В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева проходит фотовыставка "Петроглифы Тамгалы", которая продлится до конца января. Она посвящена уникальному памятнику наскального искусства не только Казахстана, но и всей Центральной Азии, сообщает
Kazpravda.kz.
С 2004 года памятник Тамгалы включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО и находится под его охраной. Случайно открытый в 1957 году в 170 километрах от Алматы, он уже более полувека привлекает пристальное внимание ученых Казахстана и зарубежья.
Фотовыставка является результатом первого года архитектурно-искусствоведческого исследования святилищ эпохи бронзы и раннего железа, финансируемого Комитетом науки Министерства образования и науки Казахстана. Исследование осуществляет искусствовед, доктор PhD Саид Галымжанов. В первый год он изучал урочище Тамгалы. Саид Галымжанов является и куратором фотовыставки. Фотографии же сделаны фотографом экспедиции. Разглядывая их, кажется, что стоишь не перед фотографией, а перед самой скалой.
Саид Галымжанов рассказал, что урочище Тамгалы – это уникальный храм под открытым небом, петроглифы которого выступали не только декорацией к магическому ритуально-театральному действу, но заключали в себе
код картины мира древних людей. Святилище было создано арийскими племенами в эпоху бронзы.
Саидом Галмжановым является последователем казахстанского археолога Алана Медоева (1934–1980) и интерпретирует петроглифы Тамгалы на основе "Ригведы" – одного из древнейших индоиранских текстов и одного из древнейших религиозных текстов в мире. По мнению Саида Галымжанова, петроглифы иллюстрируют миф из «Ригведы» о создании жизни богом Индрой и его победу над змеем-демоном Вритрой. Свое мнение Саид подкрепил интерпретацией нескольких петроглифических сюжетов.

По словам Саида Галымжанова, петроглифы Тамгалы раскрывают самый главный сюжет арийской мифологии – сотворение мира. Бог Индра сотворил землю, а главным в акте сотворения была борьба со змеем-демоном Вритрой. В нижнем правом углу этого фрагмента наскальных изображений виден вол, на который нападает человекоподобное существо с жезлом в руках. Поскольку жезл с древнейших времен – олицетворение верховной власти, то в человекоподобном существе Саид Галымжанов видит бога Индру, а в воле перед ним, опираясь на "Ригведу", видит Вритру.

Особый рассказ Саида Галымжанова посвящен изображению ритуального танца. В руках у танцующих – топоры. Это отражение победы Индры над Вритрой. Танцующих – двенадцать, и это число символизируют жизненный цикл из 12 месяцев. В центре танцующих – беременная женщина, символизирующая новое рождение жизни по завершению жизненного цикла.
Здесь хотелось вспомнить, что изображение этого ритуального танца на скалах Тамгалы интерпретируют по-разному. Во время экскурсии в урочище в мае 2013 года археолог Станислав Потапов рассказал, что этот танец-хоровод у древних был отбором к участию в главном обряде года – жертвоприношении быка. Участники хоровода прыгали-скакали по кругу с топором в руках. По сигналу они останавливались и наносили удар топором по голове соседу. Если, пытаясь увернуться, выходил за пределы круга, то выбывал из борьбы. Если не успевал увернуться, то получал, возможно, смертельный удар. Поэтому в ритуальном танце-хороводе участвовали наиболее уверенные в своей силе и ловкости воины.
А совсем недавно автору этих строк попалась интерпретация изображения танца на основе древнетюркской мифологии. Кто-то в двенадцати танцующих людях увидел олицетворение двенадцати аймаков, на которые, по легенде, Огыз каган разделил территорию.

Наиболее интересные изображения в Тамгалы, по мнению Саида Галымжанова, – палиценосцы. Они встречаются практически во всех пяти выделяемых археологами группах петроглифов Тамгалы. Саид видит в палиценосцах изображение бога Индры. В "Ригведе" говорится, что Индра убил змея-демона Виртру, ударив его палицей по голове.

Как пояснил Саид Галымжанов, первая группа петроглифов рассказывает о предыстории подвига Индры (то есть убийства Виртры). Вторая группа – момент подвига и то, что произошло после него. Третья группа – сюжеты зарождения жизни. Данный петроглиф, изображающий беременную корову, показывает ее зарождение.

Одно из самых известных изображений – солнцеголовые, которое многие знают через музыкальный конкурс "Азия дауысы", символом которого было изображение солнцеголового. По интерпретации Саида Галымжанова, здесь солнцеголовое божество (Индра) изображено восседающим на воле (поверженный Виртра).

Изображение волка в святилище Тамгалы относится к более позднему периоду – к эпохе раннего железа. Данное изображение Саид Галымжанов выбрал для выставки из-за того, что здесь же изображен козел. По "Ригведе", козел – самое почитаемое животное, принося которого в жертву, люди очищались от грехов.

Петроглифы, изображающие оленя, относятся к эпохе саков (раннего железа). В сакскую эпоху олень был символом солнца.

Во время посещения выставки удалось полистать выпущенный в минувшем году красочный фотоальбом "Танбалы" (Танбалы – казахское обозначение урочища Тамгалы). Его авторы – Саид Галымжанов и его мать Асия Галымжанова. На фото они стоят рядом. Книга имеет предисловие на казахском, русском и английском языках. И много цветных фотографий петроглифов, которые в издании сгруппированы в пять групп. Это повторяет группирование петроглифов современной археологической наукой.
Подведя фотовыставкой итог первого года своего исследования, Саид Галымжанов в 2016-м году намеревается продолжить изучение древних святилищ. На очереди – петроглифы урочища Ешкиольмес в Алматинской области. На 2017-й год запланирована экспедиция на хребет Каратау в южном Казахстане. Так что мы, не исключено, увидим и другие фотовыставки по материалам экспедиций Саида Галымжанова. Итогом же должна стать монография о наскальных изображениях Южного Казахстана и Семиречья.