Коллаж Алии Заркешевой
(Продолжение, начало в
№ 13 (27889),
№ 15 (27891).
Абулхаир из-за своего высокомерия, как пишут источники, не сумел разглядеть в этой откочевке более важные и губительные последствия, не предпринял каких-либо дипломатических шагов для урегулирования конфликта. Но позже, в 1468 (1469) году, он пошел войной на мятежных султанов. Встретившись недалеко от местности Жети кудук (Семь колодцев), войска три дня стояли в нерешительности, что было естественным, так как обе стороны не только хорошо знали друг друга, скорее всего они были в близкородственных отношениях. Лил проливной дождь, затем пошел снег, ударили жестокие морозы, после долгого стояния войска разошлись. По пути домой Абулхаир-хан умирает вследствие скоротечной лихорадки. Он похоронен, как сообщает Кадыргали Жалаири, в Сыганаке, т. е. на территории современного Казахстана.
Сам процесс образования молодого ханства проходил в сложных геополитических условиях. Это был период начинающегося подъема в Европе и России. Это была эпоха великих географических открытий. На юге спешно перевооружался севефидский Иран. На востоке укрепилась династия Хубилая. В истории прошлого утвердилось мнение, что Абулхаир был исключительно узбекским ханом. На самом деле он родился недалеко от Аральского моря, был коронован на Тоболе и похоронен в Сыганаке. Таким образом, Абулхаир был больше казахским деятелем, так как родился, жил и умер на территории Казахстана, а в Хорезм и Самарканд совершал военные походы.
Известный исследователь истории Казахстана Клавдия Пищулина в пятитомной Истории Казахстана излагает свою аргументированную версию хронологии образования Казахского ханства. Она пишет, что в условиях ослабления власти могулистанской знати после смерти Есен-буги в 1462 году и отъезда его брата Йунус (Жунус) хана в Ташкент, усиливаются ханы Жанибек и Керей. Для обособления Казахского ханства им не нужно было ждать развязки событий в Деште, связанных со смертью хана Абулхаира в 1468 году. В эти же годы происходит заметное усиление и расширение власти казахских ханов в регионе присырдарьинских городов и степных просторов Восточного Дешт-и-Кипчака.
"Вопрос стоял не только о смене династии в Узбекском улусе, а о появлении самостоятельного государства, сложившейся казахской народности", – пишет первый председатель Общества изучения Киргизского края (1920 г.) историк Александр Чулошников. Ряд других исследователей, например Сапар Ибрагимов, отмечает, что ханство Казахское образовалось в период с XV по XVI век, приблизив тем самым факт образования к началу XVI века. Наша версия согласуется с мнением тех, кто считает, что процесс образования Казахского ханства был нелегким и сравнительно долгим.
Т. Султанов справедливо отмечал, что "образование Казахского ханства не было одновременным актом", и окончательным событием считал возвращение Жанибека и Керея в 1470 году во владения Абулхаира и захват ими верховной власти. Но нам за точку отчета все же надо взять 1465 год, что и зафиксировано исследователями. Выдающийся татарский ученый М. Сафаргалиев считал, что хан Абулхаир был вынужден оставить бассейн Сыр-Дарьи и ушел к берегам Аральского моря, что серьезно расстроило "ряды узбекского союза". А с уходом (откочевкой) казахов с Абулхаиром осталась небольшая часть кочевников – узбеков.
По мнению К. Пищулиной, основание Казахского ханства произошло в землях Западного Жетысу (Моголстан), а не в Дешт-и-Кипчаке. Эта версия более правдоподобна, но, учитывая огромную мобильность кочевых племен, мы также допускаем, что власть казахских ханов могла распространяться полностью на земли Дешт-и-Кипчака, тем более что эти регионы географически очень близки. Кстати, здесь же К. Пищулина фиксирует из сообщений Зайн-ад-дина-Васифи первое упоминание "Казахстан", локализованное именно к землям Жетысу. Далее приводится отрывок из сообщений очевидца событий Фазлаллаха ибн Рузбихана Исфахани, который сообщал, что после смерти хана Абулхаира в стране узбеков возникли большие беспорядки. "В Казахском улусе султаны гордились тем, что они являются ханами. После того как это высокое положение перешло от одного к другому через несколько лиц, очередь ханствования дошла Бурундук хану, а он – один из великих в улусе из потомков славных ханов", – писал ибн Рузбихан.
Внуки Абулхаира в юности были "казахами", т. е. прошли стадию казачества, как и их дед. Затем они возглавили племена, называвшие себя "узбеками". Одно время они жили даже у ногаев, вблизи Мангистау. В 1499–1503 годах Мухаммед Шейбани, внук Абулхаира, с верными ему "кочевыми узбеками", как пишут авторы учебника для узбекских школ, "приступили к завоеванию Мавераннаха. В сражениях он умело применял военную тактику, которая заставала тимуридов врасплох. В 1504 году была окончательно завоевана Фергана, а столицей государства стал Самарканд". Мухамед Шейбани погиб в сражениях с войсками сефевидов (Иран) в 1515 году.
