В этом году на конкурс для участия в фестивале поступило более 250 заявок из разных городов: Москвы, Екатеринбурга, Мурманска, Алматы, Дубны, Ярославля, Тамбова, Нижнего Новгорода, Краснодара, Рязани, Бердска, Уфы, Новосибирска. Профессиональное жюри отобрало работы восемнадцати прозаиков, десятерых поэтов и девяти молодых литературных критиков. В первый же день конференции стало ясно, что попытку расширить привычные рамки мероприятия нельзя назвать неудачной. Новый формат принес много любопытных, но вместе с тем противоречивых, требующих подробного изучения утверждений.
Детская писательница Наталья Евдокимова подписывает свою новую книгу "Кимка & компания".
Стать участником 8-го фестиваля "Молодые писатели вокруг "ДЕТГИЗА" для меня было радостно и почетно. И не только потому, что большая часть тех, кто прошел конкурсный отбор – замечательные детские авторы (на полках в моем книжном шкафу стоят книги некоторых из них). А еще и потому, что по решению организаторов 8-го фестиваля в нем впервые приняли участие литературные критики. Критики – личности загадочные, кое-какие авторы (например, я) их откровенно побаиваются. А, как известно, лучшее, что можно сделать в такой ситуации – встретить свой страх лицом к лицу.
Впрочем, кажется, не все участники фестиваля ехали в Санкт-Петербург с подобной дрожью в коленях.
Детские писательницы Кристина Стрельникова и Анна Анисимова.
Вот скажем, писатель Лариса Романовская, чья повесть "Удалить эту запись?" в этом году вышла в финал конкурса "Книгуру", на вопрос: "Кто такой для вас критик?", уверенно сказала: "Критик – это акушер. Перед ним не страшно и не стыдно: рожаем дальше!".
Как хочется, чтобы дела обстояли именно так! Критик аргументировано объясняет автору, что его "второстепенные герои – статичны", "отдельные повороты сюжета предсказуемы", "первый абзац повести лучше выкинуть", и автор с критиком не спорит. А только безропотно кивает. Кивает и делает пометки в блокноте.
На переднем плане публицист, критик Николай Крыщук, за ним детские писательницы Наталия Волкова и Анна Игнатова, справа – писательница и критик Елена Борода.
Мне, откровенно говоря, далеко до схожего смирения, но я всегда готова работать над тем, чтобы мои тексты становились лучше. И фестиваль дал такую возможность. Здесь не было деления на "своих" и "чужих", комплиментарности или, напротив, желания втоптать неугодного автора в грязь. Только конструктив и искренняя попытка помочь распечатанным на листках повестям, рассказам и стихам попасть в скором времени под обложки больших, настоящих книг.
На переднем плане литературные критики Евгения Шафферт и Алена Бондарева, за ними сидят детские писательницы Кристина Стрельникова, Анна Анисимова и писательница, координатор фестиваля Анна Ремез.
Кстати, о книгах. С фестиваля я увезла десяток новых детских книг с автографами авторов. А еще записную книжку с хаотичными, но важными конспектами. Обрывки чужих мыслей и стихов, которые успела поймать. Что-то перечитываю.
Например, рассказ известного российского поэта, переводчика Михаила Яснова, о том, как один мальчик сравнил осенние листья с чипсами.
"Он сказал: сухие листья шуршат, как чипсы. А должен был бы сказать наоборот. У современных детей изменилось понятие первичности и вторичности. И поэтам, и прозаикам надо это учитывать", – заметил Михаил Давидович.
Напоследок цитаты из фестивального блокнота:
Валентин Головин (профессор, доктор филологических наук, Руководитель центра исследований детской литературы Института детской литературы (Пушкинский Дом) РАН): "В детской литературе сейчас нет кризиса. Я вижу в ней самые разные направления! Кроме того, сегодня нашим детям также доступны новинки современной детской зарубежной литературы. Когда еще такое было?".
Редактор Елена Стрельцова: "Критик не может выбрать один лишь изюм и писать о том, что ему нравится. Он должен есть графоманский фастфуд по долгу службы. Быть критиком также не очень полезно для личности. Быстро развивается гордыня, даже если он только начал писать и еще не обласкан "лайками". Однако критик все равно нужен, ведь для родителей и учителей, которые доверяют критику – он навигатор".
Николай Крыщук, публицист, в прошлом редактор издательства "Детская литература": "Критика – великая страсть и умение влюбляться в чужой текст. Если критик работает без художественного фанатизма – это халтура! К тому же критик должен понимать, что его искусство – опасно для жизни людей. Ведь он вверяет себе судьбу писателя. Насколько правомерна эта роль?".
Евгения Путилова, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, автор книги об истории детской литературы в России до 1930-х г.г. "Золотых ступенек ряд": "Самый трудный жанр в детской литературе – сказка. И она не должна существовать без аллюзий на современность!".
Евгения Шафферт, литературный критик: "Авторы, не делайте героями сферических детей в вакууме!".
Вадим Левин, поэт, педагог: "Однажды Маршак мне сказал: "Детские стихи должны проверяться дважды: ребёнком и взрослым человеком с тонким вкусом. Если нравятся только взрослому, это не детские стихи. Если только детям, это не стихи – это халтура".
Михаил Яснов, поэт, переводчик: "Детская литература это система удивления!".
Знаменитые детские поэты Вадим Левин и Михаил Яснов.
Все колонки автора