Сегодня некогда забытое древнейшее текстильное искусство – войлоковаляние – поистине переживает ренессанс

8381
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Пожалуй, трудно найти другой такой уникальный материал, из которого кочевники на протяжении многих веков могли мастерить себе основные элементы жилища и повозки, домашнюю утварь, одежду, головные уборы, обувь и еще множество изделий, необходимых в хозяйстве.

фото автора

Кусок шерсти, порой остающийся на каждом подворье после стрижки овец, в руках умелого мастера может стать неповторимым произведением декоративно-прикладного искусства. И таких мастеров с каждым годом становится все больше.

Все больше и тех, кто ценит ручную работу, предпочитая иметь в своем гардеробе эксклюзивные вещи из натуральных волокон с элементами этностиля.

На стене студии «Айна Халык» ждут своих заказчиков два ярких текемета с традиционным орнамен­том в виде бараньих рогов (кошкар мюиз), на вешалках и манекенах – пальто, камзолы, чапаны, жилетки, кофты, на полках – множество тахия (тюбетеек), рукавиц, колпаков, а также вазы, бусы и даже крохотный валенок-сувенир. Каждое изделие хочется взять в руки, приложить к щеке или примерить, ощутив его мягкость и живительное тепло.

Бренд «Айна Халык» сейчас знают далеко за пределами области. А начиналось все с мечты творить из этого незаслуженно забытого материала, из которого можно сделать и кошму толщиной в два-три сантиметра, и тончайшее, почти невесомое кружево.

– К войлоку стала приглядываться лет десять назад. Читала, смотрела видео, но начать никак не решалась, – рассказывает Айнагуль Каликова. – Тогда работала в школе учителем технологии. Как-то зашла в магазин за фурнитурой, купила шерсть и на уроках вмес­те с ученицами стала осваивать старинное ремесло. Особенно хорошо получалось у дево­чек 5–6-х классов.

Мастерство и учениц, и учителя росло. Лучшие поделки выставляли на школьных конкурсах. На одном из них среди пятидесяти городских школ к празднику Нау­рыз взяли призовое место. На рес­публиканском конкурсе большая картина, выполненная ученицей Рианой Нурболатовой в технике «мокрое валяние», признана лучшей работой. В 2017 году в Алматы на международном конкурсе сувенирная посуда для кумыса – блюдца, пиалы и ожау (черпак), – изготовленная Рианой под руководством учителя, вновь завоевала первое место. К слову, отучившись в колледже на порт­ного-закройщика, способная ученица и сейчас продолжает шить и рукодельничать.

Позже и сама Айнагуль Каликова стала принимать участие в конкурсах среди преподавателей. И даже стала лауреатом, представив войлочное пальто насыщенного кирпичного цвета с контрастной вискозной нитью. А потом были первая городская ярмарка-выставка, знакомство с уральскими ремесленниками.

Творческие идеи требовали воплощения, в школе же много времени занимала «бумажная работа». В 2018-м Айнагуль решилась – написала заявление по собственному желанию и оформилась как индивидуальный предприниматель. Это позволило углубиться в изучение методов работы с войлоком, а также участвовать в различных проектах.

Знаковым из них стал социальный проект Orle, реализуе­мый Фондом Евразия Цент­ральной Азии при поддержке компании «Шелл Казахстан». Тренером на мастер-классе по валянию войлока была председатель Ассоциации ремесленников Казахстана Айжан Беккулова. Как оказалось, для лучших среди обучаю­щих­ся предполагались и гранты на развитие микробизнеса. В числе счастливчиков-получателей была и Айнагуль. На эти деньги она закупила шерсть, столы, открыла отдельную мастерскую, где принимала заказы, вела обучение. А на следующий 2022 год в этом проекте наша героиня уже сама выступала в роли тренера по валянию. На этой площадке мастерицы из районов и города вместе осваивали техники, делились наработками. Там же подбиралась творческая команда студии «Айна Халык».

Не можешь купить – сваляй!

На фестивале ремесленников и овощеводов Orle Fest, прошедшем в Уральске этой вес­ной, студия «Айна Халык» представила 12 моделей одежды для показа мод. Рукодельницы порадовали горожан и гостей областного центра также богатой выставкой-ярмаркой, мастер-классами по разным ремеслам.

