Независимость – это мы!

10736
Любовь Доброта, Шымкент

Остались без квартиры

В Шымкенте я живу с 1993 года. То были первые годы независимости, наполненные разного рода трудностями. Инфляция галопировала. Ценники на товары и продукты питания менялись чуть ли не ежедневно. Дефицит всего и вся, в магазинах пустые полки. Голова шла кругом: чем кормить семью? Где купить продукты?

Мужа перевели на юг из Актюбинской области по службе. Там мы продали квартиру в надежде, что купим здесь жилье. Пока переезжали, осматривались на месте, на свои три миллиона рублей не смогли найти даже однокомнатную квартиру. Цены стали баснословными, деньги обесценились за считаные недели.

Нам было за сорок, а мы с детьми остались, по сути, на улице, без жилья своего. Пришлось снимать квартиру. Было очень сложно. Ко всем неурядицам вскоре добавились отключения теплоснабжения, не было в квартирах газа, сутками сидели без света и даже временами без воды. Выходили во двор, чтобы набрать в ведро снега и затем растопить его. Люди стали готовить пищу во дворах на кострах, ставили большие казаны, объединяясь семьями.

В Актюбинской области я была директором школы, в Шымкенте предложили работу в гороно. Взаимодействие с учебными заведениями позволило хорошо изучить город, легко ориентироваться. Я отвечала за воспитательную работу в школах, которых на тот момент было около 70 в Шымкенте. Сейчас их почти в три раза больше, да и сам город стал другим – больше и благоустроеннее.

Проводили много мероприятий, в частности, к 150-летию Абая, юбилею Жамбыла Жабаева, сделав упор на изучение творчества казахских классиков, истории страны. Это поднимало дух, помогало пережить тяжелый момент.

Упорство, желание работать, приносить пользу городу, помог­ло нашей семье закрепиться в Шымкенте. Меня даже поощрили за хорошую работу, выделив из коммунального фонда двухкомнатную квартиру. Правда, прошло почти три года, пока мы в нее заселились. Жилищное строительство в середине 90-х практически сошло на нет, дома превратились в долгострои, что отсрочило новоселье врача-рентгенолога, в квартиру которого мы должны были переехать. Новую-старую квартиру обживали уже когда меня назначили директором школы № 9. Ее я возглавляла на протяжении 19 лет.

Уроки в потемках

Это была центральная школа, популярная среди школьников и родителей, желающих дать своим детям достойное образование. Крепкий педагогический коллектив, десятилетиями складывающиеся традиции. Так что, желающие здесь учиться, выбирали не столько школу, сколько конкретного учителя, будучи уверенными, что ребенок получит у него крепкие знания. И этому не помешает ни отсутствие в школе, как и во всем городе, отопления или электрической энергии.

В какой-то момент в портфеле каждого ученика, помимо привычного набора школьных принадлежностей, появились свечи, которые зажигали на первых и последних уроках, чтобы не сидеть в сумерках и не портить зрение.

В классах устанавливали электрические обогреватели, в срочном порядке монтировали систему автономного отопления. Родители помогали решить проблему с освещением, закупая электрические движки, работающие на бензине и солярке. С их стороны была поддержка и понимание того, что школьное образование – основа основ, без него ребенку придется во взрослой жизни непросто.

Возникли проблемы с выплатой зарплаты учителям, ее не выдавали по несколько месяцев, рассчитываясь какими-то талонами, ваучерами. Многие не выдержали этого и ушли из школы. В основном, на базар. Конечно, жалели потом, что сделали такой опрометчивый шаг, расставшись с любимым делом. Школа от их ухода тоже потеряла, но понять их можно: порой женщины в одиночку воспитывали детей, которых надо было элементарно кормить.

