И как теперь жить, кому верить, и где поиск осуществлять?..
Многие сегодня видят корень столь суровых преобразований в manager`ах, или в переводе – управляющих. У нас, правда, так называют, по-моему, всех, кто не работает индивидуальным предпринимателем, – и администратора, и заведующего, и директора, и, вообще, любого начальника. Да, и не будем забывать, что есть еще и младшие менеджеры...
Не стану особо педалировать внимание на том, что сатирик Михаил Задорнов называет всю эту братию: «манагерами». А особо злоязычные наши сограждане придумали еще и такое определение «начальники нетрадиционной руководящей ориентации».
На счет ориентации не уверен, но скажу, что лично меня в современных менеджерах часто смущает хладнокровное хамство. Это уже не то дремучее жлобство советского чиновного манагера. А какое-то высоколобо отстраненное «обнуление» любого человека. После которого последний перестает быть личностью и становится лишь фамилией во всевозможных документах и функцией для плодотворной жизнедеятельности старшего, среднего и младшего менеджмента.
В общем, трижды прав писатель Даниил Гранин, как-то сказав, что люди сегодня от хамства страдают больше, чем от материальных невзгод.
Кстати, о фамилии. Как тут не вспомнить чудесный фильм 1967 года «Hombre», где у главного героя в исполнении Пола Ньюмэна почти всю картину тоже нет имени. Его так все и называют: Hombre – то есть человек, мужчина. Так вот, он и ведет себя все время как человек, как мужчина, у которого есть свои принципы, не очень понятные и не очень принимаемые окружающими. Он не всем и не всегда нравится. Но взяв ответственность за группу людей, за которыми по прерии упорно гоняются бандиты, Hombre, внутренне презирая случайных сотоварищей, не дает погибнуть ни одному из них. Кроме себя...
В общем, главное тут в том, что можно быть и человеком без имени, но быть ЧЕЛОВЕКОМ. А не функцией...
Кстати, об имени. В нынешнем году наши футбольные функционеры занялись благим делом. А именно приведением зеленых полей, на которых выступают клубы премьер-лиги, в состояние, приемлемое стандартам ФИФА. Местные менеджеры, конечно, кряхтят, но стараются выполнить все пожелания. И, как всегда, не хватает денег. Хотя живем мы все в почти развитом капиталистическом обществе, где есть тысяча способов по честному отъему средств у капиталы предержащих на благое дело.
Например, нужно вам сделать современным футбольный стадион, на котором минимум пару десятков лет и спортсменам и болельщикам будет удобно, пожалуйста, – совершаете Naming rights.
Для читателей, вяло интересующихся спортом, поясню, NR – это финансовая сделка, по которой коммерческое предприятие на определенный срок приобретает право называть своим именем любой объект. Начало таким весьма взаимовыгодным сделкам было положено еще в 1926 году. Тогда компания по производству жевательной резинки William Wrigley Jr. Company купила право переименовать стадион бейсбольного клуба Chicago Cubs в «Wrigley Field». И, кстати, так этот стадион до сих пор и называется.
Сегодня самыми известными примерами NR являются Emirates Stadium в Великобритании (сделка на 100 млн фунтов) и Allianz Arena в ФРГ (340 млн евро). Причем полученные деньги во многом пошли как раз на коренное переобустройство этих стадионов.
Понятное дело, что до таких денег нашим аренам пока как до неба. Но ведь попытаться-то договориться с каким-нибудь банком, страховой или промышленной компанией о NR-сделке можно ж. Все интересней, чем ходить по акиматам и выпрашивать государственную копеечку...
Это я к тому, что, как и человеку, так и стадиону обязательно нужно понимание: для чего он существует на этом не очень белом свете.
Все колонки автора