Мейнстрим – «умная» логистика

1563
Беседовала Марина Демченко

Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно отмечал, что, расширяя торгово-экономическое сотрудничество с соседними странами, Казахстану было бы полезно открыть сеть приграничных торгово-экономических хабов, которые могли бы служить опорными точками Единой товаропроводящей системы стран Центральной Азии. Как эти проекты способны повлиять на взаимный товарооборот
и на какой стадии осуществления они находятся – в интервью вице-министра торговли и интеграции Кайрата Торебаева.

– Выступая в июле прошлого года в Чолпон-Ате на IV Консультативной встрече глав государств Центральной Азии, Касым-Жомарт Токаев, говоря об огромных резервах по наращиванию взаимной торговли, заметил, что для полноценного использования экономического потенциала и преимуществ выгодного географического положения важно устранять структурные и инфраструктурные ограничения. Кайрат Калмукаметович, расскажите, какие меры для этого принимаются Казахстаном?

– Для взаимовыгодных кооперационных проектов, развития транспортно-логистических марш­рутов и приграничной торговли Казахстан работает над созданием сети торгово-экономических центров, снимает экспорт­ные барьеры, создает условия для промышленной кооперации, совершенствует логистику торговых маршрутов.

В последние годы в этом направлении достигнуты ощутимые результаты. Товарооборот Казахстана со странами Центральной Азии за пятилетие вырос на 73,5%, достигнув 6,3 миллиарда долларов.

В решении этих вопросов наше министерство существенно продвинулось в сотрудничестве с кыргызскими и узбекскими парт­нерами. На казахстанско-узбекской границе осуществляется проект Международного цент­ра промышленной кооперации «Центральная Азия», на казах­станско-кыргызской – Индустриального торгово-логистического комплекса. Продолжается работа по модернизации центров на границе с Китаем и Российской Федерацией.

– Чаще всего ­пресса сообщает о ходе строи­тельства Международ­ного центра промышленной кооперации «Центральная Азия» (МЦПК), который должен стать главной площадкой активно развивающегося центральноазиатского экономи­ческого коридора «Север – Юг». Чем объясняется такое прис­тальное внимание Казахстана именно к этому проекту?

– Основная цель МЦПК – решение проблем транзита и торговли между Узбекистаном и Казахстаном. Перед нами поставлена задача по доведению товарооборота до 10 миллиардов долларов. Уже в текущем году, я думаю, мы превысим 5 миллиардов долларов, если будем и дальше торговать и возить грузы с 30-процентным ростом, как сейчас.

Исторически между Казахста­ном и Узбекистаном – самыми крупными государствами Цент­ральной Азии – сложились тес­ные торгово-экономические отношения. Узбекистан – страна с большим населением, наш давний экономический партнер, товарооборот с которым нельзя сравнить с другими соседями. Однако пункты пропуска, дейст­вующие сейчас на казахстанско-узбекской границе, не могут обслужить тот объем торговли, который имеется.

Дальнейшее же развитие взаимной торговли приведет к тому, что нужно будет трансформировать порядок перемещения грузов через границы. Предвидя это, мы уже сейчас улучшаем, модернизируем пункты пропус­ков. Так, пункт «Сарыагаш» можно в режиме 24⁄7 пересечь железнодорожным транспортом. Остальные пункты пропуска – автомобильные. Они также становятся международными, круглосуточными.

Дальнейшее развитие торговли теперь связано с тем, чтобы либо расширить пограничные точки пропуска, а это долго и затратно, либо создавать груз непосредственно на границе. Поэтому планируем открыть общую между Казахстаном и Узбекистаном зону, на которую с обеих сторон будет заходить промежуточный товар, затем на МЦПК формироваться финальный продукт и как готовый товар отправляться в Казахстан, Узбекистан либо в третью страну.

Поскольку товар будет произведен совместными усилиями, на основе кооперации, отпадает необходимость использовать транзитные процедуры.

Сейчас мы уже пришли к общему знаменателю с узбекской стороной. Премьер-министры наших стран дали старт проекту, заложив капсулу на месте строительства МЦПК. Ход его сооружения находится на контроле у глав обоих государств.

– К сожалению, нередко приходится слышать, что Узбекистан по-прежнему применяет дискриминационные меры в отношении наших подакцизных товаров. В чем тут проблема?

– Когда казахстанские компании-экспортеры проходят таможню, часто возникают проблемы, однако ввод МЦПК позволит их избежать и торговать без каких-либо сложностей. Постепенно узбекская сторона снимает эти барьеры, но их все равно еще сохраняется немало.

