
Заключено 815 договоров государственно-частного партнерства на 3,6 млрд долларов. Введено в эксплуатацию 616 объектов, объем привлекаемых инвестиций составил около 1,7 млрд долларов. Эти цифры прозвучали на прошедшем в онлайн-формате II инвестиционном форуме «ГЧП в период пандемии: вызовы и возможности», организованном АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства» при поддержке офиса Программы развития ООН в Казахстане.
Во встрече приняли участие представители государственных, квазигосударственных органов, международных организаций, зарубежных и отечественных компаний в сфере инвестирования, финансирования по вопросам ГЧП из СНГ, стран Европы, Грузии, Китая, государств Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (АТР).
Институт государственно-частного партнерства в Казахстане появился после принятия в 2006 году закона о концессиях. В 2012-м были сняты отраслевые ограничения, в 2013-м расширен перечень видов контрактов ГЧП с включением доверительного управления.
В 2014 году для расширения охвата ГЧП местным исполнительным органам предоставили самостоятельность при создании региональных центров государственно-частного партнерства. А 5 лет назад был принят закон о ГЧП, ставший правовой основой соответствующей деятельности. За это время ГЧП зарекомендовало себя успешным инструментом взаимодействия бизнеса и государства.
Как отметил в выступлении директор департамента инвестиционной политики МНЭ РК Нурлан Шокбарбаев, в этом году Министерством национальной экономики инициируются поправки в законодательство, направленные на дальнейший качественный рост и развитие механизма ГЧП.
– Планируется внести изменения и дополнения в Предпринимательский кодекс, законы о ГЧП и концессиях. Поправки коснутся повышения эффективности проектов ГЧП, разграничения ГЧП от госзакупок и стимулирования инвестиций. В частности, речь идет о внедрении «возвратного ГЧП» для возмещения затрат инвестора на создание инженерно-коммуникационной инфраструктуры основного объекта частных инвестиций, об использовании аукциона – нового способа присуждения контракта в ГЧП, о введении возможности заключения договора ГЧП с проектной компанией, созданной консорциумом по итогам конкурса, – пояснил он.
Пандемия в целом негативно сказалась на росте ВВП Казахстана. Ситуация внесла коррективы в развитие ГЧП, прервав цепочку поставок, наблюдается снижение или отсутствие спроса на услуги... Как отметил в приветственном слове председатель правления АО «Казахстанский центр ГЧП» Талгат Матаев, очевидно, что существующие механизмы ГЧП недостаточно гибки для реагирования на подобного рода ситуации, а значит, требуется адаптация действующих инструментов под стремительно меняющуюся реальность.
В текущих условиях сотрудничество с частным сектором становится еще более важным, поскольку кризис существенно ограничивает возможности Правительства в реализации поставленных задач. ГЧП в этой связи рассматривается как механизм мобилизации ресурсов национальных и региональных масштабов для создания устойчивой инфраструктуры.
– Вместе с тем по итогам 8 месяцев в стране наблюдается замедление годовой инфляции, а в строительной сфере даже наблюдается рост, – сообщил Талгат Матаев.
По его словам, несмотря на пандемию и локдаун, в Казахстане показатель заключения договоров ГЧП за первое полугодие 2020-го превысил аналогичный показатель предыдущего года.
Между тем директор регионального центра ГЧП по Туркестанской области Омархан Молдиев считает, что игнорирование бюджетной эффективности проектов и социально-экономических показателей привело к тому, что авторитет ГЧП в Казахстане подорван и дискредитирован.
– С момента принятия Закона «О государственно-частном партнерстве» было очень много вопросов, которые оставались без ответа. Это, в частности, очень сложные финансовые моменты, касающиеся структурирования проектов, – сказал Омархан Молдиев.
По его словам, в Казахстане за последнее пятилетие национальная валюта обесценилась на 123%, а за 10 лет – на 183%. Среднегодовое ее обесценивание составляет 21%. Все это делает сферу ГЧП непривлекательной для инвесторов. Обещанные государством компенсации частным инвесторам возвращаются, но в меньшем объеме.
– Есть дисконтирование денежных средств. Мы брали у него (у инвестора) условно 1 миллиард тенге, компенсировали ему 1 миллиард тенге в течение пяти лет. Но его стоимость просто так уменьшится на 220 миллионов тенге. То есть деньги потеряют свою покупательскую способность на 22%, – пояснил эксперт.
Схема ГЧП значительно сложнее, чем любой другой инвестиционный проект, и предусматривает участие разных сторон, у каждой из которых свои интересы. По словам директора департамента ГЧП НПП «Атамекен» Назгуль Узалиной, инвестор в первую очередь думает об окупаемости своих инвестиций и получении прибыли. И те проекты, в которых возврат инвестиций происходит в конце реализации, вряд ли заинтересуют инвестора.
