Системные экономические меры развития всегда будут иметь больший эффект для улучшения самочувствия граждан, чем механическое увеличение социальных выплат.
Все потому, что в отсутствии увеличения ВВП инфляция все равно будет опережать рост доходов населения, сколько бы мы ни повышали зарплаты и пособия. Поэтому в первую очередь нам необходимо думать о создании продуктов и услуг с высокой добавочной стоимостью.
В частности, речь идет о решении вопроса с неэффективным посредничеством в сфере торговли, в том числе и в приграничных зонах. С одной стороны, Казахстан успешно реализовал много прорывных проектов в этой сфере, среди которых Международный центр приграничного сотрудничества, с нуля построен сухой порт. И это создало новые точки экономического роста, но, с другой стороны, несвоевременное и неэффектиное урегулирование отдельных вопросов создало клубок все накапливающихся проблем, связанных с коррупцией и криминалом. Об этом свидетельствуют и расхождения в цифрах между нашей и китайской таможнями, что, как многие эксперты указывают, и, скорее всего, так и есть, является контрабандой и неучтенным «серым» потоком.
Решение многих вопросов лежит в области гармонизации законодательства, в данном случае с КНР. Другие вопросы – это техническое устранение искусственных барьеров для свободного прохождения грузов. Разобраться в этом сегодня необходимо. Во-первых, это простая математика: если неучтенные потоки направить в бюджет, это позволит решить многие социальные проблемы, реализовать новые проекты. К тому же опыт огромных приграничных хабов планируют распространить и на другие направления – на границах с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном. Потому что по большому счету эта система показывает эффективность, обеспечивая рабочими местами не только приграничные районы, но и создавая более широкий потенциал для увеличения поступлений в бюджет.
Поэтому важно сегодня выявить все недостатки и слабые места в работе приграничных зон торговли, исправить эти недоработки, чтобы не транслировать их на другие направления.
Но самое главное – необходимо сделать зоны приграничной торговли более цивилизованными. Потому что при всех достижениях, к сожалению, сегодня уровень сервиса там не дотягивает до международных стандартов. Речь идет о том, чтобы сделать комплекс предоставляемых услуг рассчитанным прежде всего на потребителя. Это и устранение нескончаемых очередей, информация о которых дошла уже даже до Президента страны, и создание максимально прозрачных зон.
Ведь не секрет, что сегодня в приграничной зоне сотрудничества работает огромное количество так называемых компаний-прокладок, которые навязывают посреднические услуги и обязуют к сотрудничеству с ними для оперативного прохождения того или иного груза. Откуда они там появились и почему торгуют преференциями в зоне государственных услуг – остается вопросом.
Безусловно, решить эти проблемы непросто. Ведь зона экономического сотрудничества – огромный механизм, который, несмотря на все недочеты, все равно продолжает работать, и работу эту останавливать нельзя. Поэтому, на мой взгляд, необходимо запустить параллельную комиссионную проверку, состоящую из представителей нескольких комитетов, которая могла бы осуществить профессиональный эффективный надзор на всех этапах торгового и транзитного процесса. Очень важно, не останавливая работу приграничных зон торговли, довести ее до международных стандартов, сделать удобной и прозрачной.
Проблема заключается и в том, что сейчас все хотят мгновенного решения очень давно назревавших болевых точек. Но волшебной таблетки, к сожалению, не существует. Переход на сервисную модель государства требует времени и усилий. И пока высок эмоциональный накал и желание на самом высшем уровне решить эти проблемы, можно создать несколько образцово-показательных прецедентов.
Во многом можно опереться и на опыт специальных экономических зон, которым Касым-Жомарт Токаев уделил особое внимание, говоря об изыскании новых возможностей для экономического роста. В том же Китае, например, СЭЗ стали ключевыми точками развития. Но в Казахстане мы видим, что этот механизм не выполняет своих функций в том объеме, в котором ожидалось.
Последние несколько лет было ощущение, что сама идея СЭЗ всех немного разочаровала, о них перестали говорить, и эти проблемы как будто немного подзабылись. То, что сегодня Президент обратился к этой теме, само по себе очень важно.
Проблем там, конечно, немало. Главная из них – создание одинаковых условий и возможностей для работы всех желающих субъектов и исключение преференций для избранных. Необходимо, чтобы эти зоны начали выполнять те задачи, которые на них были возложены изначально. То есть стали экономическими драйверами, принимающими крупных международных и внутренних инвесторов для реализации масштабных проектов, и обеспечивали налоговые поступления в бюджет.
Казахстан – развивающаяся страна. И даже в условиях пандемии отечественная экономика показывает стабильный рост. Это говорит о том, что у нас есть большой потенциал и очень много точек развития. Вопрос в создании новых и совершенствовании уже имеющихся инструментов, которые позволят нам этот потенциал в полной мере реализовать.