Так, согласно Налоговому кодексу Узбекистана, ставки акцизов на алкогольную и табачную продукции установлены отдельно для импортных товаров и товаров, производимых внутри страны.

При этом с 1 января 2021 года для Узбекистана вступили в силу положения Соглашения о зоне свободной торговли на пространстве СНГ, согласно которым должны применяться ставки акцизов на импортируемые товары на уровне, не превышающем акцизных ставок на продукцию, произведенную внутри страны. В связи с этим необходимо провести работу по полноценной имплементации положений вышеупомянутого документа.

– Кайрат Калмукаме­тович, может ли в перспективе работа центров повлиять на снижение так называемой «продовольственной инфляции»?

– В Казахстан ввозится много плодоовощной продукции из Узбекистана. Затем она продается либо в Казахстане, либо на территории Российской Федерации. Как этот товар попадает к нам? Дехкане собирают продукцию с садов и полей и отправляют ее автомобильным транспортом, поэтому регулярно в пиковый спрос на нашей границе образуются огромные очереди из фур.

А на территории торгово-экономических центров будут склады временного хранения. Здесь товары будут хранить, обрабатывать, компоновать в партии или перераспределять по другим складам. Центры будут принимать одни грузовые потоки и формировать новые.

Груз можно будет доставить и перенаправить разными видами транспорта. Когда к центрам подойдет железная дорога, а сейчас она не везде имеется, появится возможность для более оперативной отправки грузов получателям. Это, конечно, повлияет на продовольственные цены на территории наших стран.

Так удастся избежать чрезмерных ценовых колебаний, которые наносят ущерб потребителям и производителям. И что важно, исключить многочисленных перекупщиков.

– Выходит, что открыть торгово-логис­тические хабы мало? Необходимо и дальше развивать транспортную логистику и улучшать условия транзита?

– В министерстве разработали концепцию развития трансграничных хабов. Она включена в транспортную концепцию. Когда та будет принята, в ней найдут отражение и МЦПТ. Вокруг Казах­стана их планируется пять: на границе с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспии.

Когда речь идет о создании и функционировании таких центров, то фокус смещается на правильную логистику. Можно на одном грузовике в точку А везти однородный товар, а можно – разнородный. Сейчас везут разнородный и порой подолгу ждут, пока этот товар собирают. А можно будет консолидировать грузы и отправлять большими партиями.

Например, запуск железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал позволит увеличить пропускную способность вдвое и сократить сроки транспортировки грузов в полтора раза. Это пример эффективного использования той инфраструктуры, которая уже имеется у Казахстана.

Если товар уходит по Транскас­пийскому маршруту, он должен быть контейнеризирован. К сожалению, сейчас далеко не все наши товары отправляются контейнерами, нет и точек консолидации этих товаров.

Так вот пять центров также предназначены для того, чтобы там контейнеризировать и консолидировать товары, автоматически собирать в большой состав и отправлять в третьи страны. Создание центров однозначно положительно скажется в том числе и на развитии Транскаспийского транспортного маршрута.

– Кайрат Калмукаметович, на какой стадии находится проект строи­тельства на границе с Кыргызстаном Индустриального торгово-логистического комплекса?

– С Кыргызстаном мы тоже хорошо продвинулись в этом направлении. Много вопросов было решено на площадке ЕЭК. Строительство комплекса, напомню, началось в прошлом году. Мы сразу установили цели, которые будет решать комплекс, определили его локацию и логистическую стратегию терминала. Главными его пользователями будут сельхозпроизводители.

На прошлой неделе я снова был в Бишкеке на переговорах по завершению нашего двустороннего соглашения. Сейчас стоит вопрос о строительстве автомобильного моста через реку на пункте пропус­ка «Қарасу – Ақ-Тілек», определение участников его строительства и подписание соглашения.

– Может ли центр приграничной торговли «Хоргос» когда-либо стать шестым торгово-экономическим центром?

– Центр приграничной торговли «Хоргос» – сложная экосистема. Когда я говорю о «Хоргосе», то имею в виду Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос».

МЦПС «Хоргос» – комплекс торгового, экономического, инвестиционного сотрудничества, развития туризма. Состоит из казахстанской и китайской частей, расположенных на приграничных территориях Казахстана и КНР. С нашей стороны он направлен на развитие туризма и торговли между физическими лицами. А СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» нацелена на совершенствование логистики и железнодорожного транспорта.

Да, у нас есть идея объединить их под одной крышей, чтобы в том числе на этой территории совмест­но с китайскими производителями выпускать из казахстанского сырья товары. И работать тут мог­ли бы наши специалисты.

Поэтому сейчас говорить, что «Хоргос» – один из торгово-экономических центров – неверно. Но в перспективе он им может стать.

