– Достижения современного независимого Казахстана неразрывно связаны с именем Нурсултана Назарбаева. Мы, казахстанцы, да и весь мир своими глазами наблюдали уникальный политический рост его лидерских позиций, их трансформацию в институт Лидера нации, – говорит Зарема Шаукенова, директор Казахстанского института стратегических исследований (КИСИ) при Президенте РК.
По ее словам, Елбасы выступил в качестве ключевого условия успешной адаптации казахстанского общества – как в политическом, так и в экономическом смыслах к реалиям независимости, успешного суверенного развития. Лидер нации – не просто профессиональный управленец. В условиях системной модернизации общества на него была возложена сложнейшая политико-идеологическая миссия – способствовать переходу массового сознания от патерналистических настроений советской эпохи к самостоятельному, самодостаточному, осмысленному состоянию «квалифицированной гражданственности».
Поэтому, убеждена эксперт, идеологический стержень, нерв политического лидерства Нурсултана Назарбаева – качественный рост национального самосознания, возвышение духа нации.
– Давайте вспомним, как начиналась эпоха независимости, – продолжает Зарема Шаукенова. – Летом 1989 года в СССР поднялась волна многотысячного забастовочного движения, докатившаяся до Карагандинского угольного бассейна. 19 июня 1989 года. Забастовка шахтеров в Караганде. На площади многотысячный митинг. Эмоции через край, атмосфера накалена до предела. К шахтерам выходит человек, который уверенно, спокойно и уважительно говорит: «Я Назарбаев. Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана. Как вы знаете, я на этой должности работаю всего 20 дней».
Это были самые первые нелегкие 20 дней руководителя советской республики. А впереди его ждали еще более сложные вызовы...
По мнению известного социолога Арнольда Тойнби, в любом обществе может родиться сильная личность, способная вывести общество из стагнации. На основе своего видения будущего и пути к нему политические лидеры создают стратегии и парадигмы цивилизационного развития, способные воодушевить нацию и мобилизовать общественное сознание на их реализацию.
– Независимость открыла для казахстанцев уникальную историческую возможность участвовать в построении современной и, самое главное, успешной страны. Казахстан не просто выстоял в эпоху крушения советской власти, он состоялся как государство, – напоминает директор КИСИ.
Стержень казахстанской государственности, позволивший Казахстану осуществить трудные политические, экономические и социальные преобразования, – это сильный Лидер. Первый Президент Нурсултан Назарбаев – пример политического лидера, который сочетает инновации с традициями, авторитетом, житейской мудростью и здоровым прагматизмом. Помимо природной одаренности и личностных качеств, у Первого Президента произошло накопление мощного социально-политического и лидерского капитала.
Зарема Шаукенова приводит в пример высказывание известного российского экономиста Анатолия Спицына: осмысливая жизненный путь Первого Президента, начинаешь лучше понимать тот набор обязательных условий, без которых нельзя стать тем, кем стал Нурсултан Назарбаев, – признанным и авторитетнейшим лидером. Этих обязательных условий по меньшей мере два. Во-первых, должно быть взращено некое особое человеческое чувство, дающее возможность предельно точно и органически ощущать потребности страны, народа. Во-вторых, наличие дара опережать в своих ощущениях ход времени, особого умения предвидеть тенденции, благодаря чему общество и политические институты своевременно делают правильный выбор.
Благодаря этим качествам, заключает директор КИСИ, Первый Президент – Елбасы Нурсултан Назарбаев вывел Казахстан из кризиса после распада супердержавы, построил новое успешное независимое государство, вошедшее в число 50 конкурентоспособных стран мира, стал признанным деятелем мирового масштаба.
– Продуманные и дальновидные инициативы, реализуемые на протяжении трех десятилетий, свидетельствуют о мудрой, целенаправленной деятельности Лидера нации в сфере политических, социально-экономических преобразований, – продолжает тему Марат Жумагулов, заместитель директора КИСИ. – Подтверждением этому в области становления правовой системы Казахстана являются прошедшие конституционные реформы, реализованные в рамках президентской формы правления, подтвердившей свою эффективность в условиях становления молодого государства.
