Лидерство в профессиональном развитии учителей

2297
Жанбота Кабдыкаримова, директор Центра педагогического мастерства автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»
ACQUIN (Германия): программы Центра педагогического мастерства по своему содержанию и организации уникальны не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии, а обучение учителей и руководителей по данным программам вносит вклад в изменение портрета школы и всей системы образования.

Жанбота Кабдыкаримова, директор Центра педагогического мастерства автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»

Миссия Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» – реализация государственной политики в области профессионального развития учителей.

Главный принцип деятельности – использовать всё лучшее и современное, опираясь на национальные ценности и педагогические традиции. На протяжении десяти лет Центр занимается разработкой новых подходов и форм повышения квалификации для непрерывного профессионального развития педагогов.

В настоящее время мы имеем инновационный портфель образовательных программ и проектов, разработанных с учётом мирового опыта, лучших международных практик и потребностей казахстанской школы.

На основе исследований Центром разрабатываются образовательные программы, развивается высококвалифицированный тренерский состав, проводятся курсы повышения квалификации, предусматривающие интеграцию обучения и практики, а также систему независимой экспертизы обучения, реализуется системное посткурсовое сопровождение педагогов на уровне школы и сети школ.

Мы постоянны в развитии и являемся прогрессирующей организацией, умеющей подвергать критической оценке свою деятельность. Сотрудничаем с зарубежными партнёрами: изучаем их опыт и достижения, проводим обмен экспертами и информацией, используем передовую практику образовательной деятельности.

С 2012 года Центром разработано и реализуется более 200 программ для обучения педагогов всех уровней – от дошкольного до высшего образования. За десять лет более 540 тысяч казахстанских учителей прошли обучение как на базе самого Центра, так и на базе других организаций, реализующих программы Центра. Причем, все программы основаны на предкурсовых исследованиях профессиональных потребностей педагогов (для определения целей, задач и ожидаемых результатов от обучения).

Десять программ повышения квалификации прошли безусловную сертификацию на соответствие международным стандартам качества в Институте аккредитации, сертификации и обеспечения качества ACQUIN (Германия). По итогам сертификации международные эксперты отметили, что «программы по своему содержанию и организации уникальны не только для Казахстана, но и для всей Центральной Азии, а обучение учителей и руководителей по данным программам вносит вклад в изменение портрета школы и всей системы образования».

Сертифицированные программы повышения квалификации и профессиональный тренерский состав позволили плодотворно взаимодействовать с научно-образовательным сообществом СНГ и дальнего зарубежья. Идеи и проекты Центра продвигаются в коллаборации с крупнейшими зарубежными вузами и центрами: Университетом Кембриджа (Великобритания), Национальным институтом исследований в области образовательной политики (Япония), EduCluster Finland (Финляндия), Университетом Северной Каролины (США).

Одно из ярких достижений Центра на международном уровне – участие в конкурсе UNESCO-Hamdan 2019–2020. Среди 190 организаций со всего мира, работающих в направлении улучшения преподавания, за выдающиеся практики и достижения в повышении эффективности учителей Центр вошёл в топ-10 лучших мировых проектов. Стоит обратить внимание, что финалисты премии отбирались международным жюри, в состав которого входят признанные эксперты из разных стран мира, обладающие уникальными знаниями и опытом в области педагогической деятельности.

Признание международным жюри академических успехов и ценного опыта организации в профессиональном развитии педагогов стало надёжным инструментом для международного доверия. Для учителей общеобразовательных школ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Центр разработал две программы повышения квалификации. Онлайн-курсы проводились на платформе дистанционного обучения sdo.cpm.kz. По результатам опроса абсолютное большинство (96%) слушателей отметили высокий уровень удовлетворения профессиональных потребностей и эффективный формат обучения. Также проведены обучающие мероприятия и в других регионах Российской Федерации – для педагогов городов Самара, Барнаул, Тольятти.

В рамках сотрудничества с проектом Европейского союза «Содействие системе образования в Туркменистане» разработано девять программ повышения квалификации и проведено обучение педагогов школ и колледжей города Ашхабада и велаятов Туркменистана, сотрудников центров повышения квалификации и Национального института образования Туркменистана.

