Опасность движения по вертикали

1004
Досжан Нургалиев
Дублирующий фактор

Но лифты ломаются, застревают между этажами, а иногда могут даже спикировать вниз, подвергая жизнь и здоровье пассажиров опасности. И в этом смысле подъемники – тот же транспорт, только с вертикальным движением, где важнейшим элементом всей подвижной системы выступают стальные натяжные канаты. Ничего принципиально другого в этой области инженерная мысль пока не предложила миру.

Впрочем, с каждым витком эволюции этот вид транспорта также совершенствуется, обретая новое техническое содержание с акцентом на безопасность и комфорт. В настоящее время благодаря развитию современных микропроцессорных систем управления задачи безопасности, плавных и бесшумных подъемов и спусков успешно решаются производителями лифтов. Поэтому в отличие от образцов прежних времен современные подъемники – это сложные электромеханические устройства, работающие в полуавтоматическом режиме по установленной программе.

А коль лифты и эскалаторы – технически сложные устройства повышенной опасности, это подразумевает соответствующую организацию их установки, эксплуатации, обслуживания и ремонта. В связи с этим услуги узкопрофильных предприятий, занимающихся монтажом и эксплуатацией лифтового и эскалаторного оборудования, считаются особой сферой деятельности, поскольку далеко не все поставщики оборудования сами занимаются сервисным обслуживанием или имеют для этого достаточные технические и экономические возможности.

Однако, несмотря на подобную специфичность отрасли, главная суть которой состоит в обеспечении бесперебойной работы лифтов и их безопасности, какого-либо контроля в этой сфере сегодня попросту нет. Поэтому сколь бы не метались «молнии» сверху в связи с участившимися случаями ЧП, ничего не изменится, пока не претерпит изменений ситуация, в которой оказались сегодня надзорные органы жилищной инспекции.

Дело в том, что с 2009 года на законодательной основе было упразднено лицензирование компаний по эксплуатации лифтового оборудования и подъемных механизмов, а в 2012-м под «ножницы» мер по снижению административных барьеров для бизнеса попала и сфера монтажа и ремонта подъемных механизмов. То есть это именно тот случай, когда шапку сняли вместе с головой.

Как пояснил в связи с этим начальник отдела грузоподъемных механизмов жилищной инспекции Астаны Думан Жайлаубеков, в Указе Президента РК № 898 «Об ограничении полномочий между центральными и местными исполнительными органами» четко поставлена передача контроля над техническими устройствами на местный уровень. Но Комитет по индустриальному развитию и промышленной безопасности МИР РК ввел новый обобщающий термин «объекты ЖКХ», что внес­ло путаницу в определение тех или иных сфер деятельности при разделе полномочий.

– Во-первых, термин «объекты ЖКХ» не дает четкого определения, о какой конкретной сфере деятельности идет речь. То есть сюда можно отнести все, что угодно, – пандусы, внутридворовые территории, домофоны и прочее, но доказать кому бы то ни было, что речь идет о лифтовом хозяйстве, невозможно. Другая проблема – дублирование функций. Такие же отделы, как у нас, есть и у территориальных подразделений Комитета по индустриальному развитию и промышленной безопасности МИР РК. Только там штат работников – 6 человек, а у нас всего 2 специалиста, – отмечает Думан Жайлаубеков.

Выходит, что, несмотря на Указ Главы государства, где четко прописана необходимость передачи функций надзора за объектами ЖКХ и энергетики, включая грузоподъемные механизмы, на местный уровень, комитет оставил за собой право контроля над отдельными сферами деятельности. Но, как говорится в народной мудрости, между двумя мечетями можно остаться и без молитвы.

Напомним, в апреле текущего года в жилом комплексе «Эдем палас» с 6-го этажа сорвался лифт, в котором находились 7 человек, включая ребенка. Спустя некоторое время в том же ЖК произошел еще один аналогичный случай. На сей раз подъемник, где находился один из жителей дома, сорвался с 17-го этажа. Благо, что система безопасности сработала вовремя, и запасной трос остановил устройство на 8-м этаже. И если эти два происшествия случились в одном ЖК, что можно было бы списать на безответственность тех, кто обслуживает этот комплекс, то другое подобное ЧП, произошедшее 6 мая в ЖК «Айя», указывает уже на тенденциозность проблемы. Спрашивается, как будут влиять на ситуацию в сфере эксплуатации и технического обслуживания лифтов надзорные органы, если у них связаны руки путаницей в нормативно-правовых актах?