Гульжанар Арыстанова с удовольствием и со знанием дела рассказывала о тонкостях работы с войлоком, показывала, как свалять текемет. Желающих попробовать – хоть отбавляй.

Итак, от мотка отрываешь небольшие одинаковые кусочки шерсти, раскладываешь равномерно, внахлест, как чешуйки, в несколько слоев. На верхнем слое выкладываешь узор из цветной шерсти или ниток. Здесь нужно помнить, что при валянии напольного ковра используется животный орнамент, в одежде и головных уборах – растительный. Причем узор должен быть направлен вверх по одежде, что символизирует рост, развитие человека. Разложенную шерсть поливают горячей мыльной водой и сворачивают с помощью циновки. Начинается долгий процесс валяния. Некоторым он напоминает работу с тестом. Валик периодически смачивают, катают, разворачивают, поправляя узор. Потом – сушка. Принцип войлоковаляния основан на том, что под воздействием горячей воды или пара чешуйки кутикулы (верхнего слоя волоса) раскрываются, из-за чего шерстяные волокна сцепляются друг с другом. Если изделие правильно сваляли, оно не даст усадку при ношении или стирке.

История любви Гульжанар к войлоку началась с поиска… валенок ее мечты. Лет десять назад в городе на незнакомой девушке увидела белые валенки с орнаментом. Подойти, спросить, где купить такие, постеснялась. В Уральске валенки выпускает валяльная фабрика, вот только они слишком обычные, серые. А хотелось как с картинки. Искала по магазинам, рынкам не только в Уральске, но все безуспешно.

– Тогда даже в мыслях не было, что когда-нибудь сваляю себе валенки сама, хотя с детства люблю рукоделие, – говорит Гульжанар. – А потом меня пригласила на мастер-класс Айнагуль Каликова. Первые занятия были посвящены валянию текемета, потом были шапки, сумки, рукавицы… А я все спрашивала: когда же валенки будем валять?

За год девушка научилась валять практически любую вещь. Но особая ее гордость – долгожданные валенки! Белые, со стразами – просто загляденье!

Не работа – удовольствие

Традиционный орнамент, волны, узоры, цветы, современный принт – как украсить изделие, зависит только от фантазии, а она у рукодельниц безгранична. На работу над сложным или объемным изделием уходит от недели до десяти дней. Иногда в изготовлении заказа задействована вся команда.

– Недавно валяли текемет размером два на три метра. По казахским обычаям ковер ручной работы – обязательная часть приданого невесты, – рассказывает Айнагуль Каликова. – Работали вчетвером: я, Гульжанар, Аида Ахметова и Гульжан
Есмадьярова. Десять дней готовили основу и трафареты орнамен­тов, соединяли их, раскладывали с учетом усадки, сушили. Процесс трудоемкий. Но не сравнится с тем, как валяли наши прабабушки. Ведь им зачастую приходилось сначала трижды купать животных, потом стричь их. Пос­ле шерсть оббивали палками от мусора, мыли, сушили. И только потом приступали к валянию. Мы же пользуемся готовой шерстью. Так называемые гребневые ленты заказываем на фабрике в Таразе. Небольшие мотки цветной шерсти, в основном российского производства, покупаем в Уральске. Если бы сами мыли и чесали шерсть, времени на валяние не осталось. Однажды перемыла восемь стокилограммовых мешков шерсти. На это у меня ушел целый месяц. И это лишь для того, чтобы сделать приданое одной невесте.

Как считают ученые, в качест­ве современного социокультурного феномена войлок выполняет нес­колько социальных функций, в том числе и рекреативную, то есть позволяющую человеку отвлекаться от жизненных проблем, получать духовную компенсацию, реализуя себя в творчестве.

– Концентрируешься на процессе, забываешь обо всем остальном. Голова отдыхает от разных мыслей. Держит интерес поскорее увидеть результат работы. С плохим настроением не сваляешь. Мы просто поем. Не работа, а удовольствие! – подтверждает Гульжанар.

Правда, бывает, что ладони стерты в кровь. Но это уже мелочи.