– Кайрат Калмукаметович, в завершение беседы несколько слов о стейкхолдерах, или заинтересованных участниках с казахстанской стороны…

– В этом проекте я вижу несколько заинтересованных участников. В первую очередь мы, Министерство торговли и интеграци, как инициаторы, предложившие эту идею и продвигающие ее. Затем появится предприятие, которое будет управлять соответствующими объектами.

Большая роль отводится местным исполнительным органам, которым предстоит выделять землю и подводить необходимые коммуникации: электроэнергию, водоснабжение и газ. Затем крупные инвесторы начнут привлекать других компаньонов, чтобы совместно на территории центра развивать тот или иной кластер – к примеру, по переработке шерс­ти, молока, выпуску молочных продуктов.

Роль Министерства индустрии и инфраструктурного развития будет заключаться в том, чтобы по наиболее оптимальной схеме подвести транспортную инфраструктуру. Когда начнется торговля, подключится санитарный и фитосанитарный контроль. Минсельхоз возьмется за организацию работы этих служб, мониторинг передвижения подкарантинной сельскохозяйственной продукции.

Без Пограничной службы КНБ тоже нельзя: безопасность границ никто не отменял, и задача службы – обеспечить безопасное и прозрачное передвижение людей и товаров.

За обеспечение объектов дос­таточным количеством электроэнергии и газом будет отвечать Министерство энергетики, за предоставление льгот и налоги – Министерство финансов. Инвесторов из третьих стран будет привлекать Министерство иностранных дел. Таким образом, практически весь профильный блок Правительства окажется посильно задействованным в осуществлении этого проекта.

Популярное

Все
Список погибших в авиакатастрофе казахстанцев опубликовало МЧС
Одного из пассажиров потерпевшего крушение самолета AZAL сняли с рейса
Для пострадавших в авиакатастрофе организуют спецрейс в Азербайджан
В Казахстан вылетели представители производителя Embraer и CENIPA из Бразилии
Место крушения самолёта в Актау взяли под усиленную охрану
В преддверии Нового года индустрия красоты снова подняла цены
Более 2 млрд тенге заработала астанчанка на сводничестве
Трамп обещал Канаде вдвое уменьшить налоги при присоединении к США
Спикер Сената выразил соболезнование близким погибших в авиакатастрофе над Актау
Конференция на тему аутоиммунных заболеваний нервной системы прошла в Алматы
«Детектору лжи» и психологической экспертизе подвергнут кандидатов на руководство в органах
Камеры видеонаблюдения намеренно повредили в колонии Костанайской области
Акимат незаконно лишил выпускника детдома участка земли
В Греции электромобили встали на дороге из-за холода
Найден черный ящик потерпевшего крушение самолета вблизи Актау
Опубликован список обладателей стипендии «Болашак»
«Никаких неврологических дефицитов нет»: врач рассказал о самочувствии учителя из Семея
Министр обороны обсудил приоритетные направления с руководителями отечественных предприятий
Пострадавшие при крушении самолета близ Актау россияне отправились на родину
В ожидании чуда: новогоднюю сказку показали в старейшем театре Астаны
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Прокурор Аймаганова высказалась по делу Шерзата
Целый месяц рассчитывался за покупки найденной картой житель Аксая
Интерактивные уроки ведут в... театре кукол
«Языковой караван» сплачивает
В Атырау выявили частную школу без лицензии
В Казахстане установили требования к автовокзалам и автостанциям и по пассажирским перевозкам
В Казахмысе сделали заявление по ситуации на предприятиях корпорации
В Казахстане хотят ужесточить требования к кандидатам на усыновление детей
Самолет рейса Баку - Грозный упал в Актау
Президент принял главу совета директоров Euronews Педро Варгаса Давида
«Казахмыс» объявил о завершении переговоров с бастовавшими работниками
Новые скрепы духовной столицы
Минздрав призывает обсудить нововведения в системе ОСМС
Казахстан начал строить школу в пострадавшем от землетрясения Газиантепе
Учредители детсада осуждены за содержание «мертвых душ»
Объединить усилия власти, бизнеса и общества
Условия под стать названию
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Владимир Путин прилетел в Астану
Казахстан – Россия: стратегическое партнерство, обращенное в будущее
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине
В Тбилиси спецназ разогнал протестующих водометами
Пять представительниц Казахстана по боксу пробились в финал чемпионата Азии

Читайте также

В преддверии Нового года индустрия красоты снова подняла це…
Казахстан начал экспортировать мясо в Армению
Более 100 млрд тенге помогло сэкономить АФМ в республиканск…
Премьер поставил задачи перед новым министром национальной …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]