Как убежден Марат Жумагулов, судьбоносные этапы модернизации, связанные с появлением рыночной экономики, демократии, институтов гражданского общества, а также формированием общественного согласия и политической стабильности, стали возможными благодаря сильной президентской власти.
Но не следует забывать, что этапы конституционных преобразований всегда сопровождались всенародным обсуждением, усиливающим роль казахстанского общества в политических преобразованиях. Важным элементом политических преобразований, конечно же, стало определение повышенной конституционной ответственности Парламента и в особенности Мажилиса в вопросах формирования Правительства, усиления контрольных полномочий Парламента за деятельностью Правительства.
Идея Елбасы о перераспределении полномочий Президента между законодательной и исполнительной властью была стартовой площадкой для повышения эффективности работы государственного аппарата, дальнейшего закрепления в правовой системе Казахстана института сдержек и противовесов, основанного на четком балансе деятельности государственных органов власти.
Поэтому новому поколению казахстанцев нужно постоянно рассказывать о непростых шагах Президента на заре становления казахстанской государственности.
– Конечно, – убежден Марат Жумагулов, – новое государственное устройство не могло быть создано в один момент, по взмаху руки. Ведь во все времена маркерами правильности развития государства были экономический прогресс и благополучие народа.
Эксперт называет несколько этапов политической модернизации страны, проведенной под руководством Первого Президента.
Так, в начале независимости стояли задачи выхода из системного кризиса, изменения государственного устройства, сути национальной экономики, создания новой политической системы. Этот период Нурсултан Назарбаев охарактеризовал как первый этап модернизации Казахстана.
Началом второго этапа стало принятие Стратегии-2030, в результате реализации которой Казахстан вышел из зоны экономического отставания и вошел в топ 50 конкурентоспособных экономик мира.
И первый, и второй этапы представляют собой бесценный опыт для Казахстана. Политическое решение Нурсултана Назарбаева по запуску Третьего этапа модернизации было не просто поиском ответа глобальным мировым вызовам, а разработкой казахстанского пути реализации Стратегии-2050 с учетом Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации Пяти институциональных реформ.
– За годы суверенного развития Казахстан научился главному – сочетать внутренние потребности и внешние контексты: страна прагматично оценивает свое место в мире, не преувеличивая и не уменьшая свою значимость. Главная роль в этом принадлежит Нурсултану Назарбаеву, – вступает в разговор Мадина Нургалиева, заместитель директора КИСИ.
Как она считает, учреждение национального праздника Дня Первого Президента в 2012 году стало закономерным итогом политической эволюции института президентства в нашей стране.
По ее словам, феномен личности Нурсултана Назарбаева вышел за рамки президентского института и перерос в ранг Лидера нации. Все это указывает на тот факт, что Елбасы всегда был и остается гарантом стабильности Казахстана. Деятельность Первого Президента стала примером стратегически точного расчета и успешной реализации проекта модернизации общества.
Мадина Нургалиева приводит слова известного политолога Меиржана Машана: «Нурсултан Назарбаев своим примером каждодневно побуждает народ к совершенствованию. Не только в экономическом плане, а даже и в плане национального характера».
В целом многие зарубежные эксперты воспринимают политическое долголетие Первого Президента Казахстана как важный политический ресурс и социальный капитал, благодаря которому у нашей страны есть шанс сделать процессы прогрессивного развития необратимыми. Одним из подтверждений этому может служить вручение председателем Международной конференции азиатских политических партий (МКАПП) Хосе де Венесиа Нурсултану Назарбаеву высшей награды МКАПП – ордена «За выдающиеся достижения и служение человечеству».
