Курс на цифровизацию

396
Беседовала Елена Левкович

Об IT-инструментах для граждан и роли ИИ в работе надзорного органа мы беседуем с председателем Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК государственным советником юстиции 3-го класса Сабитом Нурлыбаем

Фото пресс-службы КПСиСУ

– Сабит Нурлыбаевич, расскажите, какие основные задачи стояли перед вашим ведомством в прошлом году.

– Ключевой задачей комитета является формирование государственной правовой статистики и ведение специальных учетов. Кроме того, один из приоритетов в нашей деятельности – работа с обращениями граждан в различные административные органы. Поэтому, пожалуй, будет правильнее начать именно с этих направлений.

Что касается обращений, то могу привести конкретные цифры: за прошлый год всего по стране их зарегистрировано 4,4 миллиона, что превысило показатель 2023-го на 33%. Существенный рост их количества свидетельствует о том, что реализуемая по поручению Главы государства концепция «слышащего государства» работает, граждане охотно обращаются в уполномоченные органы для разрешения своих жизненных вопросов.

Также очевидно, что на увеличение числа обращений повлияла популяризация информационной системы «e-Оtinish», действующей по принципу виртуального «одного окна». Все обращения категоризируются на заявления – их доля составила 69%, или три миллиона, запросы – 14%, или 617 тысяч, жалобы – 6%, или 268 тысяч. Поступают и предложения – их было 113 тысяч.

На центральном уровне наибольшее количество обращений поступило в адрес Министерства внутренних дел – 23%, то есть около 658 тысяч, финансов – 16%, цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности – 9%. На местном уровне больше всего граждане обращались в акиматы городов Алматы – 22%, или 347 тысяч обращений, Астаны – 10%, Алматинской области – 6%.

В прошлом году работа по этому направлению со стороны МВД и акиматов уже подвергалась нашей проверке, с внесением представления об устранении нарушений законности. Результаты проверки акиматов рассмотрены на отдельной коллегии Генеральной прокуратуры с участием ответственных сотрудников Администрации Президента, Аппарата Правительства, руководителей профильных министерств, прокуроров областей и акимов регионов.

– Но ведь роль комитета не ограничивается сухим подсчетом, сколько и каких обращений поступило?

– Конечно, нет. Мы не просто наблюдаем за ростом обращений, а ведем надзорную деятельность, сопровождае­мую проверками, которых в 2024 году было проведено 592, а еще 343 анализа, 1 653 мониторинга, 24 336 сверок, в ходе которых выявлено свыше 200 тысяч различного рода нарушений. Таких, как, например, нерегистрация обращений, нарушение сроков рассмотрения и перенаправления, а также манипуляции со статистикой. По результатам проверок было внесено 1 712 актов прокурорского надзора, по итогам которых к ответственности привлечены 3 260 долж­ностных лиц.

В рамках поручения Главы государства комитетом при координации профильного отдела Администрации Президента и совместно с уполномоченными органами разрабатывается аналитическая модель идентификации рисков на основе данных по обращениям в «е-Өтініш» с применением искусственного интеллекта по распознаванию, генерации и обработке письменной речи. Цель проекта – автоматически обнаруживать актуальные проблемные вопросы, с которыми обращаются­ казахстанцы, и помогать выявлять рис­ки, связанные с некачественным их рассмотрением.

Принцип работы прост: система благодаря встроенной функции обработки естественного языка находит ключевые слова, часто встречающиеся в обращениях граждан, допустим, связанных с безопасностью в школах. Затем система формирует облако слов и распределяет их по категориям, к примеру, «насилие», «коррупция», «буллинг». Такое группирование позволяет улучшить контроль за принимаемыми решениями по подобным обращениям. В случае отсутствия действенных мер от уполномоченных органов с нашей стороны будут приняты меры координации и прокурорского надзора.

Такой технологичный подход позволит быстро и легко находить проблемные вопросы регионов и отраслей, настроить фокус государственных органов именно на то, как подчиненные ведомства решают важные проблемы, усилить ответственность на низовом уровне по важным и чувствительным вопросам, которые граждане поднимают перед госорганами, скорректировать и усовершенствовать практику, обеспечить целевое участие правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Для прокуроров же этот функционал облегчит прокурорский надзор и усилит координацию, обеспечив тем самым реализацию приоритета по общественному диалогу и оперативному реагированию на нужды людей.

Помимо этого, совместно с адвокатским сообществом для удобства и экономии времени адвокатов и участников уголовного процесса в «Публичном секторе» информационной системы «Единый реестр досудебных расследований» (ЕРДР) реализован функционал предос­тавления доступа к электронным материалам уголовного дела. Обязательное условие – наличие соответствующего статуса участника уголовного процесса в ЕРДР с использованием ЭЦП.

