Игры для души Статьи 27 ноября 2020 г. 7:50 1194 Елена Ульянкина «Имаджинариум» по-карагандинскиКаждый из нас в детстве любил играть, неважно во что – и в «Монополию», и в «Крокодила», и в «Лото». Причем частенько за этим занятием собиралась вся семья. Было весело и познавательно. Неплохо было бы возродить эту традицию, считает жительница Караганды Мария Жиркова, которая создает настольные, обучающие и трансформационные игры для взрослых и детей.– Все началось со дня рождения моей дочери, ей тогда исполнилось 6 лет, – вспоминает Мария Жиркова. – Заказала для нее праздник с ростовыми куклами и конкурсами. К сожалению, мне не понравились ни костюмы, ни игровое наполнение. И мне захотелось провести праздник по-другому, более интеллектуально.Тогда Мария, будучи экономистом, переводчиком и экоактивистом, открыла в себе талант затейника. Она может войти в любое помещение, где есть люди и предметы, и на ходу придумать для них игру. Наша героиня решила монетизировать свои способности. Сначала она открыла фирму, а в 2017 году вплотную занялась созданием игр. Первой из них была «Қияландия», то есть «Волшебная страна».– Это название мы придумали вместе с молодой карагандинской художницей Марьяной Макеевой, – говорит Мария. – Дело было так. Марьяна подошла ко мне и предложила создать свой «Имаджинариум». Я ответила, что просто скопировать игру будет нечестно, надо сделать что-то свое. И мы придумали «Қияландию». Создали для нее игровое поле и уникальные карточки. На них мы разместили репродукции картин трех карагандинских художниц – Марьяны Макеевой, Веры Капинус и Любови Гуменюк.Игровой процесс построен на методике работы с ассоциациями. Игрокам, которых должно быть не менее четырех, раздают по 7 карт. Первый бросает кубики, ходит фишкой по полю и выкладывает одну карту, называя связанную с ней ассоциацию. Задача остальных – выложить на стол по карте, которая у них вызывает схожий образ. Далее игроки голосуют за самую подходящую по смыслу карточку и дают ее владельцу очки. Побеждает тот, кто дойдет до финиша и наберет больше очков.– Бывает так, что люди, особенно подростки, выбирают тактику «голосую за себя», – делится опытом карагандинка. – И к чему это приводит? К тому, что кроме самого игрока его карту никто не выбирает. Такая тактика не приносит результата. Поэтому люди, подумав, начинают выбирать не свои карты, а те, которые вызывают более интересные ассоциации. Знаете, как-то раз у меня в «Қияландию» играли бухгалтеры. Потом они рассказывали, что раньше им снились исключительно столбики цифр и отчеты, а после игры они стали видеть цветные сны. Получается, что у людей благодаря игре реально включается воображение.Мария Жиркова убеждена, что любая игра нас чему-то учит. Те, что строятся на ассоциациях, пробуждают в людях образное мышление. А у «Қияландии» есть еще один приятный бонус. Она развивает эстетическое восприятие и знакомит игроков с современным искусством.Вкусно и познавательноЕще одна настольная игра, которую придумала Мария Жиркова, называется «Банка огурцов». Она предназначена как для детской аудитории, так и для взрослой. Игра появилась, когда наша героиня училась в бизнес-школе. Однажды они спросили: «А ты сможешь сделать игру про нас?» И она смогла.Мария нарисовала игровое поле, по которому нужно ходить фишками, и банки, куда игроки должны «складывать» огурцы. Их заменили конфетами. Задача игроков – собирать сладости, выполняя задания, которые указаны на карточках. Они могут быть и простые, и сложные, и шуточные, и серьезные. Вот одно из них: «Ваш сосед справа имеет к вам претензии. У вас есть 30 секунд, чтобы придумать самое оригинальное оправдание. Если все аплодируют, возьмите из банки 5 конфет». Победителем становится тот, у кого в банке накопится больше всего конфет.