Национальный парк под открытым небом на основе археологических раскопок городища Бозок строится в столице

7052
Игорь Прохоров

Проект является уникальным в отечественной музейной практике, поскольку принцип его создания предполагает возможность близкого к реальному погружения посетителей в далекие эпохи.

– Создание национального парка предусматривает музеефикацию средневекового городища, а также его реконструкцию, – говорит Сауле Бурбаева, директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Бозок». – Место раскопок будет находиться под перекрытием, что даст возможность демонст­рации процесса исследований. Реконструкция, основанная на материалах Есильской археологической экспедиции и нарративных источников, состоит из четырех частей: тюркского святилища, каганской ставки, почтовой станции и башни (ориентир на маршруте Великого шелкового пути).

Период энеолита представит поселение ботайской культуры – очаг возникновения всадничества. Ботайская культура была распространена на территории Северного и Центрального Казахстана. Археологический материал позволяет говорить о первом опыте приручения лошади человеком на данной территории – переходе человека от пешей коммуникации к конной. Визитной карточкой ботайской культуры является шестиугольное жилище – первое известное капитальное сооружение в период энеолита, свидетельствующее о развитии оседлости среди древних племен, живших на территории нынешнего Северного Казахстана.

Предполагается воссоздание поселения ботайцев, презентация для посетителей образа жизни (убранство жилища, одежда, хозяйство, ремесло). Программа посещения включит этнографические праздники, связанные с приручением лошади, дегустацию кумыса, поскольку этот напиток впервые изготовили ботайцы.

Эпоху бронзы представят поселением, в котором будут продемонстрированы не только жилища, но и достижения эпохи палеометалла: создание сплава меди и олова – развитие металлургии, выделение протогородской культуры и новых видов хозяйства: пастушеского скотоводства и мотыжного земледелия.

Комплекс раннего железного века включает два поселения (гуннского и сакского), а также сарматский храм-святилище. Здесь посетители познакомятся с мировоззрением и военным искусством ранних кочевников, полихромным стилем гуннов, звериным стилем саков, особенностями конской узды, присущими данному периоду. На территории поселений предполагается проведение театральных представлений.

– Воссоздание образцов культуры древних тюрков заключается в реконструкции самого городища Бозок, а также в воссоздании культовых сооружений (святилище Елеке-сазы, Сараман-Коса, Дом­бауыл), где будут проводиться этнографические фестивали, – говорит Сауле Бурбаева.

Визит-центр национального парка создается на основе исследований столичных цент­ров периода Казахского ханства (Сау­рана, Сыгнака, Сарайшыка и Туркестана) и состоит из трех частей: цитадели, шахристана и рабада. Визит-центр включит экс­позицию Казахского ханства, а также конференц-залы, выставки, научные центры, ремесленные лавки.

Городище Бозок является первым и единственным масштабно исследованным средневековым памятником степной части Казахстана. Территория памятника составляет 32 га.

В золотоордынскую эпоху строе­ния городища Бозок становятся некрополем. За годы раскопок на территории памятника открыто 58 погребений.

Сопроводительный инвентарь погребений не оставляет сомнений в датировке их золотоордынским временем XIII–XIV веков. Топография и детали погребального обряда свидетельствуют, что все погребения были сделаны людьми, жившими в окрестностях Бозока. Предметы вооружения и конского снаряжения относятся к типам, широко распространенным в евразийских степях в монгольское время.

В погребениях помимо предметов вооружения и конской упряжи найдены чаши, украшения, остатки одежды из шелковой ткани. К первой половине XIV века относится женское погребение, в котором найдены головной убор, серебряные серьги, пластинчатые браслеты с львиными личинами. Возможно, деталью, уточняющей принадлежность погребения именно к XIV веку, может стать гробница, сбитая железными гвоздями и скобами. Есть еще одна интерес­ная деталь – покрытие захоронения берестой.

По наличию металлической посуды к первой половине XIV века можно отнести погребение № 5 – захоронение воина с кольчугой, седлом, железным ковшом.

Отдельно хочется остановиться на погребении знатной женщины монгольского времени, антропологическая реконструкция которой была сделана в Москве, в лаборатории Антропологической реконструкции Института антропологии и этнологии РАН. Как показало исследование, погребение датируется XIII – началом XIV века. Умершей женщине было 40–50 лет.

Женщину сопровождал богатый инвентарь. В первую очередь необходимо отметить обнаружение своеобразного головного убора – боктаг⁄бокка (в европейских источниках) или гу-гу (в китайских источниках), название которого сохранилось благодаря упоминанию в текстах того времени. Верхняя его часть выполнялась в виде берестяного цилиндра, который обшивался шелковой тканью, к нему крепились раковины каури. По обе стороны от головного убора крепились подвески ромбической формы из речного жемчуга. Каж­дая подвеска состояла из 200 зерен бисера.

