяснить, почему ребенок ведет себя таким образом. Помогите ему извиниться и попытаться исправить ситуа­цию, помогите понять, что его поведение не есть он сам.

Важно иметь в виду, что недооценивание серьезности ситуации, чувств и страданий жертвы способствует и поддерживает ситуацию травли в коллективе. Единственный способ справиться с травлей или предотвратить ее – жесткое пресечение.

– И последний, возможно, несколько риторический воп­рос. Причина этого явления?

– Причин опять же множество. От глобальных социально-экономических и культурных до внутрисемейных и внутриличностных.

Отвечу по той области, которая ближе мне как психоаналитичес­кому психотерапевту. У нас популяр­но обвинять только агрессора и полностью реабилитировать жертву. Это тоже неверно, так как агрессивность есть общечеловеческое свойство, не являю­щееся ни плохим, ни хорошим, проявляемое каждый день в отношениях. И каждый должен не только уметь справляться со своей агрессией, но и помогать справляться другому, то есть уметь защищать свои границы. С этой точки зрения основополагающий фактор буллинга – неспособность защищать свои границы.

В таком случае первичные факторы буллинга – это недос­таток здоровой агрессивности, при этом нездоровой, пассивной может быть, наоборот, много, и она может выражаться резко и импульсивно, но редко. Также повышенная тревожность, низкая социальная адаптированность или сильное желание адаптироваться, в таком случае слишком активно предпринимаются действия для угодничества; либо полное нежелание адаптироваться и стремление держать себя изолированно, неуверенность в себе, закомплексованность, негативизм в мышлении, ранимость, уязвимость.

Не только отношение коллектива загоняет человека в изоляцию и защиту, но и изначально слабость, обусловленная дисфунк­циональными отношениями в семье, предрасполагает к тому, что человек может оказаться жертвой буллинга.

Популярное

Все
Будет ли в столице новый сквер?
В Астане готовятся к военному параду
Они сражались за Родину
Социальный автокараван проехал по селам
Под парусом вечного неба
В УЕФА внимательно наблюдают за инфраструктурными изменениями
В Алматы прошел Фестиваль звонарного искусства
Он беседовал с Фиделем Кастро и пел с Юрием Гагариным
Слово о наставнике и друге
Страх на руку мошенникам
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О ратификации Соглашения о свободной торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций
Распоряжение Главы государства о назначении
Государственный деятель, дипломат, гражданин
Более 200 лет составляет трудовой стаж педагогической династии Адильгазиновых
Кенсай привели в порядок к празднику
101-летний Ыскак Хусаинов всегда с трепетом ждет 9 Мая
Гвардейцы обеспечивают порядок в зоне подтопления в СКО
К исследованию озера Балхаш подключится Франция
101-й день рождения отметила ветеран Тамара Максимова
Самая большая зона отдыха появится в Алматы
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Инвесторы предлагают построить несколько линий ЛРТ между Алматы и областью
Удивительная судьба Масима Якубова
Автоледи, не пропустившая машину скорой помощи в Алматы, наказана
Школьное меню: прокуратура ЗКО отменила госзакупки на сумму на 70 млн тенге
«Краткая история Шынгыз-хана» издана на русском и английском языках
Цифровизация учета газа в Шымкенте: объявлены первые результаты
Трижды обманувший смерть
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Дом на стенах держится
Трагикомедия «Кызыл дамбал» вышла в общереспубликанский прокат
Юный шахматист из Мангистау на пороге исторического рекорда
Основываясь на принципах честной журналистики
Примем участие в стыковых матчах Евро-2026
Сильные дожди с грозами ожидаются в Казахстане
«Не смолкнет песня боевая...»
Отважный герой-пограничник
Саксаул пустыне возвращает жизнь
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Антикор
Самый отдаленный район Жамбылской области получит новый импульс развития
В Уральске трое неизвестных украли деньги из терминала
Улицы в честь ветеранов Великой Отечественной войны планируют назвать в Шымкенте
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Инновационный завод в Мангистауской области: от науки к практике
В Талдыкоргане 15 человек уже год ждут купленные «по предзаказу» телефоны
Нацгвардия отдала дань памяти военнослужащим Казбата
Ерлан Суттибаев назначен заместителем Управляющего делами Президента РК
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Формула успеха для Казахстана
Личный состав Нацгвардии перешел на летнюю форму одежды
Пятитомник «Каныш» – академическое собрание трудов первого президента Академии наук Казахстана
Бойцы Нацгвардии задержали около 5 000 правонарушителей
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
В каких районах Астаны появятся новые школы
Трамп поднял размер пошлин на импорт из Казахстана до 27 процентов

Читайте также

В школах страны открываются тысячи предметных кабинетов
Школьники примут участие в международной STEM-олимпиаде в Б…
Футбол без границ: школьники из Алматы и Бишкека сыграли на…
Школьное питание: Минздрав применяет новые подходы госконтр…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]