Я всегда была благодарна и признательна тем, кто несмотря ни на что, остался верен своей профессии и продолжал учить детей. Считаю, что в то время это был пример пат-
риотизма. Учителя выполняли свой долг, вопреки всем трудностям. Им было неимоверно сложно, но они находили в себе силы не просто вести уроки, а делать это творчески, нестандартно, не прекращая поиск новых форм подачи материала. Продолжали заниматься само­образованием, чтобы не снижать интерес детей к учебе.

Приходилось находить возможность, чтобы у каждого педагога было 1,5 ставки. Мы выжили всем коллективом, школа не сдала свои позиции. Для меня это было важно, потому, что я пришла в школу со своими традициями, репутацией и очень высокой планкой знаний, которую надо было удержать.

В школе царил культ знаний и это подстегивало тех детей, родители которых, возможно, не так много времени могли уделять учебе ребенка. Увлечь школьников учебой было важно еще и потому, что в то время среди подростков заметно выросла преступность. Это тоже был результат общего экономического состояния, в которое погрузилась страна после разрыва отлаженных экономических связей. Да и родительский контроль во многих семьях оказался ослаб­ленным. Взрослые вынуждены были все время тратить на поиски заработка, порой некогда было заниматься воспитанием детей, что не замедлило отразиться на их поведении.

Смотреть в глаза

Я требовала от учителей, чтобы они ежедневно смотрели в глаза каждого ребенка. Если ученик грустный, раздражен, или чем-то опечален ему надо уделять больше внимания. Все педагоги – хорошие психологи и, если с ребенком разговаривать, несложно понять, что с ним не так. Тогда в штате школ не было психологов и эту роль на себя брали педагоги.

Важно было, чтобы ни один ребенок не оставался в трудной жизненной ситуации один на один. Был у меня такой случай. Приходит как-то классный руководитель седьмого класса и говорит, что с учеником творится что-то неладное. Еще недавно он хорошо учился, был активным и общительным, а тут его словно подменили. Начал скатываться в учебе, стало все равно, выучены уроки или нет, какая у него оценка в дневнике. Постоянно грустный, задумчивый. Ясно, что его что-то гложет, замкнулся, но при этом на контакт с классным руководителем не идет.

Попросила привести подростка ко мне в кабинет. Долго молчал, с трудом удалось его разговорить. Признался, что родители развелись. Для него это стало ударом. Мама каждый вечер плачет, и, глядя на ее слезы, ему охота убить отца.

Мальчик, на удивление, оказался рассудительным, проанализировали вместе ситуацию, обсудили со всех сторон. Я предложила ему другой вариант поведения: стать опорой для мамы, радовать ее своими успехами в школе, помогать по дому. Приготовить ужин после школы, пока мама на работе, или уборку квартиры сделать. Да и хорошие отметки в дневнике для нее станут лучшей поддержкой, чем месть отцу. Скатившись же в учебе или совершив опрометчивый поступок, он только добавит страданий маме, да и себе испортит будущее.

Со временем все у подростка наладилось, постепенно посветлели глаза, снова стал хорошо учиться. Через несколько лет ко мне в кабинет пришел молодой человек в форме военнослужащего Национальной гвардии. Оказалось, что это тот самый семиклассник. Рассказал, что та беседа в директорском кабинете изменила его жизнь, помогла взять себя в руки.

Тяжелые годы, наполненные экономическими трудностями, нехваткой элементарного провоцировали ссоры в семьях, привели к многочисленным разводам, от которых страдали дети. Тогда я не раз имела возможность убедиться в том, что мальчики развод родителей переживают очень тяжело.

Культ знаний

В 2000–2001 учебном году четверо моих выпускников получили знаки отличия «Алтын белгі». Тогда были другие условия для его присвоения: надо было на рес­публиканском уровне выиграть олимпиаду или защитить научную работу.

Школа снова доказала, что здесь работают лучшие педагоги, для которых нет ничего важнее, чем передать детям знания. Всего в области в тот год таких было 11 выпускников, которых пригласили на встречу Президента Нурсултана Назарбаева с одаренными детьми в Павлодаре.