– Это развлекательная игра, которая способствует развитию навыков общения, – поясняет Мария Жиркова. – Она подходит как для знакомых, так и незнакомых людей, потому что помогает растапливать первоначальный лед. Ведь когда компания собирается за столом, бывает так, что человеку неудобно начать разговор, а игра дает первый толчок. В «Банку огурцов» очень любят играть дети. Потому что не только весело, но и можно заполучить их любимые конфеты.В арсенале карагандинки есть еще одна «гастрономическая» настольная игра. Она называется «Специи для управленца». Ее Мария придумала по просьбе своей подруги, которая ходила на курсы повышения квалификации руководителей. Ей нужно было сдать выпускной экзамен, но не просто так, а чтобы процесс был интересным и познавательным.– Передо мной поставили задачу: игра должна быть про руководителей и про индийскую кухню, – вспоминает наша героиня. – Я придумала игру «Специи для управленца». С одной стороны она познавательная, а с другой – позволяет делиться опытом. Разработала карточки пяти видов – корица, имбирь, куркума, гвоздика и анис. Все эти специи используются в индийской кухне, и их свойства по-разному влияют на нас: одна помогает успокоиться, а другая может завести наш внутренний мотор. Соответственно этому влиянию – и вопросы в карточках. Например, если куркума помогает воплощать планы в реальность, то в ее карточках много заданий именно про планирование.Выполняя задания, игроки получают баллы. Кто набрал больше, тот и победил. Создательница «Специй для управленца» отмечает, что ее игра предназначена не только для бизнесменов, но и для обычных людей, даже для домохозяек. Ведь они тоже управляют процессами – ведут домашнее хозяйство, воспитывают детей, поддерживают контакты с родственниками. А это тоже надо делать с умом.– Игра очень хорошо работает на самооценку, самореализацию и самомотивацию, – отмечает ее автор. – В одной из ее карточек есть задание: «Назовите 5 поступков, за которые вы себя цените». Выполняя его, человек заглядывает в себя. Это важно, ведь людям зачастую сложно сказать о себе доброе слово, у нас не принято себя хвалить. А игра помогает найти в себе новые таланты или просто сказать: «Какой же я классный!» И это преображает нашу картину мира.Только для девочек!Игру «7 цветов женщины» Мария Жиркова придумала исключительно для прекрасных дам. В ее основе лежит теория архетипов, которую разработал отец аналитической психологии Карл Юнг. Он разделил характеры людей на 12 типов: невинный, искатель, мудрец, герой, бунтарь, волшебник, славный малый, любовник, шут, родитель, творец и правитель. Наша героиня трансформировала эту идею и применила ее к прекрасному полу. Она образно обозначила 7 сторон женской личности – нимфа, хранительница очага, девочка-припевочка, мать, королева, баба со скалкой и ведьма. Они стали главными «героинями» ее игры.В игре не используется кубик. Колода состоит из карт с заданиями и с персонажами. Участницы получают на руки по 7 карт, из которых выбирают две – одну с заданием для себя, вторую – для соседки слева. Взамен использованных карт надо взять новые из колоды.– Допустим, мне выпало задание: «Поделитесь советом по воспитанию детей», – объясняет механику игры Мария Жиркова. – Я его выполняю и говорю остальным участницам: «Все могут выложить на стол по одной карте с персонажем». Так мы ходим и выполняем задания до тех пор, пока одна из участниц не выложит на стол все 7 карт с изображением нимфы, хранительницы очага, девочки-припевочки, матери, королевы, бабы со скалкой и ведьмы.Но все не так просто. В игре есть подвох. Баба со скалкой, так сказать, ведет подрывную деятельность. Если карта с ее изображением попалась участнице, то происходит непредвиденное. Например, игроки должны убрать со стола одного персонажа или сбросить все карты, которые есть у них на руках. Это вносит элемент неожиданности и может помочь прорваться в лидеры той, которая раньше отставала.