– Парадоксально, но везде пропи­саны полномочия только территориальных органов комитета министерства. Про нас там не сказано ни слова. Поэтому на практике получается так: когда объект сдается, приходит сначала их инспектор для проверки, а после мы должны выполнять ту же работу, идти на объект и все проверять заново. Тем самым соз­дается прецедент давления на бизнес, – поясняет представитель Жилищной инспекции.

Для того чтобы исправить ситуацию, нужно внести соответствующие поправки в Предпринимательский и Административный кодексы. Не будучи включенным в систему правового регулирования, госорган не может осуществлять функции надзора и наказания недобросовестных участников рынка и, соответственно, влиять на качественные процессы развития этой сферы.

– С 2015 года мы направляем и в Министерство по инновациям и развитию, и в Министерство национальной экономики письма с просьбой разобраться в сложившейся ситуации, но пока ничего не меняется. На деле выходит, что Указ Президента не выполнен в полной мере. Поэтому мы остаемся в положении безмолвных наблюдателей за тем, что творится сегодня в сфере городского лифтового хозяйства, – говорит Думан Жайлаубеков.

Пока не грянет гром…

Отмена лицензирования техобслуживания лифтового оборудования послужила поводом для высокой концентрации различного рода компаний на соответствующем столичном рынке. В настоящее время в Астане обслуживанием лифтов жилых комплексов по контрактам с КСК занимаются порядка 69 ТОО, большинство из которых – новоиспеченные организации, не имеющие для подобной деятельности ни технической базы, ни нормальных кадров, ни производственного опыта. В 2015 году на рынке действовало не более 30 структур, но за 2 года их число выросло вдвое. При этом никто не знает, кто приходит или уходит с рынка, как выполняют компании свою работу, и в каком русле развиваются общие процессы в этой сфере.

По словам специалиста предприятия «Астана лифт» Нурлана Куттыбаева, КСК как владелец лифтов также должен принимать непосредственное участие в обеспечении надлежащего состояния своего имущества, а не отдавать это в полное ведение сервисной компании. Это должно быть настоящее партнерство, а не эксплуатация одного другим.

На деле зачастую бывает так, что КСК копит долги и не платит длительный период сервисной компании за техобслуживание, а потом внезапно уходит. С другого КСК этот долг уже не взыщешь. Вот и приходится обслуживающей структуре списывать долг и надеяться на то, что новый парт­нер в этом плане будет более порядочным.

В сегменте рынка жилого фонда эксплуатируются не только новые лифты, но и старые, которые либо достигли 25-летнего срока износа, либо еще нет. Но в целом большинство жилых комплексов Астаны – это новые здания и, конечно же, эксплуатируемые в них подъемники еще не проработали больше положенного срока. Но почему же, спрашивается, в новом жилом комплексе лифты начали давать сбои так скоро, ведь ЖК «Эдем палас» – здание не столь давней постройки?

Этот вопрос мы задали руководителю вновь образованной Ассоциации лифтовых организаций Астаны Алексею Гессу, который отметил, что ситуация в отрасли до сих пор развивалась по принципу «пока гром не грянет…» Сегодня это произошло, и специалисты стали говорить и обсуждать эту тему, а на самом деле процесс принял негативный оборот еще задолго до своей нынешней развязки, то есть когда упразднили лицензирование сервисных компаний.

– Тот факт, что в каком-то новом жилом комплексе лифты так скоро начали ломаться и обрушаться – неудивительно, поскольку сегодня застройщик ориентируется при покупке подъемников на низкое ценовое предложение в ущерб качеству. То же самое происходит и при выборе КСК обслуживающей компании, которая предлагает за свои услуги низкую цену. При этом никто не отдает отчет в том, что входит в эту цену – пустые слова или емкий пакет сервиса, – говорит Алексей Гесс.

Между тем лифт или эскалатор – это долгосрочные инвестиции. И, как следствие, застройщики, проектировщики, управляющие компании, товарищества собственников жилья не всегда готовы платить больше и делать выбор в пользу дополнительного комфорта, сервисной комплектации и безопасности. Поэтому поставщики лифтов Южной Кореи и Германии в основном ориентированы не на жилищное строительство, а на сегмент административных или торговых комплексов.