Образование Казахского ханства явилось результатом сложных этнополитических, социально-экономических и этнокультурных процессов, протекавших на территории современного Казахстана и прилегающих к нему регионов в XIV–XV веках. Главным итогом этих процессов было завершение формирования в рамках постмонгольских государств (Ак-Орды, Могулистана, Ногайской Орды, Сибирского ханства) казахской народности, перед которой теперь стояла насущная необходимость объединения в рамках единого политического образования.
К 60-м годам XV века власть султанов в образованном ими социуме окончательно укрепилась. Сформировались и свои атрибуты, характерные для кочевых объединений: суды биев, налоговая система, территориальные границы. Резиденцией правителей, столицей ханства становится Сыганак. В 70–90-е годы XV века при Касыме и Акназаре происходит упрочение и расширение границ Казахского ханства.
Примечательно, что группа ученых, занимающихся новым направлением в исторической науке – популяционной генетикой, приходит к выводу, что казахский народ сформировался как единый этнос в хронологических рамках середины XV века, что вполне согласуется с политическими событиями тех времен. По данным Ж. Сабитова, ДНК-анализов, абсолютное большинство казахских родов на 70–90% состоит из генетических потомков по мужской линии общего предка, живших в XIII–XV веках. Более того, почти все родоначальники казахских родов жили в XIII–XV веках и были крупными эмирами Золотой или Белой Орды. Но более древняя история их расселения охватывала широкие горизонты степей от озера Байкал и до Дуная.
С позиции сегодняшних реалий мы понимаем, что многие атрибуты политического образования были размыты. Но это были средние века, когда не существовало классически завершенных государств, характерных для XIХ или XХ века. На основе кыпчакских наречий казахский язык окончательно сложился к XV–XVI векам.
Известно, что казахи имеют и второе имя – Алаш. Более правильным является выражение "Алаш баласы", т. е. "дети Алаша". По преданиям происхождение всех казахских племен происходит от мифического предка Алаша. Правда, до сих пор неизвестно происхождение этнонима "Алаш". Судя по тому, что выражение "Алаштың алты баласы", куда кроме самих казахов входят и ногайцы, и каракалпаки и даже калмыки (ойраты), это определение имеет более древнее происхождение и уходит корнями к древним тюркам или же в золотоордынскую эпоху.
Молодое Казахское ханство оказалось жизнеспособным. После смерти Абулхаира его улус стремительно распадается, многие племена стали массово уходить, как указывает Мухаммед Хайдар Дулати, к казахским султанам Керею и Жанибеку. А в 1465–1466 годах окончательно устанавливается власть казахских ханов, причем большая часть территории ханства Абулхаира отошла казахам. Феноменальность ситуации заключалась и в том, что во главе ханства стали два человека близкородственных корней. Но, как указывают историки (М. Абусеитова, Б. Карибаев), первым ханом все же был Керей. После смерти Керея, а он был старшим по возрасту, в 1470 году власть перешла к Жанибеку.
После смерти Жанибека ханом стал Бурындык. Ряд исследователей, особенно тюркоязычных, считают, что биографы неверно передали его имя, что по-настоящему его звали Мурындык. Мы считаем, что имя Мурындык согласно лексике казахского языка более правдоподобно.
Независимо от расхождений в написании имени хан Бурындык (Мурындык) сыграл выдающуюся роль в укреплении основ казахского кочевого государства. В последующем династию казахских ханов представляли потомки хана Жанибека.
Существует несколько версий о месте захоронения Керея и Жанибека. По одним преданиям Керей похоронен на севере Казахстана, в 100 км от Астаны, а могила Жанибека находится недалеко от поселка Созак (Сыганак) Южно-Казахстанской области. Но имеются и другие сведения, которые надо тщательно проверить.
Необходимо подчеркнуть, что в самой основе состав Казахского ханства, говоря современным языком, был интернациональным. Кроме самих казахов в состав формирующегося народа вошли узбеки, ногайцы, киргизы, каракалпаки, калмыки, представители северокавказских народов и потомки арабских ходжей. В этот период происходит размежевание на узбеков и казахов. Но память об единых корнях осталась, и поэтому казахская поговорка "Өзбек – өз ағам, сарт садағам" ("С узбеками мы братья, а сарты нам чужие") четко указывает на совместное прошлое этих народов.
В 2010 году в новой столице Казахстана – Астане – сооружен памятник ханам Жанибеку и Керею.
Продолжение следует