– Мы понимаем, что механизм ГЧП для государства – это возможность осуществить свои инфраструктурные проекты и переложить часть рисков на плечи частного партнера. Ожидаемыми показателями для финансирующей стороны являются степень финансового риска и устойчивость самой компании частного партнера, а также обслуживание долга операционными денежными потоками, – отметила спикер.
По ее словам, мониторинг обращений предпринимателей показывает, что частные партнеры не всегда могут построить диалог с государственными органами, на 3 октября расторгнуто 38 договоров.
Для решения данных вопросов необходимо принимать меры. Например, для защиты инвесторов и кредиторов предлагалось закрепить на законодательном уровне механизм минимального гарантированного дохода и минимальной гарантии потребления со стороны государственного партнера. Очевидно, что во время режима ЧП частные компании, заключившие ранее договоры с государством по обеспечению гарантии потребления, не имели возможности предоставлять свои услуги. При этом они уже вложили инвестиции, взяли кредиты, но доходов так и не получили. Кроме того, НПП неоднократно говорила о необходимости внедрения типовых проектных решений и привлечения банков в проекты ГЧП.
– В типовом проектном решении для приемлемости финансирования необходимо зафиксировать долгосрочные параметры регулирования, а также описать порядок выплат и расчет сумм компенсации при досрочных расторжениях. Если утвердить это положение, банки будут уверены в обеспечении кредита. Кроме того, инвестор сможет получить возможность провести экспресс-анализ предварительных технико-экономических параметров проекта, исходя из которых сможет рассчитать доходность, – пояснила Назгуль Узалина.
Одна из сессий форума была посвящена энергоэффективным проектам ГЧП. Как отметила в докладе начальник управления по энергосбережению и повышению энергоэффективности МИИР РК Сауле Инаханова, с развитием экономики Казахстана потребность в энергоресурсах только увеличивается. Основное потребление энергоресурсов в республике приходится на сферу промышленности.
– Ключевым инструментом в привлечении инвестиций в сферу энергосбережения стала реализация проектов через механизм энергосервисных услуг. Рынок ЭСКО в Китае на сегодняшний день является крупнейшим в мире. Данный рынок развивается в Казахстане с 2015 года в рамках 59-го шага Плана нации «100 шагов по реализации пяти институциональных реформ», в бюджетных секторах – через ГЧП, – сообщила представитель МИИР РК.
По ее словам, в республике осуществляются 70 энергосервисных проектов и проектов ГЧП на 52,9 млрд тенге с годовой экономией в размере 3 млрд тенге. По механизму ЭСКО осуществляют деятельность 30 отечественных компаний. Проекты находятся в стадии практического воплощения, и многие организации уже получают реальную экономию от 15 до 30%.
Наибольшее количество проектов ГЧП в нашей стране приходится на сферу образования – 55%, здравоохранение занимает 19%, энергетика и ЖКХ – 11%, культура и спорт – 8%, транспорт и инфраструктура – 3%.
В ходе сессии «Тренды и вызовы в сфере образования по модели ГЧП» поделился опытом работы генеральный директор Ustudy.kz, частный партнер по проекту «Региональный центр тестирования и педагогической компетенции» Жанат Рахмани.
Компания в 2016 году обратилась с частной инициативой в Министерство образования и науки по созданию центров тестирования, прошла процедуры согласования, подписала договор на проведение трех видов государственного экзамена. С того момента проведено два национальных квалификационных теста и три вида экзаменов.
– Наш договор ГЧП подписан на 10 лет. Только на одном виде теста мы планируем сэкономить для государства 3,7 миллиарда тенге. Это операционные расходы, распечатка, транспортировка, услуги полиграфии. Нашей основной целью было внедрение цифровизации, автоматизация процессов, что также сэкономит государственные средства, – сказал бизнесмен.
Руководитель ТОО «Күнделiк», частный партнер по проекту «Создание, внедрение и обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы «Күнделiк» Мухтар Ильясов рассказал о проекте в области образования, созданном на базе «облачного» сервиса.
Сегодня «Күнделiк» пользуются около 370 тыс. учителей, около 3 млн учеников и до 2,5 млн родителей.
– Если говорить в целом об экономических выгодах, то мы считаем, что при развитости Интернета и обеспеченности компьютерной техникой во всех школах государство сможет экономить свыше 90 миллиардов тенге в год. Более того, есть важный социальный эффект, ведь благодаря таким системам повышается уровень компьютерной грамотности населения, – считает Мухтар Ильясов.
В рамках форума также состоялось четвертое совещание Сети Азиатско-Тихоокеанского региона по финансированию инфраструктуры и ГЧП, а также ряд сессий.