К социальному прогрессу
2012 год был ознаменован рождением важной идеи, которая, по признанию самого Нурсултана Назарбаева, звучала в письмах казахстанцев, в откликах на его Послание и вызвала широкий резонанс и поддержку. Это идея о необходимости поднятия авторитета человека труда.
«За годы независимого развития по ряду параметров реформирования социальной сферы Казахстан успешно опередил страны СНГ и ушел дальше своих партнеров. Это касается пенсионной, банковской, кредитно-финансовой систем, ЖКХ, отчасти образования и здравоохранения, социальной защиты. Мы в большей степени снизили уровень иждивенчества. Поэтому Казахстану, как лидеру социальных реформ, важно взять на себя инициативу и разработать целостную модель социальной модернизации, привлекательную для всех наших партнеров по евразийской интеграции.
Важно не просто учитывать все вызовы при выстраивании модернизационной политики, но и вырабатывать меры по преломлению ситуации. Каждый человек, независимо от профессии и должности, должен спросить себя: что я сделал для того, чтобы побороть инерцию прежде всего в самом себе?» – написал Нурсултан Назарбаев в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда», опубликованной 10 июля 2012 года.
В качестве альтернативы обществу потребления, ставшего причиной массового социального иждивенчества и глобального кризиса, Нурсултан Назарбаев предложил модель Общества Всеобщего Труда.
«Все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами», – справедливо утверждал Нурсултан Абишевич.
В апреле 2014 года была утверждена Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года и в целом в социальной сфере в последующем осуществлен переход к новой интегрированной модели предоставления социальных услуг и социальной помощи, направленной на профилактику социального неблагополучия.
В совершенно новой Концепции развития Казахстана труд находится на первом плане как решающий фактор социальной модернизации и глобальной конкурентоспособности. Это, по мнению экспертов, позволило создать условия для перехода от социальной защиты к социальному прогрессу.
– Пандемия коронавируса наиболее ярко продемонстрировала достоверность тезиса о том, что именно человеческий труд остается единственно важной ценностью как в прошлом, так и в настоящем. Тогда как виртуальные финансовые инструменты могут в одночасье рухнуть, – отмечает эксперт Института мировой экономики и политики Айман Жусупова.
В моменты закрытых границ наиболее развитые страны четко ощутили свою зависимость даже в отношении базовых, наиболее важных предметов потребления. И сегодня все государства пересматривают не только вопросы продовольственной безопасности, реструктуризации цепочки поставок, но и осознают, как важен человеческий труд в собственных государствах. Однако цена этого осознания оказалась критически высокой.
– Непредвиденные обстоятельства, а по большому счету сама жизнь еще раз доказывает истинность тезиса, обозначенного Нурсултаном Назарбаевым, о том, что наивысшей ценностью, на которой основывается вся мировая цивилизация, все экономические и культурные богатства, является человеческий труд. Потому еще в 2012 году в основу социальной модернизации Первый Президент предложил поставить именно реальный производительный труд, четко обосновал те задачи, решение которых будет способствовать модернизационному процессу в данном направлении. Сегодня, когда прошло уже 9 лет, видно, насколько государство успешно продвинулось в отношении решения большей части из них, – отмечает эксперт ИМЭП.
В то же время, по мнению Айман Жусуповой, среди обозначенных задач есть и те, которые требуют большего внимания и проработки. Среди них стоит выделить разработку и внедрение системы качественных социальных стандартов казахстанцев, а также профессиональных квалификаций, особенно экономически активного населения.
Политолог Талгат Калиев также подчеркивает значимость труда человека в эпоху цифрового общества.
– Человечество оказалось на пороге мощнейших трансформаций, когда качественно меняется отношение людей к труду, – отмечает эксперт. – Пандемия выдвинула на первый план новые социальные форматы, такие как дистанционный режим работы, сервисы доставки товаров и продуктов питания и другие. Но в основе всего этого все-таки лежит труд. Важно понимать, что ни одна экономическая стратегия не выполнима без учета человеческого фактора.
Основа всеобщего благополучия
Социальная модернизация в случае ее успешной реализации, по мнению экспертов, будет стоять в одном ряду с такими достижениями нашей страны, как обретение суверенитета и создание рыночной экономики. Высокопроизводительный труд должен стать основой всеобщего благополучия.
«Создаются новые рабочие места. Но мы видим, что не все безработные стремятся работать. К сожалению, психология такова, что человек лучше будет «таксовать» у базара, чем пойдет за новой квалификацией. Но если мы хотим стать конкурентной нацией, то эту психологию надо изживать! Надо осваивать новую квалификацию и идти на завод, на производство. И молодой, и взрослый казахстанец не должен сидеть на месте и все критиковать, а стремиться туда, где есть работа, где можно
ЗА-РА-БО-ТАТЬ!» – писал Нурсултан Назарбаев в своей программной статье 2012 года.
