По маршруту недовольства

3953
Дина Боранбаева

Жители пригорода Талдыкоргана говорят о «социальном неравенстве» при осуществлении пассажирских перевозок, а горожане жалуются на переполненные автобусы.

фото автора

Остановка «Карагаш» в самом центре города растянулась почти на целый квартал: тут, у базара, высаживают и берут пассажиров одновременно до десятка автобусов, приезжающих со всех концов Талдыкоргана и пригорода.

На все это расстояние приходится одна остановка, полная людей с сумками. Остальные просто стоят вдоль дороги, ожидая нужный транспорт. А это как почти новые вместительные и экологичные автобусы на газе от «СарыаркаАвтоПром», так и старые «коротыши» – Isuzu.

Через дорогу – похожая картина: маленькая остановка, толпящиеся люди и много таких же, подпирающих друг друга, «разношерстных» автобусов.

– Почему-то в пригород ходят только самые старые автобусы, – возмущенно говорит жительница дачного массива «Шайкорган» по имени Мейрамгуль. – 14-й марш­рут все время ждать приходится, точного расписания нет. Сейчас школа начнется, и опять головная боль – ребенок с утра в автобус залезть не может, вечером же на возвращение с учебы два часа уходит. Уже не раз просили, чтоб добавили нормальные большие автобусы и обновили их хоть немного. Сами посмотрите: по главным улицам города ездят красивые автобусы, даже с кондиционерами. А мы, живущие на дачах «Красный камень» и «Шайкорган», постоянно ездим в старых, «убитых», которые передают с центральных маршрутов нам в «наследство».

Поддерживают такие претензии жители микрорайона «Коктал» и дачного массива «Ащибулак», куда доезжает только маршрут № 2. Поч­ти все автобусы старые, иногда ездит и видавший виды «пазик», рассказывают пассажиры. И ходит «двойка» редко – на линии обычно работают всего четыре автобуса.

То же самое говорят и пользователи 12-го маршрута. 40–50 минут – обычное время ожидания автобуса, напрямую соединяю­щего новые микрорайоны на въезде в Талдыкорган с районом областной больницы. Не меньше, а порой и больше времени проводят на остановках также жители дачного массива «Уйтас» и поселка Пригородного, добирающиеся в город на маршруте № 16. Кстати, такие «нецентральные» пункты тоже обслуживают в основном изношенные машины.

По главным дорогам Талдыкоргана автобусы ездят самые разные. На популярных маршрутах вроде «пятерки» и «восьмерки» и № 23 на самом деле немало хороших машин, и тут основное недовольство пассажиры высказывают на битком набитый транспорт, особенно в часы пик. Еще жалуются на грязные сиденья, мусор и пыль в салоне. Но тут уж претензии, пожалуй, стоит предъявить к культуре самих путников. А вот переполненный транспорт на некоторых маршрутах наблюдается постоянно даже в каникулярный период «затишья».

Не меньше жалоб у пассажиров и на остановочные комплексы. Массивные крытые смарт-остановки есть далеко не везде, а вот более распространенные легкие конструкции из металла и стекла оформлены весьма патриотично, но совсем не практично.

– Кто придумал такую крышу?! Она ни от жары, ни от дождя не спасает, – указывая на узкую вздернутую кровлю остановки, сетует пенсионерка Ольга Носкова. – Куда ни встань, куда ни сядь – и капли летят, и солнце светит. Да и места мало, часто людям приходится просто стоять вокруг.

А вот у жителей одного из цент­ральных районов города, расположенного на пересечении улиц Шевченко и Толебаева, другая претензия. Под крышей старой остановки с лавочками невозможно ни сидеть, ни стоять – «амбре» из заброшенного киоска рядом заставляет буквально бежать подальше. Отталкивает и общая картина – через выбитые окна отчетливо виден бардак внутри бывшей торговой точки, ставшей помойкой и туалетом. И в таком состоянии, сетуют обитатели близлежащих домов, остановка находится уже давно, но никому до этого нет дела.

Другим приходится и вовсе в любую погоду ждать автобусы под открытым небом – остаются по городу и остановки, обозначенные лишь соответствующим дорожным знаком. А еще, указывают представители старшего поколения, на них нет ни обозначения проходящих марш­рутов, ни расписания движения общественного транспорта. Благо, продвинутые пользователи видят эту информацию по приложению InfoВus. В данной мобильной программе, к слову, отображаются все схемы и даже количество транспорта на линии в режиме онлайн.

По данным городского акимата, ежедневно в Талдыкоргане на маршруты выходят 187 единиц общественного транспорта. Принадлежат они семи различным компаниям-перевозчикам, работу которых регулирует единое ТОО «Центр по управлению пассажирскими перевозками». Его диспетчерская служба и принимает все претензии по качеству оказания этих услуг, уточняют в организации.

За два предыдущих года, по данным ЦУПП, автопарк города пополнили сразу 55 новых автобусов на газе. Вопреки заявлениям возмущенных «дачников», современный транспорт отправили по разным маршрутам, но «обновок», конечно, хватило далеко не всем. В нынешнем году новые автобусы еще не закупали. В октябре будет проведен конкурс на приобретение 10 единиц транспорта.