Деятельность Центра вызывает большой интерес у зарубежных коллег. Мы являемся активными участниками крупнейшей в Европе конференции по новым технологиям в образовании EdCrunch, в рамках которой тренеры Центра проводят мастер-классы для российских педагогов. В настоящее время совместно с ними идет работа над проектом по разработке цифрового тренажёра по управлению школой.

Динамичные преобразования, направленные на повышение качества масштабного обучения учителей, зависят от профессионализма самих тренеров. Подтверждением высокого уровня тренеров является их исследовательская работа, более 20 научных работ сотрудников опубликованы на страницах рецензируемых международных журналов.

Особо хочется выделить совместное казахстанско-британское исследование по мониторингу программ, результаты которого опубликованы в аналитическом отчёте «Программы Центра педагогического мастерства. Исследование влияния» (Impact Study: Centre of Excellence Programmes. Report) в международном рецензируемом журнале «Teacher Development» (2016). Итоги исследования представляют собой систему доказательств всего масштаба произошедших преобразований и их качества, что отражается в образовательной среде и культуре школ, практике преподавания, мотивации и учебных достижениях учеников казахстанских школ. Результаты «Программы Центра педагогического мастерства. Исследование влияния» отмечены золотыми медалями на международных книжных выставках во Франкфурте-на-Майне (Германия), Нью-Йорке (США), Москве (Россия).

Также исследования тренеров Центра представлены на ежегодных международных конференциях WALS (Всемирной Ассоциации Исследования урока, официальным членом которой Центр является с 2015 года). Казахстанскому опыту внедрения Исследования урока Всемирная Ассоциация посвятила отдельный вопрос на Экспертном совете Ассоциации в Пекине (2018) и отдельный симпозиум в рамках конференции в Амстердаме (2019).

По приглашению Министерства образования Малайзии в сентябре 2021 года Центр представил опыт внедрения Исследования урока в систему повышения квалификации школьных учителей.

Для повышения внутреннего потенциала школы, системного и структурированного профессионального развития учителей Центром была создана система посткурсовой методической поддержки, реализованная в двух направлениях.

Во-первых, это подготовка методического актива. Благодаря данной системе, в каждой школе страны успешно функционируют четыре категории координаторов и тренеров: по методике и технологиям преподавания, по исследованиям, по критериальному оцениванию, по разработке и экспертизе заданий. С целью расширения исследовательских и аналитических навыков учителей, умения систематизировать и обрабатывать данные, осуществлять диагностику, в текущем году началось обучение новой категории школьных тренеров по аналитике. Также следует отметить, что в процессе подготовки тренерского состава большая ставка делается на учителей-практиков. Так в 2021 году на предметных курсах более 75% тренерского состава составляли лучшие учителя-предметники из общеобразовательных и Интеллектуальных школ, прошедшие предварительный отбор и обучение в Центре.

Во-вторых, создание сети ведущих школ в каждом районе и городе. Центр создал простую, но эффективную модель функционирования ведущих школ: каждая школа, прошедшая обучение и получившая статус ведущей, «притягивает» в свой диапазон взаимодействия несколько партнёрских школ своего региона и выстраивает методическое сотрудничество, обмен опытом или обучение по принципу «равный – равному». Ежегодно список школ, получающих статус ведущих, активно пополняется. К 2023 году общее количество в республике составит 2000, что позволит перейти от общей, масштабной методической поддержки к персонализированной и адресной.

Если в первые годы методическое сопровождение было основано на развитии у педагогов метапредметных навыков, то в последние годы оно сосредоточено на таких темах, как мониторинг и анализ образовательного процесса, развитие предметных компетенций, отслеживание динамики учебных достижений по результатам СОР, СОЧ, а также внутришкольный контроль для управления качеством образования.

Мы живём в эпоху цифровых преобразований. Развитие цифровых навыков педагогов является одной из важных составляющих в образовательной деятельности Центра. Начиная с 2018 года, для педагогов страны действует образовательная платформа дистанционного обучения sdo.cpm.kz, где на сегодняшний день загружено более 400 онлайн-курсов и вебинаров для педагогов и руководителей. Разработана вторая платформа online.cpm.kz, которая позволит расширить возможности учителей для онлайн-обучения. Для формирования персональной траектории в развитии учителей к данной платформе интегрирован онлайн реестр образовательных продуктов Центра (курсы, семинары/вебинары, пособия).

В качестве эффективного инструмента для получения новых компетенций Центром разработаны и запущены для всех желающих массовые открытые онлайн-курсы «Учусь учить дистанционно», «Счастливый родитель – успешный ребёнок», «Написание эссе».

Цифровые технологии и цифровые ресурсы, возникающие в процессе их использования новые профессиональные коммуникации и отношения, позволяют нам по-новому думать, планировать и принимать решения, открывают новые возможности развития организации.

Это вдохновляет для достижения новых вершин в развитии профессионализма и мастерства педагогов, творческом сотрудничестве в соответствии с новыми вызовами современности.

Популярное

Все
В Турции землетрясение разрушило дома
Казахстанские школьники получили 7 наград на чемпионате по робототехнике в Китае
Фигуристка Софья Самоделкина стала серебряным призером турнира в США
Полицейские поймали «рыночных охотниц» в Алматы
Свыше 10 млрд тенге из возвращенных активов направили на водоснабжение в области Абай
В Газе погибла съемочная группа Al Jazeera
Подозреваемого в терроризме экстрадировали в Астану
Тренера топ-клуба КПЛ отправили в отставку после поражения в Семее
Трамп поручил провести перепись населения без учета нелегальных мигрантов
Дожди с грозами и ветром ожидаются в Казахстане
МИД ЕС созывает экстренный саммит по Украине
Казахстанские спортсмены уверенно стартовали на XII Всемирных играх в Китае
Австралия признает Палестину в сентябре
Три человека погибли на трассе в Карагандинской области
В Актау возложили цветы к памятнику Абая Кунанбаева в честь 180-летия поэта
Глава государства о суперкомпьютере и об ИИ: «Расслабляться нельзя»
Свыше 130 тысяч респондентов приняли участие в сельхозпереписи за 10 дней
Медицинский поезд «Саламатты Қазақстан» прибыл в СКО
Майнерам незаконно продавали электроэнергию в ВКО
Президент: Только с начала года произошло более 40 крупных утечек данных
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Дожди и град ожидаются в Казахстане в ближайшие дни
Незаконные постройки снесут в Уральске
Скончался космонавт Талгат Мусабаев
Модернизация на особом контроле
КНБ задержан вице-министр транспорта
Спешите на ярмарки!
Первый том «Истории Казахстана» утвержден
В Индонезии извергается вулкан Левотоби
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Туркменистан
5 августа в Казахстане отмечают День медиации
Токаев и Бердымухамедов побеседовали в аэропорту города Туркменбаши
Восьмилетний мальчик чинит мобильные телефоны в Туркестанской области
На Пекин снова обрушатся мощные ливни
В Караганде подорожает проезд в автобусе
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и законы Республики Казахстан          по вопросам введения его в действие
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
В Астане сгорел рынок «Big Шанхай»
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Асфальтобетонный завод строят в Сатпаеве
Сильные дожди накроют Казахстан
Амангельды Нугманов: Защита прав человека – ключевой ориентир в работе полиции
Сенатор Амангельды Нугманов ознакомился с инициативами в сфере высшего образования в Актобе
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Сенаторы обсудили с военными Жетысу реализацию закона о территориальной обороне
​​​​​​​Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам оптимизации уголовного законодательства Республики Казахстан
Сенатор Алибек Наутиев высказался о развитии рыбной промышленности в Атырауской области
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
В Туркестане построят восточную объездную дорогу

Читайте также

В Кызылординской области все больше сёл отказываются от про…
Дружеский и доверительный разговор
Благодарность за профессионализм
Республиканский ультрамарафон стартовал в области Абай

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]