Поездка с учетом дороги заняла неделю. Этого оказалось достаточно, чтобы дети сдружились и сблизились. Особо мне запомнился мальчик из Сарыагаша, так увлеченно рассказывавший, почему решил писать научную работу по хлопку. Он был из малообеспеченной семьи, которая поддерживала его стремление к знаниям, усидчивость, целеустремленность, жажду знаний.

Встреча с Нурсултаном
Назарбаевым вызвала у всех высокий эмоциональный подъем. Каждый ребенок готов был горы свернуть, чтобы своими знаниями помочь стране, нуждающейся в высококвалифицированных специалистах.

Когда вернулись домой, аким области Бердибек Сапарбаев, всегда поддерживавший талантливых детей и педагогов, устроил обладателям «Алтын белгі» на стадионе праздник. Вчерашние школьники на машинах проехали круг почета. На весь стадион звучали их имена и фамилии, школы, которые они окончили. Моя школа прозвучала четыре раза, я была на седьмом небе от счастья. Меня распирала гордость за труд учителей, вложивших в учеников свои знания, талант, энергию. И благодарность за то, что труд учителя ценится, поощряется.

Так, после победы ученика нашей школы на республиканской олимпиаде по казахскому языку учительнице Эльмире Куатбаевой вручили ключи от квартиры. Время было непростое, но нашли возможность поддержать учителя и отметить ее труд. Для педагогов это была прекрасная мотивация работать с душой и дальше, а не просто отбывать часы в школе. А для учеников – возможность поступать в лучшие вузы и не только отечественные.

В 2014 году я ушла на заслуженный отдых. Это был девятнадцатый год моей работы. В тот год наша «девятка» выпустила сразу 19 обладателей знака «Алтын белгі». Такое вот, то ли совпадение, то ли знамение.

«Болашак» как путь в будущее

Моя племянница Айжан Темирбаева назначена проректором одного из крупных вузов страны. Это о таких, как она, говорят Self made woman – женщина, которая cделала себя сама. Ее успех – это лестница, возможность двигаться по которой предоставляет наше молодое государство.

Она одна из тысяч молодых казахстанцев, которым дорогу на учебу за рубежом открыла программа «Болашак», ставшая символом независимости и ее фундаментом. После школы поступила на факультет турецкой филологии КазГУ, а уже будучи студенткой, выиграла грант и поехала на учебу в Турцию. Потом снова был конкурс и снова грант. На этот раз ее ждала учеба в Америке. Раньше, до обретения независимости, такое даже представить невозможно было.

Следующей ступенькой для Айжан стала учеба в магистратуре КазГУ. После ее окончания она работала тележурналистом, а узнав, что впервые идет набор в магистратуру Назарбаев Университета, подала документы. И ее приняли.

С зачислением Айжан в Назарбаев
Университет связана история, которую в нашей семье любят рассказывать в назидание младшим. Так вот, когда Айжан позвонили, чтобы пригласить на собеседование, она сказала, что сейчас занята, готовит репортаж и попросила перенести встречу. Говорят, что при зачислении в магистратуру такой ее ответ тоже учитывали, оценив приоритетное отношение к работе.

Так получилось, что моя племянница вошла в историю вуза, став первым магистрантом, окончившим магистратуру Назарбаев Университета с отличием. Диплом ей вручал Первый Президент – Елбасы, чем непомерно гордится вся наша большая дружная семья.

Айжан стала преподавать в
Назарбаев Университете, защитила докторскую. Сейчас работает проректором Карагандинского политехнического университета. Ее пример доказывает, какую колоссальную возможность открыло для казахстанской молодежи самостоятельное развитие страны. Посыл очевиден: если ты хочешь добиться успеха, чего-то достичь, нужны желание, знания и упорство, а государством созданы соответствующие условия. Четверо моих внуков стали обладателями «Алтын белгі», проявив упорство в учебе и осознавая, что получив хорошее образование, всегда можно найти работу. Моя внучка, только отправив резюме, получила приглашение на работу в филиал одного из российских банков. Без каких-либо знакомств и протекции.