Облик женщины дополняли серебряные серьги, двухпластинчатые браслеты с львиноголовыми личинами на окончаниях и бусины из серебра. Интересно отметить, что некоторые из бусин имели зооморфную символику: имеются изделия в виде клюва, головы, фигуры птицы. Впечатляет искусная работа, продемонстрированная зергером прошлого при изготовлении еще одной бусины – она выполнена из серебра, полая изнутри, цилиндрической формы. Через отверстия продета шелковая нить, которая завязана посередине бусины, а на окончания нити были привязаны жемчужины.

Эта находка до сих пор не имеет аналогов. Интересно отметить, что в костюме женщины монгольского времени присутствует еще один образ из мира животных – окончания браслетов выполнены в виде стилизованных львиных голов. Жемчуг и раковины каури были доставлены из дальних стран, возможно, добыты во время далеких походов. Бусы в виде водоплавающих птиц говорят о культе воды и культе птицы, образ которой был излюбленным мотивом украшений тюркоязычных и финно-угорских народов, – говорит Сауле Бурбаева.

Такие головные уборы были неотъемлемой частью костюма знатных монгольских женщин. Об этом свидетельствуют данные письменных источников и сохранившиеся изображения того времени. Подобные головные уборы были не только признаком замужества женщины, но и указывали на ее статус в обществе.

Также в этом погребении были найдены серебряная чаша, железные пика, кинжал и удила. Судя по кинжалу и пике, женщина была не рядовым воином, а выполняла руководящие функции.

Это погребение некрополя Бозок раскрывает многие стороны истории и культуры племен, живших в районе нынешней Астаны. Находка рассказывает не только о положении женщины в обществе золотоордынского периода, но и о развитии торговли, материальной, духовной культуры населения.

В мировой практике главный путь сохранения исторического наследия – это его музеефикация. В данном случае эффективным способом музеефикации выступает создание национального парка под открытым небом на территории столицы Казахстана.

Популярное

Все
В Японии создали лекарство для роста новых зубов на месте утраченных
Аида Балаева: Реализация идеологической политики требует комплексного подхода
Мировые лидеры поздравляют президента и народ Казахстана с Днем Независимости
Итоги 2024 года Минэнерго: достижения и перспективы развития энергетической отрасли
Известный блогер-полиглот стал послом туризма Казахстана
Сколько выходных дадут казахстанцам в 2025 году
Работа над многотомником по истории Казахстана продолжается
Прочные основы безопасности и развития страны
Токаев поздравил казахстанцев с Днем Независимости
Секс за золото: как живут женщины на нелегальных приисках Амазонки
Обсуждены перспективы ЕАЭС
Время выбрало нас
Искать точки соприкосновения, а не проводить разделительные линии
Столп национальной духовности
«Egemen Qazaqstan»: этапы большого пути
На благо страны
Казахстанцы: идентичность 33 года спустя
В Алматы завершился XII МКФ Bastau
Цель – устойчивость и развитие
Справедливое общество для всех
Россия – Казахстан: союз, востребованный жизнью и обращенный в будущее
«Южный вектор» открыт для бизнес-предложений
Махмуд Сабырхан нокаутом выиграл бой на ЧА по боксу
На собственной «резине»: от Нижнекамска до Караганды
Грустные думки аграрные
Задачи прокуратуры – закон и порядок
Опыт Шымкентского водоканала изучают эксперты Всемирного банка
Производство шоколада может прекратиться
Автоочередь образовалась на казахстанско-российской границе
Лица старого Уральска
Дело о секс-рабстве девочки из Кызылорды: оглашен второй приговор
В Узбекистане погибла известная бьюти-блогер, выпав из окна
Трудов высокая оценка
Прорыв в дорожной сфере
В поликлинике Кызылорды необоснованно завышали стоимость медсправок
Парламентские опоры Содружества
Президент Токаев пригласил патриарха Кирилла на съезд лидеров мировых и традиционных религий
Здесь растят специалистов XXI века
Владимир Путин прилетел в Астану
«Мост дружбы»: казахстанская художница рассказала о подаренной Владимиру Путину картине

Читайте также

В Белграде открылась выставка «Культурное наследие Великой …
Более 12 тыс. зрителей собрал балет «Щелкунчик» в первый де…
Казахстанка взяла «золото» на международном чемпионате по п…
Аида Балаева: Казахское кино еще не раскрыло свой истинный …

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]