Сегодня роль женщины в обществе велика. Расширяется ее вклад в комплексный подъем и развитие села. По словам депутата Мажилиса Парламента Казахстана Майры Айсиной, именно представители слабой половины становятся инициаторами многих бизнес-идей и проектов, направленных на решение социальных вопросов и, что очень важно, на повышение уровня жизни сельчан. Не исключено, что вскоре сельский бизнес будет иметь женское лицо.
– Если женщина начнет заниматься бизнесом, то семья в любом случае ее поддержит. Во-первых, это хороший пример трудолюбия детям. Во-вторых, производство экологически чистых продуктов, которое возможно только в селе, – сказала депутат.
По ее мнению, сегодня государство большое внимание уделяет обучению сельчанок ведению и развитию собственного бизнеса, предоставляет другие меры поддержки. Однако при выдаче кредитов необходимо смотреть и на возможности сельчан.
– Наш опыт показывает, что если и давать кредит, то не выше 3%. Раньше государство выделяло под 6–7%, сейчас мы дошли до 4%, – поделилась мнением мажилисвумен.
Она добавила, что на сегодня около 18 тыс. человек уже получили микрокредиты на развитие бизнеса, но из-за недостатка информации об этом мало кто знает.
– Надо все-таки показывать эту работу, рассказывать об этих женщинах, их успехах. У нас очень много лидеров среди сельчанок. Мне кажется, государство должно делать упор именно на информационно-пропагандистскую работу, чтобы все видели, кому выдаются эти кредиты. Работа должна быть прозрачной, открытой и доступной для всех, – отметила она.
В свою очередь директор департамента занятости населения Министерства труда и социальной защиты населения Ерболат Абулхатин рассказал, что среди получивших гранты и микрокредиты по госпрограмме «Енбек» большинство – сельчане.
– В прошлом году в данной программе приняли участие более 660 тысяч человек, из них 260 тысяч – женщины. Были обучены 75 тысяч человек, 18 тысяч получили льготные микрокредиты. В текущем году по поручению Президента страны были пересмотрены механизмы микрокредитования для членов многодетных и малообеспеченных семей. Кредиты им будут предоставляться под 4% годовых сроком до 7 лет. Сумма микрокредита до 20 миллионов тенге на все виды деятельности, в том числе для ведения бизнеса на дому, – проинформировал он.
Кроме того, сельчане могут получить и гранты от государства на стартовые этапы бизнеса до 200 МРП (530 200 тенге) для семейного бизнеса, занятия рукоделием. На эти гранты могут претендовать и получатели адресной социальной помощи, – уточнил представитель Минтруда.
Кроме того, по словам Ерболата Абулхатина, в нынешнем году будет продолжена работа по развитию социального предпринимательства, то есть вовлечению в бизнес малообеспеченных, многодетных и лиц с инвалидностью с целью повышения их дохода.
О реализации проектов, направленных на развитие женского бизнеса на селе, рассказали председатель правления ОЮЛ «Коалиция за «зеленую экономику» и развитие G-Global» Салтанат Рахимбекова, представитель международного благотворительного фонда The Coca-Cola Foundation Александра Аккирман, директор ОФ «Социальная динамика» Елена Ожго.
В частности, будут организованы серии образовательных выездных тренингов для безработных сельских женщин в Алматинской, Акмолинской, Карагандинской и Костанайской областях. Причем речь идет не только об обучении безработных женщин основам бизнеса, но и предоставлении им финансовой поддержки для старта бизнеса на селе. Объявляется очередной республиканский конкурс «Coca-Cola Белестері-2020,» по итогам которого 10 сельских женщин получат гранты по 4 тыс. долларов на создание своего бизнеса на селе.
В целом за прошедшее время победителями стала 61 женщина, из всех их проектов 62% посвящены сельскому хозяйству, 24% – оказанию услуг населению, 14% – производству товаров народного потребления.
Запускается и образовательная онлайн-школа «Личные подсобные хозяйства», а также проект «Ел онiмi», нацеленный на объединение сельских жителей для выращивания и производства одного или нескольких агропродуктов, их кооперацию для продвижения экологически чистых и натуральных продуктов на местном рынке и за рубежом.