По наблюдениям Мадины Нургалиевой, ментальная специфика общества формирует восприятие деятельности Нурсултана Назарбаева в качестве ключевого фактора успешной адаптации Казахстана к современным условиям – как в политическом, так и в экономическом смыслах.
– Не стоит забывать, – напоминает заместитель директора КИСИ, – в первые годы независимости на плечи Нурсултана Назарбаева была возложена сложнейшая политико-идеологическая миссия: способствовать переходу массового сознания от пассивного к самостоятельному, осмысленному состоянию гражданственности и активного социального партнерства.
Успех этой миссии Первого Президента позволил Казахстану выдержать давление мирового кризиса. Да и во многом, благодаря качественному управлению и политической воле Елбасы, наша страна избежала внутренних потрясений.
По убеждению Мадины Нургалиевой, сохранение стабильной обстановки в первые годы независимости было обеспечено также за счет опережавшего выполнения социальных обязательств, первостепенного внимания руководства страны к решению социальных проблем и трудоустройства безработных граждан.
Таким образом, высочайший авторитет и харизма Первого Президента, его выверенные политические и социально-экономические решения заложили основу дальнейшего успешного развития Казахстана.
– Фактор сильного президентства за три десятка лет стал одним из решающих условий успешного развития Казахстана, – подтверждает доводы коллег Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник КИСИ. – Именно с появлением и развитием института президентства была создана устойчивая и сильная государственная власть, произошла стабилизация внутриполитических процессов, в исторически короткий срок достигнуты позитивные перемены в экономике, республика получила признание международного сообщества. Все это позволило укрепить государственность, развивать культуру и образование, улучшать благосостояние народа.
Эксперт напоминает, что географические, исторические и социокультурные особенности влияют, конечно, на государственное устройство, политическую культуру и природу власти в Казахстане. Но именно лидер, способный предложить государству и обществу конкурентоспособную модель развития и мобилизовать народ для ее реализации, становится символом новой эпохи.
Вне всякого сомнения, таким Лидером для Казахстана является Нурсултан Назарбаев. Для большинства населения страны именно он воплощает идеальный образ яркого, харизматичного политического Лидера, сочетающего в себе все базовые компоненты сильной личности, мудрого правителя, успешного менеджера.
Феномен Нурсултана Назарбаева заключается в том, что он обладает высоким интеллектуальным потенциалом, умением стратегически мыслить и учитывать исторический и современный контекст.
Закономерно, по словам эксперта, что 15 июня 2010 года вступил в силу Конституционный закон РК, наделяющий Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева статусом «Лидер нации». Ведь на протяжении многих лет Нурсултан Назарбаев последовательно проводил линию на укрепление традиций межэтнической толерантности в стране, возведя ее в ранг государственной политики.
Следует отметить также, что харизма Лидера нации во многом определяет международный имидж и особый статус современного Казахстана в реалиях современного мира.
С этой точки зрения, Нурсултан Назарбаев, безусловно, является символом нашего государства, одной из наиболее ярких и целостных фигур постсоветской эпохи.
Благодаря его взвешенной целенаправленной и системной политике, наша страна на международной арене рассматривается экспертным сообществом как лидер, уважаемый странами-партнерами в ООН, ОБСЕ, ШОС, ОДКБ, ОИС, Таможенном союзе.
По убеждению Юрия Булуктаева, Нурсултан Назарбаев является Лидером – знаменосцем, который отличается собственным видением действительности: определяет цели и указывает своим сторонникам направления их деятельности, увлекает за собой весь народ.
В связи с этим эксперт приводит высказывание американского писателя Джона Гарднера об идеальном политическом деятеле: «Лидеры могут выражать ценности и работать на сплочение общества. Но главное, что они способны постигать и выдвигать цели, заставляющие людей оторваться от своих мелочных забот, поднять головы, посмотреть выше и дальше конфликтов, раздирающих общество. Лидеры способны объединить усилия многих людей в достижении целей».
Именно такой образ Нурсултана Назарбаева как Лидера нации закрепился в сознании казахстанцев.