От ста до 1 000 школ

Я считаю, что каждый ребенок должен учиться в хорошей школе. В построенной не из самана, и не в аварийной, а светлой, просторной, тогда и пиетет к знаниям появится. На заре независимости в Южном Казахстане было много школ, расположенных в старых, саманных, аварийных зданиях. Это результат того, что вопрос, где и что строить десятилетиями решался не на мес­тах, а за тысячи километров от Казахстана. Не учитывались многие факторы, включая высокую рождаемость в регионе.

Наш Первый Президент взялся исправить такое положение дел, инициировав государственную программу «Сто школ, сто больниц». 41 школу тогда построили в Южном Казахстане! Такого масштабного строительства учреждений образования регион не знал за всю свою историю. Это была очень нужная и своевременная программа. Даже представить трудно, сколько бы сейчас было трехсменных школ, если бы не эта программа.

Касым-Жомарт Токаев продолжил эту традицию, заявив в Послании народу Казахстана о строительстве в стране 1 000 школ до 2025 года. И это очень правильно. Уже в детском саду у каждого ребенка должны быть комфортные условия, потому что большую часть своей жизни он проводит там. В полной мере это касается и школы. При таких условиях и профессиональных педагогах ребенок по определению не может плохо учиться.

Спроси себя

Раньше Казахстан воспринимали как часть СССР, мы были как дети внутри большой семьи. Знали, образно говоря, только отца и мать. Теперь мы выросли, получили самостоятельность и живем, открытые всему миру. Конечно, начинать, что-то новое всегда сложно. Это касается в полной мере и строительства нового независимого государства, по сути дела, с нуля.

Наша страна последней вышла из Союза. Нурсултан Назарбаев уже тогда понимал, что нужен не демарш, а поиск путей взаимодействия всех республик, входивших в состав СССР, на основе самостоятельного развития.

Резкий разрыв всех связей, включая экономические, породил много трудностей и проблем, с которыми столкнулось наше молодое государство на заре независимости. Они не идут ни в какое сравнение с теми, что случаются сегодня. Мне не понятно, почему чуть ли не обязательным ритуалом общения казахстанцев в последнее время стало сетование на всевозможные неурядицы. Порой приходится слышать, дескать, нужна ли такая независимость, если она мне ничего не дала. Мы при этом как бы противопоставляем себя тем развитым странам, которые живут по принципу: «Не спрашивай, что дало тебе государство, скажи, что ты сделал для него». На мой взгляд, всегда следует помнить, что независимость – это мы, весь народ Казахстана, который сообща переживал трудности становления.

Именно тогда зарождались первые ростки патриотизма, людей переполняло желание видеть страну самостоятельной и свободной. Сегодня наши мечты сбылись. Только лукавый не может не заметить и не оценить произошедшие перемены. Посмотрите, как изменился тот же Шымкент. По сути дела, построен новый город. Какие здания появились, сколько иномарок на улицах? Раньше мы и названий-то таких не знали. Откуда все это? Кто нам дал? Независимость, которую мы только строим.

Весь мир сегодня открыт казах­станцам. Для отдыха, учебы, работы. Ну не благо ли это? Каждый молодой человек имеет право выбирать себе специальность и учиться у нас или за рубежом. И даже экономическое затруднение семьи не станет преградой на этом пути, ведь имея крепкие знания, можно получить грант. Надо только трудиться, чтобы все это было доступно каждому. Не просить и тем более не требовать от государства, а работать самому и зарабатывать, повышая свою квалификацию.

В 2015 году, тогда еще живы были родители моего мужа, воспитавшие 12 детей, семья участвовала в конкурсе «Мерейлі отбасы», заняв 1-е место. Это очень хороший конкурс, я бы даже сказала, движение, задумав которое, Елбасы хотел показать ценности многодетной семьи, наши традиции. Мама моего мужа занималась домом и воспитанием семьи, никогда ни у кого ничего не просила, не протягивала руку. А глава семьи зарабатывал, слывя на весь Шалкар лучшим кровельщиком. И всем детям дали образование.

