Их связь с другими областями страны осуществляется по лучевому принципу на основе развития транспортной, транзитно-логистической, индустриальной, жилищной, социальной и энергетической инфраструктуры.
Сегодня мы можем отметить 5 важных слагаемых успеха программы как драйвера роста национальной экономики.
Строительство и реконструкция дорог
В рамках программы предусматривается строительство и реконструкция более 7 тыс. км автодорог республиканского значения, а также ремонт порядка 10 тыс. км внутриобластных трасс. Планируется, что к 2020 году доля дорог первой и второй технических категорий составит не менее 50%.
В 2018-м в рамках 24 проектов автодорожной отрасли работы по строительству и реконструкции дорог республиканского значения общей протяженностью 4,6 тыс. км велись на 592 км дорог. В 2016–2017 годах кардинальной реконструкцией было охвачено 1,7 тыс. км дорог в 13 областях республики.
Строительные работы осуществлялись в рамках таких проектов, как Западная Европа – Западный Китай, Центр – Юг, Центр – Восток, Бейнеу – Актау, Алматы – Усть-Каменогорск, Астана – Петропавловск, Актобе – Атырау, Уральск – Каменка и мост через реку Тобол.
Как итог, в 2018-м открыто движение на 528 км автотрасс, в 2016 и 2017 годах – на 767 и 600 км автодорог соответственно. Кроме того, завершено строительство самого крупного мостового перехода в Центральной Азии – через Иртыш в Павлодаре – протяженностью 12 км. Также реконструирован мост через Тобол в Костанае.
Модернизация инфраструктуры ЖКХ
На сегодня большинство объектов жилищно-коммунального хозяйства имеет сверхнормативный срок эксплуатации. В целях проведения ускоренной модернизации ЖКХ в рамках госпрограммы «Нұрлы жол» предусмотрено бюджетное кредитование и субсидирование. Основными показателями при реализации мероприятий являются снижение износа сетей тепло-, водоснабжения, водоотведения с 65% в 2015 году до 57% к 2020-му и улучшение качества услуг.
В рамках программы предусматривается построить и реконструировать порядка 3 478,6 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 29 котельных и 95 единиц других объектов коммунального сектора.
В целом за период реализации госпрограммы с 2015 по 2018 год построены и реконструированы 2 982 км сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, 24 котельные, 71 единица других объектов. В результате принятых мер износ сетей снизился с 65 до 57%.
Автопаромный терминал на Каспии
В августе 2018 года в порту Курык был осуществлен запуск автомобильного паромного терминала, построенного в рамках второй фазы реализуемого проекта. Его мощность составляет более 2 млн тонн.
Сегодня к порту ведет новая подъездная автомагистраль, соединяющая с республиканской сетью автодорог. До конца 2019 года здесь планируется завершение работ по автоматизации производственных процессов и интеграции информационной системы объекта с АСУ «Номад».
За 11 месяцев 2018 года через морской порт Актау перевалено 4,5 млн тонн грузов, что на 25% выше показателя аналогичного периода 2017-го. В целом через 3 новых сухогрузных терминала к 1 декабря 2018-го перевалено 2,7 млн тонн грузов. Реализация проектов «Нұрлы жол» позволила увеличить пропускную способность морских портов Актау и Курык до 26 млн тонн.
К слову, Транскаспийский коридор, запущенный недавно с введением в строй железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, способен перевозить до 5 млн тонн груза в год на первом этапе. В перспективе планируется 17 млн.
Обеспечение занятости
За годы реализации программы «Нұрлы жол» стало очевидным, что она оказывает не только существенное влияние на рост ВВП страны, но и способствует созданию новых рабочих мест.
Всего за годы реализации программы создано более 100 тыс. рабочих мест в сфере автодорожных проектов. Кроме того, в рамках работ по модернизации систем тепло-, водоснабжения и водоотведения за период с 2015 по 2018 год создано 7 640 временных и 472 постоянных рабочих места.
Придорожный сервис – один из ярких элементов новой дорожно-транспортной инфраструктуры. На сегодня по периметру автодорог республиканского значения расположено порядка 1 859 соответствующих объектов. Из них 260 находятся вдоль транзитно-транспортного коридора Западная Европа – Западный Китай.
В основном это автозаправки, пункты торговли и питания, где трудятся более 25 тыс. работников малого бизнеса. И эта цифра будет перманентно расти в связи с дальнейшим развитием инфраструктуры придорожного сервиса и увеличением грузопотока на этой важнейшей транспортной артерии, соединяющей Восток и Запад.
«Нұрлы жол» – драйвер роста экономики
Реализация программы третий год подряд оказывает положительный эффект на темпы роста национальной экономики, что выражается не только в стабильном притоке налоговых поступлений в бюджет, обеспечении занятости и росте местного содержания, но и в синергии, передаваемой другим секторам – строительной отрасли, сфере услуг, торговле и коммуникациям.
Так, только за первый квартал 2017 года объемы строительных работ увеличились на 7,1%, темпы ввода в эксплуатацию жилых домов возросли на 25,3%. Наибольший экономический эффект приходится на 2015 и 2016 годы – период общего спада мировой экономики. При этом уровень прироста к ВВП РК составил 1,3 и 2% соответственно. В 2017-м на фоне активизации базовых секторов экономики доля программы несколько снизилась – до 0,75%.
Благодаря деловой активности в рамках «Нұрлы жол» производство услуг за этот период увеличилось на 1,9%. Заметный рост отмечается в сфере торговли (2,4%), информации и связи (2%). Новые сети дорог, в свою очередь, способствуют росту объема грузовых и пассажирских перевозок, который в 2018 году составил 4,6%.
Наблюдается положительная динамика объемов контейнерных перевозок транзитом через Казахстан (в 2015 году – 212 тыс. ДФЭ, в 2016-м – 245 тыс. ДФЭ, или 15%, в 2017-м – 347,5 тыс. ДФЭ, или 41%). За 10 месяцев 2018-го объем контейнерных перевозок через Казахстан составил 411,5 тыс. единиц в ДФЭ, что на 49% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.