Тем не менее можно предполагать, что постепенно в сознании казахстанцев, в том числе и тех, от которых зависит выбор качественного оборудования, сформируется все же новое отношение к лифтам в пользу комфорта, безо­пасности и качества. А что касается рынка, то если в этой сфере будут созданы такие условия, при которых нерадивые и слабые игроки сами по себе отсеются, то сервисную эстафету понесут только те, кто уже сегодня имеет для этого прочную техническую и кадровую основу.

Популярное

Все
Школьный бухгалтер осужден на восемь лет
Неудачи наших клубов в Европе приобрели системный характер
Как собкор «Казправды» в армию «сходила»
Придомовая территория стала уютным двориком
Превращая мусор в… киловатты
В атбасарском ТОО «Аждар и К» внедрят новую линию
Почему затягивается строительство школ?
Нормативное постановление Конституционного Суда Республики Казахстан от 26 июля 2024 года № 50-НП
В больнице скончались четыре металлурга ферросплавного завода
Танцевальный марафон на Сабантуй
Не кровные отобрали, а положенное!
Заседание генпрокуроров
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы переработки быть соразмерными темпам потребления»
Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
Вводится новое общежитие
Развитие волонтерства – стратегическая задача
Предстоит серьезное разбирательство
Разработан законопроект
Большинство тяжких ДТП происходит на загородных трассах
Ярмарка вакансий
Возвращение к истокам: как отметили праздник Сабантуй в Астане
Состоялся технический пуск Шатыркольской горно-обогатительной фабрики
Представлена концепция развития искусственного интеллекта
«Цифра» на службе у недропользователей
Растет картофель для столицы
С начала лета с территории заповедника «Бурабай» вывезено 152 тонны мусора
Состоялся областной конкурс школьников «Менің шежірем»
Популярное место отдыха шымкентцев возвращается в государственную собственность
Кто в ответе за чистоту?
В экологических мероприятиях приняли участие свыше полумиллиона жителей региона
Стал уютным заброшенный пляж
Снижается заболеваемость коклюшем и корью
На ферросплавном заводе в Караганде пострадали 8 рабочих
Сянь Синхай и Бахытжан Байкадамов: дружба, которая не ведает границ
Глава МВД открыл новое здание отдела полиции в Туркестанской области
Токаев поздравил президента Руанды с переизбранием
В Шымкенте постоянно отодвигают сроки реконструкции базаров
Глобальный сбой в работе IT-систем нарушил работу банков, СМИ и авиакомпаний по всему миру
До 5-х Всемирных игр кочевников осталось 50 дней
В Англии ищут главного тренера сборной по объявлению
Шымкентский водоканал, признанный лучшим в стране и СНГ, может стать полностью частным
Строительные рынки переезжают за город
Эпос «Едиге» и топоним «Кушмурун»: неизвестное об известном
В Караганде из мусора делают антивандальные люки для колодцев
Три человека погибли в воинской части в Арысе
Информацию о похищении судьи в Астане подтвердила полиция
12 млн тенге присвоила из бюджета директор детсада в Таразе
На востоке республики вдвое увеличен объем ремонта дорог
УЕФА выбрал лучших футболистов Евро - 2024
Казахстан инициирует закон о семейно-бытовом насилии в рамках МПА СНГ
Сколько выпускников набрало пороговый балл на ЕНТ
Гости из Поднебесной ознакомились с туристическим потенциалом края
Неделя добра продолжается в регионах
У доброго хозяина и озеро икру мечет
Не сыпьте соль на сердце
Эпос Султана Раева
Все, что вы еще не знали об ОСМС
Казахстан и Таджикистан готовят подписание Дорожной карты по увеличению товарооборота
Казахстан занимает шестое место по количеству туристов, приезжающих в Грузию
Новое жилье обрели 57 пострадавших от паводков семей в Костанайской области

Читайте также

Большая Малышка быстро восстанавливается после паводка
«Экологическая культура должна развиваться, а объемы перера…
Предстоит серьезное разбирательство
Танцевальный марафон на Сабантуй

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]