«Публичный сектор» позволяет адвокатам и участникам уголовного процесса в режиме онлайн подавать заявления и видеть решения, принимаемые по делу, изучать материалы, получать копии процессуальных документов по элект­ронным делам, подавать ходатайства и получать на них ответы в электронном формате.

И этой же системой может воспользоваться любой гражданин – подать заявление об уголовном правонарушении с возможностью приложения подтверждающих документов. После принятия решения по заявлению можно увидеть дату его вынесения, инициа­лы ответственного сотрудника органа уголовного преследования. В случае принятия решения о необходимости рассмотрения заявления в рамках административного производства такая информация направляется в органы административной практики. По каж­дому принятому решению органа граж­данину направляется уведомление посредством SMS.

Все эти меры – по реализации концепции «слышащего государства», институционализация информационной системы «e-Оtinish» – положительно влияют на построение функциональной коммуникации между государственным аппаратом и обществом, и в этой работе наше ведомство принимает активное участие.

– А что насчет прав предпринимателей?

– Что касается бизнеса, то его защита тоже в приоритете у органов прокуратуры. Еще в 2018 году нами была разработана система учета и контроля проверок – Единый реестр субъектов и объектов проверок. Посредством ЕРСОП автоматизирован механизм назначения проверок в отношении субъектов бизнеса.

Система позволяет планировать проверки в электронном формате путем отбора недобросовестных предпринимателей без человеческого фактора. При этом сам предприниматель заранее узнает о назначенных проверках, в случае несогласия может их обжаловать через мобильное приложение «Qamqor», благодаря которому в рамках надзорной деятельности в 2024 году комитетом еще на стадии назначения пресечено 570 проверок в отношении бизнеса и выявлено свыше тысячи уже незаконно проведенных проверок.

По поручению Главы государства в рамках реализации «прокурорского фильтра» по защите инвесторов комитетом в информационных системах ЕРСОП и ЕРАП (Единый реестр административных производств) внедрены механизмы обязательного электронного согласования назначения проверок и проверки законности возбуждения дел об административных правонарушениях. Теперь прокурор изучает обоснованность, законность назначения проверок и возбуждения административного производства в отношении инвесторов.

– Учитывая достаточную разноплановость деятельности, насколько ведомство открыто к новейшим технологиям, помогающим решать поставленные задачи?

– Современные решения и цифровизация – на них был сделан особый акцент в последние годы, с обязательным уклоном на внедрение цифровых проектов с элементами искусственного интеллекта, что обеспечит новые возможности для превентивной борьбы с преступностью и улучшения работы правоохранительных органов. На сегодня разработаны и внедрены в ЕРДР более полутора тысяч «Интеллектуальных контролей», которые направлены на предупреждение нарушений последовательности и сроков принятия процессуальных решений, отражение сведений о способах и месте совершения преступлений, совершенствование процессов сбора, обработки и анализа данных об уголовных правонарушениях и лицах, их совершивших. Например, активирован «Интеллектуаль­ный конт­роль» по преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних: ЕРДР попросту не позволит следователю ввести решение о прекращении уголовного дела за примирением сторон в нарушение требований Уголовно-процессуального кодекса.

Запланированы и другие работы по внедрению элементов искусственного интеллекта в досудебную стадию уголовного процесса. В рамках совершенствования ЕРДР нами разработан прототип, транскрибирующий аудио- и видеоматериалы, в том числе допросы, в машиночитаемый текст. Это позволяет не только сократить время составления протоколов до считанных минут, но и провести анализ документа, найти релевантные дела, выявить связанных лиц, обнаружить ошибки, дать подсказки и рекомендации по делу.

При координации комитета за пос­ледние годы значительно увеличены темпы цифровизации деятельности госорганов в сфере производства дел об административных правонарушениях. Как результат – с использованием ЕРАП доля дел в электронном формате об административных правонарушениях составила 96%. Посредством ЕРАП автоматизирована вся процедура административного производства, начиная со стадии возбуждения дела и заканчивая исполнением административного взыскания.

Система позволяет составлять адмпротоколы в онлайн-режиме с использованием мобильных планшетов. Благодаря интеграции ЕРАП с информационными системами других госорганов, банками второго уровня, значительно сокращено время производства, оперативно налагаются взыскания, и так же быстро осуществляется оплата штрафов, в том чис­ле через банковские приложения или терминалы. При этом мало кто сейчас знает, что эти планшеты появились по инициативе нашего комитета, разработавшего и внедрившего соответствующее программное обеспечение.

– В последнее время граждане все больше жалуются на возросшее количество штрафов. С чем связан рост их числа?

– Действительно, количество и суммы штрафов растут из года в год. В 2024 году наложено 12,7 миллиона штрафов. Для сравнения: в 2023-м было выписано 8,9 миллиона штрафов.

