Фотовыставка "Петроглифы Тамгалы" открылась в музее искусств им. Кастеева

2838
Алоис НАЗАРОВ
Фото автора
В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева проходит фотовыставка "Петроглифы Тамгалы", которая продлится до конца января. Она посвящена уникальному памятнику наскального искусства не только Казахстана, но и всей Центральной Азии, сообщает Kazpravda.kz.

С 2004 года памятник Тамгалы включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО и находится под его охраной. Случайно открытый в 1957 году в 170 километрах от Алматы, он уже более полувека привлекает пристальное внимание ученых Казахстана и зарубежья.

Фотовыставка является результатом первого года архитектурно-искусствоведческого исследования святилищ эпохи бронзы и раннего железа, финансируемого Комитетом науки Министерства образования и науки Казахстана. Исследование осуществляет искусствовед, доктор PhD Саид Галымжанов. В первый год он изучал урочище Тамгалы. Саид Галымжанов является и куратором фотовыставки. Фотографии же сделаны фотографом экспедиции. Разглядывая их, кажется, что стоишь не перед фотографией, а перед самой скалой.

Саид Галымжанов рассказал, что урочище Тамгалы – это уникальный храм под открытым небом, петроглифы которого выступали не только декорацией к магическому ритуально-театральному действу, но заключали в себе
код картины мира древних людей. Святилище было создано арийскими племенами в эпоху бронзы.

Саидом Галмжановым является последователем казахстанского археолога Алана Медоева (1934–1980) и интерпретирует петроглифы Тамгалы на основе "Ригведы" – одного из древнейших индоиранских текстов и одного из древнейших религиозных текстов в мире. По мнению Саида Галымжанова, петроглифы иллюстрируют миф из «Ригведы» о создании жизни богом Индрой и его победу над змеем-демоном Вритрой. Свое мнение Саид подкрепил интерпретацией нескольких петроглифических сюжетов.

568f9574cd9831452250484.jpg

По словам Саида Галымжанова, петроглифы Тамгалы раскрывают самый главный сюжет арийской мифологии – сотворение мира. Бог Индра сотворил землю, а главным в акте сотворения была борьба со змеем-демоном Вритрой. В нижнем правом углу этого фрагмента наскальных изображений виден вол, на который нападает человекоподобное существо с жезлом в руках. Поскольку жезл с древнейших времен – олицетворение верховной власти, то в человекоподобном существе Саид Галымжанов видит бога Индру, а в воле перед ним, опираясь на "Ригведу", видит Вритру.

568f961fa2f5c1452250655.jpg

Особый рассказ Саида Галымжанова посвящен изображению ритуального танца. В руках у танцующих – топоры. Это отражение победы Индры над Вритрой. Танцующих – двенадцать, и это число символизируют жизненный цикл из 12 месяцев. В центре танцующих – беременная женщина, символизирующая новое рождение жизни по завершению жизненного цикла.

Здесь хотелось вспомнить, что изображение этого ритуального танца на скалах Тамгалы интерпретируют по-разному. Во время экскурсии в урочище в мае 2013 года археолог Станислав Потапов рассказал, что этот танец-хоровод у древних был отбором к участию в главном обряде года – жертвоприношении быка. Участники хоровода прыгали-скакали по кругу с топором в руках. По сигналу они останавливались и наносили удар топором по голове соседу. Если, пытаясь увернуться, выходил за пределы круга, то выбывал из борьбы. Если не успевал увернуться, то получал, возможно, смертельный удар. Поэтому в ритуальном танце-хороводе участвовали наиболее уверенные в своей силе и ловкости воины.

А совсем недавно автору этих строк попалась интерпретация изображения танца на основе древнетюркской мифологии. Кто-то в двенадцати танцующих людях увидел олицетворение двенадцати аймаков, на которые, по легенде, Огыз каган разделил территорию.

568f962c4d36d1452250668.jpg

Наиболее интересные изображения в Тамгалы, по мнению Саида Галымжанова, – палиценосцы. Они встречаются практически во всех пяти выделяемых археологами группах петроглифов Тамгалы. Саид видит в палиценосцах изображение бога Индры. В "Ригведе" говорится, что Индра убил змея-демона Виртру, ударив его палицей по голове.

568f963a544921452250682.jpg

Как пояснил Саид Галымжанов, первая группа петроглифов рассказывает о предыстории подвига Индры (то есть убийства Виртры). Вторая группа – момент подвига и то, что произошло после него. Третья группа – сюжеты зарождения жизни. Данный петроглиф, изображающий беременную корову, показывает ее зарождение.

568f964484b8c1452250692.jpg

Одно из самых известных изображений – солнцеголовые, которое многие знают через музыкальный конкурс "Азия дауысы", символом которого было изображение солнцеголового. По интерпретации Саида Галымжанова, здесь солнцеголовое божество (Индра) изображено восседающим на воле (поверженный Виртра).

568f964e17e321452250702.jpg

Изображение волка в святилище Тамгалы относится к более позднему периоду – к эпохе раннего железа. Данное изображение Саид Галымжанов выбрал для выставки из-за того, что здесь же изображен козел. По "Ригведе", козел – самое почитаемое животное, принося которого в жертву, люди очищались от грехов.

568f9656c21301452250710.jpg

Петроглифы, изображающие оленя, относятся к эпохе саков (раннего железа). В сакскую эпоху олень был символом солнца.

568f96697a71e1452250729.jpg

Во время посещения выставки удалось полистать выпущенный в минувшем году красочный фотоальбом "Танбалы" (Танбалы – казахское обозначение урочища Тамгалы). Его авторы – Саид Галымжанов и его мать Асия Галымжанова. На фото они стоят рядом. Книга имеет предисловие на казахском, русском и английском языках. И много цветных фотографий петроглифов, которые в издании сгруппированы в пять групп. Это повторяет группирование петроглифов современной археологической наукой.

Подведя фотовыставкой итог первого года своего исследования, Саид Галымжанов в 2016-м году намеревается продолжить изучение древних святилищ. На очереди – петроглифы урочища Ешкиольмес в Алматинской области. На 2017-й год запланирована экспедиция на хребет Каратау в южном Казахстане. Так что мы, не исключено, увидим и другие фотовыставки по материалам экспедиций Саида Галымжанова. Итогом же должна стать монография о наскальных изображениях Южного Казахстана и Семиречья.

Популярное

Все
Распоряжение Главы государства о назначении
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Мир, который принимает тебя
Факультету журналистики ЕНУ – 15 лет
Путешествие в закулисье
Прощай, Владимир Иванович!
Территория впечатлений
Рейды против загрязнения города
Ведущие нейрохирурги мира собрались в Астане
Рыбаки приветствуют путешественников
Обсуждены вопросы коллективной безопасности
Библиотеки нового поколения
Указ Президента Республики Казахстан о назначении
Указ Президента Республики Казахстан О мерах по совершенствованию системы государственного управления
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
В объективе камеры – глубинка
Закон Республики Казахстан О фондах целевого капитала и эндаумент-фондах (целевых капиталах)
Закон Республики Казахстан О территориальной обороне Республики Казахстан
Интерпретировать, объяснять, расставлять акценты
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
Введена в строй новая подстанция
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

Грандиозную премьеру балета-кантаты Carmina Burana готовят …
«Қазақконцерт» завершил 64-й сезон гала-концертом в Астане
Айгерим Алтынбек выступила на сцене с Андреа Бочелли
Фестиваль «Кымызмурындык» организовали в заповеднике Бозок

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]