Однако они не обновят, а пополнят автопарк города, которому, как оказалось, не хватает не только самих автобусов, но и водителей. Дефицит кадров на сегодня составляет 35%. Согласно правилам перевозки пассажиров и багажа, на каждый автобус должно приходиться по два водителя. Сейчас же вместо 374 человек за рулем ездят лишь 243.

А еще, отмечают в анонимном общении сами водители, почти все они – «универсальные солдаты», которые и баранку крутят, и выполняют работу кондукторов: принимают оплату, проверяют проездные и заодно пересчитывают пассажиров, вычисляя «зайцев» и отвечая на бесконечный поток вопросов и претензий. На марш­рут выезжают уже с половины седьмого, а ездит большинство автобусов, по словам водителей, до 9 часов вечера.

Однако, подчеркивают собеседники, с июня всем им повысили заработную плату. С учетом выработки теперь она составляет в среднем 270–330 тыс. тенге. Ранее же месячный заработок некоторых водителей едва достигал 150–180 тыс.

В перспективе пяти-десяти лет городские власти обещают добавить и четыре новых маршрута с 30 автобусами, которые охватят растущие жилые массивы, а также напрямую соединят, к примеру, дачное общество «Шайкорган» и «Восточный» микрорайон, а также пригородное 3-е отделение и областной перинатальный центр. Сейчас добраться на общественном транспорте по таким направлениям, соединяющим старые и новые части города, можно только с пересадками.

«В текущем году ожидается изменение схемы движения по маршрутам 4 и 4-а с продлением до дачного общества «Сарыарка», по маршруту № 20 появится заезд в Западный жилой район. Изменены движения маршрутов № 1, 10 с охватом шестого микрорайона и № 14 с заездом на Учхоз», – указывают в «Центре по управлению пассажироперевозками».

Кстати, повышать стоимость проезда в Талдыкоргане, вопреки всем опасениям, пока не планируют. Сейчас в общественном транс­порте при оплате посредством карт, мобильного приложения, QR или SMS проезд для взрослых стоит 80 тенге, а вот наличными – 120. Детский билет обойдется в 60 тенге, но всем школьникам, а также студентам за счет местного бюджета весь учебный год выдают бесплатные проездные. Такие же льготы действуют для многодетных матерей и пожилых людей старше 70 лет.

Популярное

Все
Будем здесь учиться на хорошо и отлично
Завершился 22-й раунд переговоров по Сирии
Ни закупочных цен, ни субсидий
Легенда купеческой эпохи оживает в Петропавловске
Увеличить объем подачи питьевой воды в Актау обещают до конца ноября
Будущее детей родители связывают с новой школой
Дорогу и возможности – молодым
В Алматы прошел творческий вечер поэтессы и певицы Аксункар Акынбаба
Инновации и инклюзивность
Пришел в кино, а там...
«Казаханимация» запустила серию международных мастер-классов
В Петропавловске состоялась международная выставка голубей
Доля шутки
Сделать ход конем
Музыкальная машина времени
Урок мужества провели в Нацгвардии
Молодое пополнение принимает присягу
Точки духовного притяжения
Ироническая сказка для взрослых
Музейный уголок
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Больничный теперь не подделаешь
До золота рукой подать
Фуры двинулись в обход мегаполиса
Нацбанк сообщил о переходе на международный стандарт ISO 20022
Мы будем привлекать инвестиции в туристическую отрасль ВКО для ее продвижения на международном уровне
Кто и как охотится за нашими детьми?
Димаш Кудайберген выступил в Елисейском дворце
Движение ограничили на трассе в Карагандинской области
Осмысливая «Средний коридор»
Казахстанский борец возглавил мировой рейтинг UWW
Шесть рейсов не могут вылететь из аэропорта Астаны
Строительство завода будет возобновлено
Первый приговор по делу о вовлечении школьницы в секс-рабство вынесли в Кызылорде
Макпал Жунусова пожаловалась на FlyArystan
Более 30 лет «пряничный домик» привлекает горожан и туристов в Семее
Отключения света и подачи воды стали обыденным явлением в Алматинской области
Реконструкция близится к завершению
Премий для госслужащих больше не будет
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Обувная фабрика мощностью 200 тысяч пар в год появится в Шымкенте
Россельхознадзор нарушает условия Договора о ЕАЭС - депутат Ходжаназаров
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Засоряют Большой Алматинский канал
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань
Редкие породы собак представили на международной выставке «Созвездии псовых» в Алматы
Шатры и юрты Великой степи
В Алматы будут выпускать лекарство от рака молочной железы

Читайте также

Портрет Сакена Сейфуллина из лоскутных квадратов создали шк…
Казахстан может стать глобальным центром притяжения для «ци…
В национальном музее Франции покажут уникальные артефакты и…
Шатры и юрты Великой степи

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]