Этот призыв Елбасы в последующие годы активно воплощался в жизнь. В различные виды экономической деятельности были вовлечены безработные, малообеспеченные граждане и самозанятое население. Тысячи казахстанцев прошли обучение по программам «Дорожная карта занятости», «Бастау Бизнес» и другим, получили гранты и кредиты на открытие собственного дела.
В центрах занятости населения есть возможность переобучиться, чтобы получить востребованную на рынке специальность и трудоустроиться. А сколько граждан смогли выстоять и развиваться дальше во время пандемии, когда целые коллективы теряли работу из-за карантинных ограничений. Люди находили новые ниши для бизнеса, меняли специализацию, привыкали к новым условиям работы и ведения дел.
В этом и был смысл социальной модернизации – подготовить общество к жизни в условиях новой индустриально-инновационной экономики, найти оптимальный баланс между форсированным экономическим развитием страны и широким обеспечением общественных благ.
Реализуется совершенно новый формат социальных отношений государства и общества, когда деструктивные понятия вроде социального инфантилизма, иждивенчества и патернализма останутся в прошлом, а им на смену придет крайне современная и актуальная идея Общества Всеобщего Труда.
В тридцатку самых развитых стран
Система планирования, созданная Нурсултаном Назарбаевым, опирается на твердость стратегического курса и поступательную последовательность изменений, дает возможность действовать на опережение глобальных угроз и внутренних проблем.
Статья «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» ознаменовала начало нового, очень ответственного этапа развития страны. Сочетание экономических преобразований с социальными процессами, построение социально ориентированной экономики – важнейший элемент стратегии реформ Елбасы.
За годы независимости была создана хорошая основа для проведения активной и эффективной социальной политики, которая является основным фактором системной трансформации общества. Соцполитика государства и по сей день направлена на улучшение уровня и качества жизни населения. Это предмет особого внимания Президента Касым-Жомарта Токаева.
В 2012 году Первый Президент Нурсултан Назарбаев заявил о том, что Стратегия развития Казахстана до 2030 года была выполнена досрочно. Наша страна вошла в клуб 50 самых конкурентоспособных государств мира.
Из этого вытекала необходимость определения новой долгосрочной программы развития. Ею стало Послание Елбасы 2012 года: «Стратегия «Казахстан-2050: Новый политический курс состоявшегося государства». В нем Нурсултан Назарбаев, с одной стороны, подводил итоги развития страны, с другой – определял конкретные задачи, эффект от которых рассчитан на десятилетия вперед.
Главная цель Стратегии-2050 – создание общества благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда, вхождение Казахстана в 30-ку самых развитых стран мира. Для ее достижения основной стратегический документ страны предусматривает реализацию 7 долгосрочных приоритетов.
Это, в частности, всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности; всесторонняя поддержка предпринимательства; социальные гарантии и личная ответственность.
Знания и профессиональные навыки признаны ключевыми ориентирами современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Стратегия подразумевает дальнейшее укрепление государственности и развитие казахстанской демократии, а также последовательную и предсказуемую внешнюю политику, нацеленную на продвижение национальных интересов и укрепление региональной и глобальной безопасности.
Седьмым пунктом Стратегии стал новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества.
«Главным критерием для меня всегда был и будет уровень жизни народа. За 15 лет доходы казахстанцев выросли в 16 раз. Число граждан с доходом ниже прожиточного минимума уменьшилось в 7 раз, число безработных сократилось вдвое. Мы заложили основы социально ориентированного общества», – констатировал успехи Нурсултан Назарбаев в декабрьском Послании-2012.
Стратегия-2030 сработала, современный Казахстан состоялся, и это результат единения, упорного и кропотливого труда. За 20 с небольшим лет сделано то, на что многим другим странам потребовалось 100, а то и 150 лет.
Теперь предстояла новая задача – усилить вектор дальнейшего развития на долгосрочный период.
«Мы приняли Стратегию-2050, чтобы казахстанцы крепко держали в своих руках штурвал будущего страны. ...Стратегическое планирование в ХХI веке является правилом номер один. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия, – отмечал Нурсултан Назарбаев в январе 2014 года. – Стратегия-2050, как путеводный маяк, позволяет нам решать вопросы ежедневной жизни людей, не теряя из виду нашей главной цели. Это означает, что мы ежегодно, а не через 30–50 лет, будем улучшать жизнь людей».
Таким образом, была дана высшая установка на то, что национальная социально-экономическая Стратегия должна стать не просто толстой стопкой распечатанных документов для чиновников, а быть понятным и реально реализуемым документом.