Раньше люди стеснялись говорить, что им чего-то не хватает, сами искали возможность зарабатывать. Часто думаю, а не потеряли ли некоторые наши сограждане совесть, отказываясь работать и обеспечивать свою же семью, переложив заботу о детях на плечи государства?! Почему бы вместо требований сделать то и это, не проявить инициативу, предприимчивость и работать?!

Дискуссии на тему, чего больше от независимости – потерь или достижений, считаю бесплодными. У каждого поколения будет разный ответ, и под общий знаменатель его, конечно, не подвести. Важно знать и понимать не только то, что дало или не дало нам независимое государство, но и то, что зависит от нас самих в построении независимой страны. Ибо чем больше независимость каждого человека, а значит, и его сила духа, самодостаточность, дисциплинированность, вера, творческий потенциал, интеллектуальный и культурный уровень, тем больше сила и мощь государства. Ведь независимое государство – это все мы, народ Казахстана, который сообща переживал трудности становления и сообща строит свое будущее.

Популярное

Все
Бибисара Асаубаева стала второй на Гран-при ФИДЕ в Тбилиси
В Экибастузе до сих пор не могут побороть гнус
Основатель Telegram Павел Дуров задержан во Франции
Новое общественное пространство открыли в Астане
Участок улицы Сыганак в столице частично перекрыт
На сколько вырастет пенсия в 2025 году
В ЕС назвали необоснованным объявление результатов выборов президента Венесуэлы
В ФРГ арестован подозреваемый в нападении в Золингене
Экипаж Starliner застрял на МКС до 2025 года
Казахстанский десантник завоевал «золото» на ЧМ по гиревому спорту
Как государство сокращает свое присутствие в экономике
Двое водителей устроили драку на дороге в Павлодаре - ВИДЕО
Школьники и льготники смогут ездить без карточек в автобусах Астаны
28 августа жители Земли увидят парад из шести планет
Создание новых квазигоскомпаний временно запретят в Казахстане
Впервые за 10 лет Капчагайское водохранилище наполнили на 100%
Жумангарин выехал на поля Акмолинской области
В Казахстане обсуждают порог репродуктивного возраста женщин
Макрон высказался об аресте Дурова
Большое путешествие на маленьких авто
Ренессанс Центральной Азии: На пути к устойчивому развитию и процветанию
Какие тайны знал Рашид ад-дин?
Стали известны имена обладателей грантов на 2024-2025 учебный год
Гражданин США Мелвин Граф отправился в Северный Казахстан, чтобы восстановить историю жизни своего отца
Непростая жизнь одной песни. «Қарағым-ай» стала учебным пособием для многих вокалистов
Всемирные игры кочевников: какие состязания пройдут во Дворце единоборств им. Ж. Ушкемпирова в Астане
Несколько участков дорог перекроют в Астане
Казахстанский тренер принес две медали для Туниса на Олимпиаде
Страны Центральной Азии укрепляют позиции на мировой арене
Пострадавшие от паводка в ЗКО получили жилье
Важно постоянно находить новые точки соприкосновения
Консультативные встречи показывают высокую эффективность
Появится парк на «Колесных рядах»
В Костанае прошел региональный «Форум сельских женщин Казахстана»
Землетрясение в 6,8 баллов произошло у берегов Филиппин
Интеграция отвечает общим целям
Кайрату Сатыбалды смягчили приговор
Круглосуточную охрану приставили к дому девочки, попавшей в секс-рабство в Кызылорде
Премьер Индии призвал Украину и Россию к переговорам
Рыбалка закончилась трагедией

Читайте также

На первый путь
От тетриса до партнера Google
Сохранить и приумножить
Такое забыть невозможно

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]