Если брать по категориям правонарушений, то львиная доля штрафов приходится на нарушения Правил дорожного движения, зафиксированные системами фотовидеофиксации. Это и известные всем комплексы «Сергек», и другие виды камер, которые показывают свою эффективность в профилактике правонарушений. На сегодня почти 98% нарушений ПДД фиксируется без учас­тия инспекторов полиции. Водитель, уже зная, что по маршруту следования установлены камеры, старается не нарушать правила, не превышать скорость, то есть становится более законопослушным, не представляя опасности для других участников дорожного движения.

Поэтому в целях профилактики правонарушений Концепцией обеспечения общественной безопасности в партнерстве с обществом на 2024–2028 годы предусмотрена ежегодная установка в регионах по 1 100 стационарных автоматических систем фиксации нарушений ПДД. К примеру, в 2024 году только в Алматы введено в эксплуатацию 1 200 камер фотовидеофиксации, в результате почти в три раза возросло число административных правонарушений по делам указанной категории.

Таким образом, с модернизацией общественных пространств, с использованием высокотехнологичных систем видеофиксации выводятся из тени нарушения ПДД, которые ранее носили латентный характер. Поэтому на сегодня наблюдается наибольший рост таких штрафов – с 5,7 миллиона в 2023-м до 9,1 миллиона за прошлый год.

Принимаемые меры соответствуют принципу нулевой терпимости, что в целом способствует профилактике правонарушений, повышению уровня правового сознания и правовой культуры наших граждан, формированию в обществе идеологии «Закон и Порядок», положительно отражается на общественной безопасности.

– Комитетом уже созданы эффективные цифровые проекты в уголовной, гражданской и административной правовых сферах. Какие задачи стоят на ближайшее будущее?

– В рамках поручений Главы государства мы продолжаем работу по внедрению передовых цифровых технологий в повседневную деятельность правоохранительных и государственных органов, совершенствованию механизмов защиты прав граждан и бизнеса, дебюрократизации государственного аппарата.

На стадии разработки находится ряд информационных систем и IT-инструментов. Один из них – проект «Государственный обвинитель». Информационная система при помощи искусственного интеллекта будет составлять проект обвинительного акта на основании имею­щихся в ЕРДР материалов.

Технология способна провести анализ судебной практики – аналогичных дел и подготовленных документов благодаря интеграции c различными информационными системами прокуратуры и Верховного суда, тем самым сокращая сроки сбора необходимых материалов для представления обвинения в суде и снижая риски отсутствия необходимой информации в процессе представления государственного обвинения в судебном заседании. Есть и другие информационные системы, которые предназначены для оперативной работы правоохранительных и специальных органов.

Комитет также оказывает четыре вида государственных услуг, а именно: выдает справки о наличии⁄отсутствии судимости, сведения о совершении лицом коррупционных преступлений, архив­ные справки по лицам, подвергшимся политическим репрессиям в 1920–1930 годах, и апостилирование документов, исходящих из органов прокуратуры, следствия и дознания для придания им официального статуса и заверения при предоставлении в иностранные организации. О том, насколько востребованы эти услуги, говорят цифры: только за прошлый год нами оказано госуслуг по более чем 5,8 миллиона запросов.

Отмечу, что гражданам нет необходимости обращаться к нам напрямую – прием запросов на получение госуслуг осуществляется через филиалы государственной корпорации «Правительство для граждан» либо через портал электронного правительства. К примеру, справку о судимости можно получить также в мобильном приложении eGov mobile либо через telegram-бот EgovKzBot.

На портале комитета представлены и другие услуги. Например, граждане могут в онлайн-режиме подавать жалобы в госорганы, а предприниматели – сообщать о незаконных проверках и здесь же получать информацию о результатах рассмотрения обращений, нахождении лица в розыске, участии автомашины в ДТП и многое другое. Хочу подчерк­нуть, что аналитические статданные, размещенные на нашем портале qamqor.gov.kz, пользуются большим спросом у студентов вузов при подготовке диплом­ных и диссертационных работ, представителей СМИ, общественных объединений, а также госорганов и иных организаций.

В целом введение в практику инновационных механизмов взаимодействия граждан с правоохранительными органами, развитие цифровых решений и поддержка общественных инициатив станет, полагаю, одной из составляющих построения общества, в котором принцип «Закон и Порядок» станет не только государственным приоритетом, но и неотъемлемой частью культуры каждого гражданина.

 

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Когда отходы превращаются в доходы
Как укрощается сталь
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Основа стабильного будущего
Браконьеры наносят огромный ущерб
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Разрабатывается проект генплана Туркестана
Возраст спорту не помеха
Молодежь продвигает экологические инициативы
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

С упором на большие данные
«Цифра» внедряется в разные сферы
Дроны будут следить за стройками и теплосетями в Кокшетау и…
Еще две госуслуги стало возможным получить через eGov.kz

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]