Ключевые достижения и сама история независимой Республики Казахстан неразрывно связаны с личностью ее Первого Президента Нурсултана Назарбаева.
Три десятилетия (начиная с 1989 года, когда он был избран Первым секретарем ЦК Компартии КазССР) Елбасы провел «у руля» государства. Именно подпись Нурсултана Назарбаева стоит под Конституционным законом «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года.
Его решения помогли молодому государству успешно преодолеть турбулентность первых лет после развала Советского Союза. Видение Первого Президента легло в основу формирования суверенной экономики, внутренней и внешней политики страны.
Благодаря взвешенному и мудрому подходу Елбасы к решению вопроса межэтнических и межконфессиональных отношений многонациональный Казахстан сумел пройти самые сложные этапы своего становления, сохранив мир и стабильность в обществе. Ответственность и активная позиция Первого Президента на международной арене сделали республику узнаваемой в мире, авторитетным игроком. А принцип многовекторности во внешней политике, провозглашенный Нурсултаном Назарбаевым и, самое главное, успешно реализованный под его руководством, позволил стране наладить дружественные и конструктивные отношения со всеми государствами мира, обеспечить защиту национальных интересов.
История становления Казахстана от малоизвестной постсоветской страны до успешного государства, лидирующего по экономическому и социальному развитию в регионе, обладающему серьезным международным признанием и весом, сегодня известна в мире как «Казахстанский путь». На эту траекторию роста страну вывел Нурсултан Назарбаев.
Его реформы и решения сделали возможным строительство нового современного Казахстана, сохраняющего внутреннюю стабильность и динамично развивающегося, а также новой казахстанской нации – образованной, талантливой, развитой, осознающей свое уникальное место в мире.
Добровольное сложение Нурсултаном Назарбаевым президентских полномочий также стало одним из знаковых решений, принятых Елбасы продуманно, ответственно и с мыслями о будущем Казахстана. Этим шагом Первый Президент обеспечил стране мирный и законный переход власти, не допустив дестабилизации политической обстановки и сохранив общественную стабильность.
О своем решении уйти с поста Главы Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил 19 марта 2019 года в специальном обращении к народу.
«Я принял непростое для себя решение – сложить с себя полномочия Президента Республики Казахстан. ...Как основатель независимого казахстанского государства вижу свою будущую задачу в обеспечении прихода к власти нового поколения руководителей, которые продолжат проводимые в стране преобразования. Вопрос преемственности власти в Казахстане решен конституционно», – объявил Елбасы.
Волевое решение Нурсултана Назарбаева казахстанцы приняли с пониманием и уважением, хотя с уходом Елбасы для молодого государства закончилась целая эпоха, полная выдающихся свершений и событий исторической важности. Вместе с тем, учитывая роль Первого Президента для Казахстана, государственные дела он окончательно и бесповоротно не оставил. В первую очередь за Нурсултаном Абишевичем пожизненно закреплен статус Елбасы – Лидера нации, кроме того, он остается главой партии «Nur Otan», председателем Совета безопасности РК, а до 2021 года также возглавлял Ассамблею народа Казахстана.
Уход с поста Первого Президента Казахстана вызвал огромный резонанс и в мировом сообществе. Шаг Нурсултана Назарбаева, позволивший обеспечить в стране спокойный и законный переход верховной власти, был оценен по достоинству – укрепился не только авторитет Елбасы как мудрого, дальновидного и заботящегося о своей стране и народе Лидера, но и позиции Казахстана на мировой арене, поскольку страна даже по умолчанию в непростых условиях транзита власти сумела сохранить стабильность – внутреннюю и внешнюю.
Согласно Основному закону, в случае досрочного прекращения полномочий действующего Президента на этот пост заступает председатель Сената (до окончания выборного срока ушедшего с поста Президента). Таким образом, Главой государства стал занимающий в марте 2019 года пост спикера Сената Касым-Жомарт Кемелевич Токаев – опытный государственный деятель, дипломат, давний соратник Нурсултана Назарбаева.
Характеризуя своего преемника, Елбасы подчеркнул, что он «человек честный, ответственный и обязательный», всецело поддерживает проводимую в стране политику – как внешнюю, так и внутреннюю.
Преемственность генеральной линии политики Елбасы Нурсултана Назарбаева Касым-Жомарт Токаев в последующем подтвердил и сам – как словами, так и делом.
К обязанностям Главы государства Касым-Жомарт Токаев приступил 20 марта – после того, как на совместном заседании палат Парламента принял соответствующую присягу. Но чуть более месяца спустя он объявил о проведении досрочных президентских выборов – они были назначены на 9 июня 2019 года.
С точки зрения осуществления мирного и законного перехода власти шаг был в высшей степени оправданным, поскольку всенародные выборы окончательно снимали любые вопросы, касающиеся легитимности полномочий действующего Президента. Итоги состоявшихся выборов подтвердили, что казахстанцы выступают за преемственность, предсказуемость и стабильность политики страны – более 70% голосов людей, принявших участие в голосовании, были отданы за Касым-Жомарта Токаева.
