Что может быть общего у войны и женщины, имеющей детей?

3022
Любовь Доброта, Шымкент

Поразмышлять над этим вопросом предлагает российский режиссер Алексей Шемес в спектакле, поставленном по чрезвычайно психологичной пьесе Бертольта Брехта «Мамаша Кураж и ее дети». Мировая премьера по пьесе состоялась в апреле 1941 года в Цюрихе, когда в Европе уже шла война. Садясь за работу о Тридцатилетней войне, Бертольт Брехт, видимо, надеялся остановить очередное кровопролитие, но не успел.

фото автора

– Эта пьеса зацепила меня своей антивоенной сутью, – говорит Алексей Шемес. – Это мой ответ на войны, которые идут прямо сейчас. Если человек не на фронте, а в тылу, то война воспринимается им легко. В его представлении она – пошел, пострелял, всех победил и вернулся домой в орденах. Пьеса напоминает людям, что война – это страшно, что она несет грязь, убивает и калечит.

Произведение считается «крепким орешком» для театров. Брехт очень сложен в постановке. Не каждый режиссер рискнет взяться за него, ведь при сценическом воплощении надо найти разумное сочетание «развития мысли и эмоций».

– Ставить пьесы Брехта – это такой вызов самому себе, – говорит Алексей Шемес. – У Брехта ведь театр не психологический, а для мозгов, для разума. Поэтому много разговоров. Иногда они об одном и том же. Я добавил эмоций к разуму Брехта, потому что его нельзя на полную играть по школе Станиславского. Я шел по сюжету пьесы, если что-то и сократил, так это повторения, которых у автора много. Но надо через что-то перешагивать, по ступенькам ползти вверх. Вот мы и стараемся. Я доволен результатом, актеры тоже.

Главной героиней пьесы является маркитантка Анна Фирлинг, которую за отчаянный характер прозывают матушка Кураж. Она вместе со своими тремя детьми переезжает вдоль линии фронта в фургоне с товарами, которые нужны солдатам и офицерам, от каплуна до патронов, которых не хватает, чтоб отбиваться от врага. Главное для нее при этом – купить подешевле, а продать подороже.

Независимо от того, кто победит в бою, матушка Кураж не останется внакладе, все равно получит выгоду. Это о таких, как она, говорят: кому война, а кому мать родная. Она тоже мать, болеющая за своих детей, которые при ней, в фургоне, на войне. Для нее война – это бизнес. Она и думать не желает о том, что тот, кто хочет жить войной, должен платить страшную цену. И ее эта участь не обходит стороной, потребовав страшную плату.

Роль маркитантки Анны Фирлинг исполнила актриса Олеся Жукова. Она не скрывает, что сначала испугалась своей роли. Даже решила, что ей не справиться ни эмоционально, ни физически. После месяца репетиций и двух из трех премьерных показов Олеся пришла к выводу, что роль ей близка, с каждым днем она все больше понимает и любит ее, она ей очень нравится.

– Когда я читала пьесу, во мне не было жалости к своей героине, – признает Олеся. – Но по мере работы над спектаклем все поменялось: мне хочется, чтобы зритель понимал все ее поступки, чтобы зрителю было жалко ее. Одна знакомая после показа написала, что весь спектакль ей хотелось меня обнять и пожалеть. И для меня это самый большой комп­лимент за эту роль. Я добилась того, чего хотела – меня зрителю жалко. Он понимает меня, видит не стерву, которая за копейку удавится, не гадину, которой на всех наплевать, лишь бы набить себе карман, а обыкновенную женщину, которая проживает свою сложную судьбу, которая любит мужчин и детей своих, и фургон свой любит. Это ее жизнь.

По мере вживания в образ актриса нашла много общего в характерах своем и своей героини.

– Мне присущи страсть к жизни, любовь к жизни, которую ничем не сломать, желание двигаться вперед, – резюмирует актриса. – Чувство юмора, любовь к детям. Да, вот это все – Олеся Жукова. Разумеется, пришлось пережить много новых чувств и эмоций. Это болезненный спектакль. Все эмоции мамаши Кураж, слава богу, в жизни мною не прожиты: и потеря детей, и попытка выжить в войне. Приходилось это выкапывать в себе, потому что это страшные вещи. Пришлось вживаться в них. И рыдаю на сцене я по-настоя­щему, и тягаю телегу по-настоящему. Тяжело и физически, и морально. И задыхаюсь я, и голос срывается. Потому что, оказывается, в жизни я крайне редко кричу. А здесь почти весь спектакль нужно то громкие звуки перекричать, то эмоции выразить. И каждый вечер боюсь, что у меня сядет голос, и завтра­ не смогу выйти на сцену.

Главная роль далась Олесе Жуковой непросто. Но она находит в себе силы держать в эмоциональном напряжении зал, заставляя своей игрой публику плакать. Но и славу от успеха точно нельзя недооценивать, хотя в пьесе много персонажей, роль которых успешно воплотили коллеги.

Популярное

Все
Токаев и Орбан посетили футбольный матч между сборными Венгрии и Германии
Письма из глубины веков
Искренность – сердце искусства
Завершился чемпионат Казахстана по дзюдо
На Черном каньоне построят пешеходный стеклянный мост
Мощность сахарного завода удвоится
О превратностях судьбы, вере и любви
Подрасти за счет расширения станочного парка
По дороге с облаками
К первенству Азии готовы
Вагончик тронется…
Продкорпорация: закуп зерна начнется с мелких и средних хозяйств
Лекарства, продлевающие жизнь
Был верным родине и себе
Сильные духом и телом
Сотрудничество в области судебного администрирования
Стартапы для сельских бизнесвумен
Подведены итоги чемпионата WorldSkills Kazakhstan 2024
По новым правилам
Школа для юных физиков и математиков ждет новых учеников
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Водителям напомнили о запрете на обгон снегоуборочной колонны
Сделать ход конем
К дальнейшему усилению гарантий независимости судей
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Завершился 22-й раунд переговоров по Сирии
Ни закупочных цен, ни субсидий
Какие изменения в области дорожного движения хотят ввести в Казахстане
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Нерадивых недропользователей лишат лицензий в Туркестанской области
Люксовые авто, элитная недвижимость – главу благотворительного фонда подозревают в хищении 1,5 млрд тенге
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Легенда купеческой эпохи оживает в Петропавловске
Казахстан присоединился к декларации о трехкратном увеличении атомной энергетики к 2050 году
Чем будут кормить в школьных столовых?
Будущее детей родители связывают с новой школой
Токаев: Казахстан играет крайне важную роль как крупная транзитная территория
Зачем конкурсы, если победитель заранее известен?
Дорогу и возможности – молодым
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные

Читайте также

Зал имени Акима Тарази открыли в Национальной академической…
Обладатель «Золотой пальмовой ветви» приедет на кинофестива…
Сказочный балет «Щелкунчик» покажут в преддверии праздников…
Премьерный показ фильма «Граждане крыши» пройдет в Алматы

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]