– В «7 цветов женщины» подруги могут играть вместо того, чтобы сплетничать или перемывать мужьям кости, – улыбается наша собеседница. – Игра позволяет весело и непринужденно обсудить вопросы воспитания детей, секреты красоты и здоровья, кулинарные пристрастия. Мои подруги взяли в привычку играть в «7 цветов женщины», когда приходят ко мне в гости. Они говорят: «Давай болтать не будем. Неси игру!» Это хороший способ развлечься и даже выплеснуть эмоции. Потому что игра – это инструмент, помогающий нам экологично прожить свои эмоции. Когда мы эмоцию выплескиваем на виновника ее возникновения – это не очень хорошо. Потому что не приносит результата ни вам, ни другому человеку. Но не прожить свою эмоцию тоже вредно.Как в жизниСо временем развлекательная игра «7 цветов женщины» переросла в трансформационную. А это уже близко к коучингу и психологии. Трансформационные игры предназначены для взрослых. Они имитируют нашу жизнь, помогая решить вопрос, который не дает покоя, принять важное решение, снять психологические барьеры или раскрыть свой творческий потенциал. По сути, это путешествие к себе за ответами на вопросы, которые привели вас в игру.– Моя игра позволяет женщине выяснить, какой из персонажей – нимфа, хранительница очага, девочка-припевочка, мать, королева, баба со скалкой или ведьма – доминирует в ее характере, – объясняет Мария Жиркова. – В идеале они должны проявляться все. Когда я это говорю, меня спрашивают: «И баба со скалкой тоже?» Да! И она тоже! Потому что баба со скалкой отстаивает наши личные границы. Эта игра дает понять женщине, что можно быть разной. Мы не созданы быть белыми и пушистыми. Мы – обычные люди, у которых есть сложности, проблемы, переживания и ошибки. Умение принимать себя не только девочкой-припевочкой, а еще и бабой со скалкой помогает гармоничному существованию.В трансформационной игре, как и в обычной настольной, есть поле, кубики и карточки с заданиями. Отличие ее лишь в том, что человек садится за стол с определенным запросом, то есть с проблемной ситуацией, в которой ему надо разобраться. Во время игры ему будут выпадать те карточки, которые подскажут ответы на волнующие вопросы.– У участника игры есть возможность получить подсказку, – продолжает наша героиня. – Если она выпала, игрок может взять любую карту из колоды метафорических карт. Это инструмент проективной психологии, который помогает найти ответ на свой запрос в образах через то, что мы видим и чувствуем. Если запроса нет, то игра подскажет человеку, на какие области жизни ему надо обратить внимание.О метафорических картах стоит рассказать подробнее. Отметим, что Мария создает и их тоже. Метафорические карты – это картинки с изображением людей, событий, природы, абстрактных образов или слов, объединенных одной темой. Появились они более 40 лет назад. Первую колоду создал канадский художник Эли Раман в 1975 году, чтобы популяризировать произведения искусства. А в психотерапии метафорические карты стали использовать в 1980-х годах.Механизм их работы основан на трех психологических феноменах. Первый – закон проекции, который описал Зигмунд Фрейд. Согласно ему карты – это стимул, который вызывает поток ассоциаций, содержащий информацию о внутреннем мире человека. Второй феномен – это закон диссоциации. Когда он «включается», человек начинает смотреть на происходящее в его жизни как будто со стороны. Третий феномен – это метафора, то есть образное сравнение, которое помогает через картинку на карте увидеть новые смыслы.– Мою колоду метафорических карт мне помогла создавать карагандинская художница Юлия Ляндаева, – говорит Мария. – Как они работают? Надо подумать про ситуацию, задать волнующий вопрос и вытянуть карту. Ассоциации, которые возникнут во время разглядывания картинки, подтолкнут вас к ответу.Главный эффект трансформационных игр и метафорических в том, что благодаря им человек берет свою жизнь в свои руки и начинает менять ее к лучшему.
19 мая 2025 г. 8:44 Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком