Мелодии кюя: спектакль по мотивам повести Абиша Кекильбаева показали в Астане

1953
Дана Аменова
специальный корреспондент

Артисты Казахского национального музыкально-драматического театра имени К. Куанышбаева порадовали публику премьерой  проникновенной драмы «Күй», которая произвела на зрителей неизгладимое впечатление, сообщает Kazpravda.kz

Фото: пресс-служба театра

Главные герои повести Абиша Кекильбаева в режиссерской трактовке заслуженного деятеля РК Нурлана Жуманиязова и Тлектеса Мейрамова не просто реконструируют исторические события, но и призывают к осмыслению судьбы народа. 

Сюжет произведения раскрывает конфликт между казахским и туркменским народами, показывая, как древние традиции и обычаи могут приводить к разногласиям и непониманию. Повесть затрагивает важные темы, такие как столкновение культур, поиск идентичности и взаимопонимание между народами, утраты, справедливости и человеческого достоинства.

Именно в этом произведении помимо эпических сцен столкновений и героических подвигов в казахской литературе впервые вводится термин «манкурт» – человека, потерявшего память и национальную идентичность.

В этом плане в новой постановке не просто рассказывается о трагических событиях прошлого, а также воспеваются вечные  ценности, такие как гуманизм, стойкость перед лицом несправедливости, сохранение достоинства в безнадежной ситуации. 

В центре внимания — непростая судьба Жонеита, оказавшегося между трагедией народа и своей личной болью. Его молчаливая внутренняя борьба и попытка сохранить веру и надежду показана на фоне исторических потрясений.

Заслуженный деятель Казахстана Сырым Кашкабаев с удивительной достоверностью создал на сцене образ правителя, несшего на себе бремя невыразимой скорби. Молчаливая боль и надежда властного персонажа передается через диалоги, мимику и жесты.

Хан в спектакле символизирует не только политическую силу, но и моральные ориентиры народа. Его решения и поступки влияют на судьбы других персонажей, он выступает как хранитель обычаев и традиций.

При этом образ не лишен человеческих черт: он демонстрирует сомнения и противоречия, что делает его более многогранным и реалистичным по причине гибели сына и отсутствия наследников. 

Конфликты, возникающие между ханом и другими героями, подчеркивают важность выбора и ответственности. 

Несогласие между древними родами выразили в актерской игре народные артисты РК Тлектес Мейрамов, заслуженные деятели РК Кенес Нурланов, Асылболат Смагулов, а также Касымхан Бугыбай, Кайыржан Садыков, Зангар Абенов и другие. 

Трогательный и нежный женский образ Дилзары воплотила Инабат Абенова, завладевшая вниманием зрительской аудитории с первых минут появления на сцене. 

В частности, Куйши, которого сыграл Маргулан Наменов —  виртуозный музыкант олицетворяет народное творчество и мудрость и представляет собой связь между прошлым и настоящим, что делает его важным посредником в диалоге. Через его музыку зрители могут услышать истории, которые отражают дух народа, его борьбу, надежды и мечты. Этот многогранный персонаж воплощает в себе аутентичность и искренность.

Выступления пленика, закованного в цепи, служат важным инструментом передачи глубоких эмоций и переживаний и способствуют раскрытию внутренних конфликтов между героями.

Проникновенные звуки домбры словно проникают в самые глубины души, заставляя зрителей пережить всю гамму чувств – от отчаяния до надежды, от гневной ярости до тихой печали.

Так, Куйши представляет собой ключевую фигуру, значение которой выходит далеко за пределы художественного представления, где отражается стойкость и дух народа, который преодолевает трудности, но при этом сохранил собственную идентичность. 

«Драма «Күй» - не иносказательное, не завуалированное высказывание. В ней заложена мысль о том, что правда, сказанная открыто, прямо в лицо как пощечина или зеркало, в которое должен заглянуть каждый человек. Высшее проявление гуманизма – сострадание. Многих проблем можно было избежать если бы люди не забывали о сострадании и не проходили мимо чужой боли», – констатировал режиссер Нурлан Жуманиязов.

Впрочем, наиболее эффектными элементами сценографии можно назвать LED экран с изображениями скачек, стилизованные лошадиные копыта и балбалы, которые погружают в традиционный быт степных кочевников. 

Одновременно мелодии в исполнении театрального ансамбля позволяют зрителям понять не только внутренний мир персонажей, но и их связь с историей, культурой и традициями и увидеть глубокие социальные противоречия.

Живая музыка, пронизывающая все действие, играет не просто фоновую роль, а становится неотъемлемой частью постановки.

Динамичные композиции усиливают эмоциональный накал, подчеркивают драматизм событий, придают спектаклю особую аутентичность и становится связующим звеном между прошлым и будущим, вдохновляя новые поколения помнить и уважать традиции предков, не забывать свои корни, находя новые формы самоидентификации и самоопределения людей в современном казахстанском обществе.

Популярное

Все
Собаки и кошки заговорили...
Знание и осведомленность – самая надежная защита
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
В мире художественного слова
В регионе появился банк грудного молока
В диалоге с самим собой
От разговорного – к деловому
Получи и путешествуй
Халық Қаһарманы Мордун Теипов
Единство начинается с понимания
Бум телефонного мошенничества, или Почему мы поддаемся на обман
Палитра вдохновения
Почему важна профилактика?
Открыт класс имени Бауыржана Момышулы
Их подружил Кашгар
Первооткрыватель древних городов
Казахи и японцы – братья по крови?
Волшебство под бой курантов
Еще одна ее душа
Новый год не за горами
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Стипендии повысили студентам в Казахстане
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях
Мечта, ставшая реальностью благодаря Президенту Касым-Жомарту Токаеву
Завершен второй этап строительства проспекта
Итоги большого общественного пути
Хосе Антонио Каст победил на выборах президента Чили
Американские чиновники отметили День Независимости Казахстана в Хьюстоне
В Астане с начала года ликвидировали два мошеннических колл-центра
Метель и осадки продолжатся в Казахстане
Следим за финалом, ожидаем побед
В Костанайской области открываются новые школы и внедряются современные стандарты
В Мангистау реализуется первый в Центральной Азии проект морской аквакультуры
Испанская компания вложит 44 млрд тенге в строительство завода в Кызылординской области
Найти и сохранить
У опытных лидеров – достойная смена
Права человека не заканчиваются на пороге колонии
Глава государства прибыл в Ашхабад
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Из казармы в кампус
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
Запущен завод по переработке мяса птицы
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги

Читайте также

Соловей казахских степей: музыкальную драму «Амре» показал…
Когда мама берется за дело: комедию о поисках любви предста…
ИИ в театре: премьеру антинаркотического спектакля представ…
Калейдоскоп степных мелодий: ансамбль казахских народных ин…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]