Победитель плебисцита, заручившись однозначным мандатом доверия казахстанцев, мог уверенно и с поддержкой народа продолжать работу. Стратегический курс развития государства, заложенный Елбасы, остался неизменным: предстояло продолжить дальнейшее строительство процветающего, демократического, справедливого Казахстана. И модернизационная повестка, которую с первых дней прихода к власти начал продвигать новый Президент, была прямо нацелена на решительное повышение эффективности работы в этом направлении.
Вывести Казахстан на качественно новый уровень развития были призваны комплексные реформы, инициированные Главой государства Касым-Жомартом Токаевым в самых разных сферах – это государственное планирование, экономика, политика, безопасность, демократизация, человеческое развитие, культура и так далее.
Особого внимания в «платформе действий» Касым-Жомарта Токаева заслуживает идея, ставшая фактически стержнем его политики – это концепция «слышащего государства». Суть данного предложения Президента заключалась в том, чтобы наладить конструктивный, равноправный и постоянный диалог между властью и обществом, выстроить работу всего государственного аппарата таким образом, чтобы он оперативно и эффективно реагировал на чаяния и запросы рядовых казахстанцев.
Шаг к институционализации этого диалога между властью и обществом Глава государства сделал сразу же после победы на выборах: одним из первых указов, подписанных Касым-Жомартом Токаевым в день инаугурации 12 июня 2019 года, стал Указ «О создании Национального совета общественного доверия при Президенте РК». Вскоре были утверждены положение и первый состав этого консультативно-совещательного органа (он работает по ротационному принципу, члены НСОД постоянно меняются).
«Каждый из членов Национального совета обладает собственным мнением и позицией. Это вполне естественное состояние развитого гражданского общества. Мы все должны исходить из тезиса, который был высказан мной в инаугурационной речи: разные мнения – единая нация. Действительно, без альтернативы, инициативы и активности нет развития. Это три кита, обеспечивающие движение вперед», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев, выступая на первом заседании Национального совета общественного доверия в сентябре 2019 года.
Главной целью НСОД стала, как прописано в положении о Нацсовете, «выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого обсуждения с представителями общественности, политических партий, гражданского общества». На сегодня прошли пять заседаний этого консультативно-совещательного органа, и уже можно говорить о том, что этот диалог между властью и обществом приносит пользу самым разным сферам и направлениям развития страны.
Работа Нацсовета сосредоточена не только на выработке и продвижении политических реформ – в его рамках обсуждаются и прорабатываются вопросы реализации различных социальных инициатив, на его площадке обсуждались земельные вопросы, совершенствование работы государственного аппарата и правоохранительных органов, вопросы защиты прав человека, развитие человеческого капитала (в том числе сферы образования и здравоохранения), повышение эффективности национальной экономики и многое другое.
И самое главное, все эти обсуждения не оставались только «сотрясанием воздуха». На данный момент в рамках реализации инициатив, предложенных в ходе работы Национального совета общественного доверия, принято более 80 нормативно-правовых актов. В том числе 19 законов.
«Слышащее государство» заработало. Причем значимость этой идеи в первую очередь заключается в том, что ее воплощение – дорога с двусторонним движением. Единственный способ построить «слышащее государство» – призвать его граждан «говорить», поднять гражданскую активность населения, пробудить в людях ответственность и неравнодушие за все, что происходит в стране.
То есть таким образом казахстанцам было предложено принять на себя свою долю ответственности за будущее Родины.
...События 2019 года обозначили новую веху на «Казахстанском пути».
«Каким я вижу Казахстан будущего? Я твердо уверен, что казахстанцы будущего – это общество образованных, свободных людей, говорящих на трех языках. Они – граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они – патриоты своей страны.
Я убежден, что Казахстан будущего – это Общество Всеобщего Труда. Это – государство с сильной экономикой, где все делается для человека. Где лучшее образование, лучшее здравоохранение. Где царят мир и спокойствие. Где граждане свободны и равны, а власть справедлива. Там верховенство закона.
Я верю в то, что мы движемся правильным курсом, и ничто не сможет сбить нас с верного пути. Если мы будем сильны, с нами будут считаться. Если мы будем надеяться на чудо или полагаться на других, мы растеряем достигнутое», – с такими словами обратился к народу Елбасы Нурсултан Назарбаев 19 марта 2019 года.
По сути, Первый Президент еще раз очень лаконично и четко обозначил проложенный им стратегический курс развития страны. Эти приоритеты остаются для Казахстана неизменными, и новый Глава государства Касым-Жомарт Токаев не раз словом и делом это подтверждал.
А обновленная под девизом «Преемственность, справедливость, прогресс» внутренняя повестка дает возможность обеспечить более динамичное и уверенное движение вперед по «Казахстанскому пути».