Что может быть общего у войны и женщины, имеющей детей?

3402
Любовь Доброта, Шымкент

Поразмышлять над этим вопросом предлагает российский режиссер Алексей Шемес в спектакле, поставленном по чрезвычайно психологичной пьесе Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Мировая премьера по пьесе состоялась в апреле 1941 года в Цюрихе, когда в Европе уже шла война. Садясь за работу о Тридцатилетней войне, Бертольт Брехт, видимо, надеялся остановить очередное кровопролитие, но не успел.

фото автора

– Эта пьеса зацепила меня своей антивоенной сутью, – говорит Алексей Шемес. – Это мой ответ на войны, которые идут прямо сейчас. Если человек не на фронте, а в тылу, то война воспринимается им легко. В его представлении она – пошел, пострелял, всех победил и вернулся домой в орденах. Пьеса напоминает людям, что война – это страшно, что она несет грязь, убивает и калечит.

Произведение считается «крепким орешком» для театров. Брехт очень сложен в постановке. Не каждый режиссер рискнет взяться за него, ведь при сценическом воплощении надо найти разумное сочетание «развития мысли и эмоций».

– Ставить пьесы Брехта – это такой вызов самому себе, – говорит Алексей Шемес. – У Брехта ведь театр не психологический, а для мозгов, для разума. Поэтому много разговоров. Иногда они об одном и том же. Я добавил эмоций к разуму Брехта, потому что его нельзя на полную играть по школе Станиславского. Я шел по сюжету пьесы, если что-то и сократил, так это повторения, которых у автора много. Но надо через что-то перешагивать, по ступенькам ползти вверх. Вот мы и стараемся. Я доволен результатом, актеры тоже.

Главной героиней пьесы является маркитантка Анна Фирлинг, которую за отчаянный характер прозывают матушка Кураж. Она вместе со своими тремя детьми переезжает вдоль линии фронта в фургоне с товарами, которые нужны солдатам и офицерам, от каплуна до патронов, которых не хватает, чтоб отбиваться от врага. Главное для нее при этом – купить подешевле, а продать подороже.

Независимо от того, кто победит в бою, матушка Кураж не останется внакладе, все равно получит выгоду. Это о таких, как она, говорят: кому война, а кому мать родная. Она тоже мать, болеющая за своих детей, которые при ней, в фургоне, на войне. Для нее война – это бизнес. Она и думать не желает о том, что тот, кто хочет жить войной, должен платить страшную цену. И ее эта участь не обходит стороной, потребовав страшную плату.

Роль маркитантки Анны Фирлинг исполнила актриса Олеся Жукова. Она не скрывает, что сначала испугалась своей роли. Даже решила, что ей не справиться ни эмоционально, ни физически. После месяца репетиций и двух из трех премьерных показов Олеся пришла к выводу, что роль ей близка, с каждым днем она все больше понимает и любит ее, она ей очень нравится.

– Когда я читала пьесу, во мне не было жалости к своей героине, – признает Олеся. – Но по мере работы над спектаклем все поменялось: мне хочется, чтобы зритель понимал все ее поступки, чтобы зрителю было жалко ее. Одна знакомая после показа написала, что весь спектакль ей хотелось меня обнять и пожалеть. И для меня это самый большой комп­лимент за эту роль. Я добилась того, чего хотела – меня зрителю жалко. Он понимает меня, видит не стерву, которая за копейку удавится, не гадину, которой на всех наплевать, лишь бы набить себе карман, а обыкновенную женщину, которая проживает свою сложную судьбу, которая любит мужчин и детей своих, и фургон свой любит. Это ее жизнь.

По мере вживания в образ актриса нашла много общего в характерах своем и своей героини.

– Мне присущи страсть к жизни, любовь к жизни, которую ничем не сломать, желание двигаться вперед, – резюмирует актриса. – Чувство юмора, любовь к детям. Да, вот это все – Олеся Жукова. Разумеется, пришлось пережить много новых чувств и эмоций. Это болезненный спектакль. Все эмоции мамаши Кураж, слава богу, в жизни мною не прожиты: и потеря детей, и попытка выжить в войне. Приходилось это выкапывать в себе, потому что это страшные вещи. Пришлось вживаться в них. И рыдаю на сцене я по-настоя­щему, и тягаю телегу по-настоящему. Тяжело и физически, и морально. И задыхаюсь я, и голос срывается. Потому что, оказывается, в жизни я крайне редко кричу. А здесь почти весь спектакль нужно то громкие звуки перекричать, то эмоции выразить. И каждый вечер боюсь, что у меня сядет голос, и завтра­ не смогу выйти на сцену.

Главная роль далась Олесе Жуковой непросто. Но она находит в себе силы держать в эмоциональном напряжении зал, заставляя своей игрой публику плакать. Но и славу от успеха точно нельзя недооценивать, хотя в пьесе много персонажей, роль которых успешно воплотили коллеги.

Популярное

Все
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Как укрощается сталь
Когда отходы превращаются в доходы
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Браконьеры наносят огромный ущерб
Основа стабильного будущего
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Без коррупционных рисков
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Односменка стала реальностью
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золо…
Выставка к 800-летию Улуса Джучи открылась в Алматы
Очередной показ оперы «Мадам Баттерфляй» состоится в Астане
В Египте найдена новая гробница фараона

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]