Иллюстрация Тони Шипулиной
Примерно к пяти годам современный ребенок успевает увидеть почти все "чудеса". Любой детсадовец расскажет вам о том, как он вместе с аниматорами выдувал мыльные пузыри размером с самого себя, как его лицо украшали узорами в виде бабочек или скорпионов, как ему дарили торт, увенчанный любимыми супер-героями. Дети сегодня по уши завалены радиоуправляемыми машинами, светящимися конструкторами, разговаривающими роботами, поющими микрофонами, коллекционными фигурками. Интерес к новой игрушке длится в лучшем случае полдня, в худшем через полчаса игрушка оказывается заброшенной. Впрочем, я убеждена – в этом нет вины родителей. Потому что невозможно винить в несдержанности тех, в чьем детстве достать куклу Барби было делом невероятной сложности. Невозможно винить взрослых людей в том, что они, радуясь нынешнему игрушечному изобилию и балуя детей, заодно заполняют собственный кусочек пустоты.
Как и многие другие родители, я тоже это делаю. Заполняю пустоту, покупая своим мальчишкам удивительные вещи, которые мне бы обязательно хотелось иметь, уменьшись я сейчас до ребенка. В конечном итоге игрушек в нашем доме давно больше, чем необходимо, а любимых среди них нет. Чуда не происходит.
На днях, буднично выбирая вместе с детьми "киндер-сюрпризы" в одном из ближайших магазинчиков, мне вспомнился мой первый "Киндер". Из пластмассовой желтой коробочки, непостижимым образом оказавшейся в шоколадном яйце, я когда-то вынула крохотного человечка. Он сидел в миниатюрной лодочке и держал в руке миниатюрное же весло. Даже спустя двадцать с лишним лет я помню ощущение чуда, распустившееся во мне, словно невиданный цветок. Как это сделано, как такое возможно? Удивление, восторг! Теперь крохотными человечками из "Киндера" не поразить и трехлетку.
"Ну так что будем дарить детям на Новый год, какие будут предложения?" – за месяц до новогоднего утренника озадачились мамы "детсадовского" чата. Во время перечисления всех видов игрушек (перечисление длиною в несколько сотен сообщений) кто-то робко предложил "подарить книгу", однако этот вариант немедленно отвергли.
"Дети ждут именно игрушки!" – авторитетно заявила родительница, которая, очевидно, может дать ответы на любые вопросы.
Перед Новым годом память услужливо подсовывает мне другие воспоминания. Искрящийся в свете фонарей первый снег, дедушкины гирлянды из самодельных флажков, мамин торт "Растрепка", книга, найденная первого января под подушкой. Про странную девочку Алису, погнавшуюся за кроликом и очутившуюся в Стране чудес.
Помню, что подолгу рассматривала ажурные черно-белые иллюстрации и пыталась перерисовать их. А еще слушала маму, которая читает. Слушала, чувствовала себя счастливой и верила в новогоднее волшебство.
В эти предпраздничные дни я отчаянно искала ответы на вопросы: чего же на самом деле ждут дети, почему книга с заключенной в ней магической силой, по мнению некоторых родителей, хуже очередной куклы или машинки, и, наконец, что может стать для современного ребенка настоящим ЧУДОМ?
Поскольку я не всезнающая родительница из чата, у меня все еще нет ответов на эти вопросы. Но у меня есть предположения. И я предполагаю, что новогоднее чудо по-прежнему происходит. Оно распускается невиданным цветком всякий раз, когда мы вместе с ребенком распаковываем подарки, украшаем елку, готовим праздничные сладости, смотрим мультфильм, вырезаем снежинки. Или читаем книгу, купленную на Новый год пусть не вместо игрушки, но вместе (!) с ней. Потому что однажды ребенок вырастет из игрушек, а привычка читать хорошие книги останется с ним. А это и есть настоящее чудо.
Все колонки автора