– Очень хотела свалять себе чапан на новогодний корпоратив, – продолжает мастерица. – Но перед праздником работа кипит, нужно успеть в первую очередь выполнить заказы, потом свои задумки. В этом аврале еще и дату корпоратива перепутали. Мою обновку валяли ночью, уже под утро вывесили сушить на батарею. После сушки в день Х еще доделывали. Я валяю, вижу кровь из пальца. Сначала решила, что накололась. Через час – кровь на другой ладони. Оказывается, кожу стерла. 
Зато любимая вещь вошла в коллекцию недавнего показа мод.

От поколения к поколению

На коллективные и индивидуальные мастер-классы в студию «Айна Халык» записываются студенты, учителя (сейчас в школьной программе для
7–8-х классов отведены часы для мокрого валяния), те, кто хочет попробовать создать вещь своими руками или же строит планы по дальнейшей профессио­нальной работе с этим материалом. Творчес­кие люди должны постоянно взаимо­действовать, чтобы обмениваться опытом, идеями, энергетикой. Это важно для развития, считает бизнесвумен. Своей миссией она видит возрождение и передачу навыков ремесла, сохранение его для потомков.

Для детских садов и школ, в том числе и специальных, ремесленница проводит мастер-классы бесплатно.

– Трехлетний ребенок может свалять бусы, и у него это неплохо получается, так как нет внутренних зажимов, он не переживает, что испортит материал, не боится, что не получится. Со взрос­лыми другая история. У многих в голове не укладывается, как без швов, вытачек сделать объем­ную вещь, – рассказывает Айнагуль Каликова. – Главное, что интерес к войлоковалянию есть и у взрос­лых, и у молодых. Этой весной целый месяц в городском выставочном зале проходила выставка изделий из войлока, на которой мы также показывали, как работать с этим материа­лом. Некоторые приходили на мас­тер-классы по несколько раз. Бабушки с энтузиазмом вспоминали молодость, молодежь впервые постигала азы ремесла. Нас благодарили за то, что мы дали возможность соприкос­нуться с историей и культурой наших предков. Я же благодарна руководителю студии «Тумар» Светлане Дуйсенбаевой, которая приложила немало сил, чтобы развить в регионе именно традиционные ремесла. В 2019 году собрала всех ремесленников города на этнофестиваль. Это мероприятие стало стимулом для большого шага вперед многих мастерских. Подготовка к нему шла основательно. Новички должны были придумать свой бренд, выпустить визитки, открыть странички в социальных сетях, чтобы научиться рекламировать свою продукцию. Она говорила нам о необходимос­ти развивать свои таланты, ведь наши навыки – как тонкая нить, связующая поколения. Для меня она стала главным проводником в мир ремесленничества. Такой фестиваль ремес­ленников должен был стать ежегодным, но помешала пандемия.

Сейчас в акимате областного центра на рассмотрении проект, подготовленный студиями «Айна Халык» и «Тумар». Он направлен на открытие при школах, в дворовых клубах и центрах внешкольной работы кружков по войлоковалянию, которое сегодня из сугубо функ­ционального ремесла перешло в декоративно-прикладное искусство. Ну а для жителей и гостей Уральска рукодельницы планируют провести очередную выставку уже осенью, добавив в экспозицию больше элементов интерьера и сувениров.

Популярное

Все
Сносить нельзя оставить
Кызылординский «Кайсар» будет играть без легионеров
На грани закрытия оказались частные детсады Петропавловска
Он жизнь свою Отчизне посвятил
В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золотой Орды
Скоро на экраны выйдет продолжение культового фильма «Менің атым – Қожа»
Фронтовик дал бата гвардейцам
Создать устойчивую экосистему
Когда отходы превращаются в доходы
Как укрощается сталь
Моя профессия – мое будущее
А за весною спешит лето...
От сердца к сердцу
Основа стабильного будущего
Браконьеры наносят огромный ущерб
Любые конфликты можно разрешить за столом переговоров
Танцующие тени степей
Возраст спорту не помеха
Разрабатывается проект генплана Туркестана
Молодежь продвигает экологические инициативы
Возврат к историческому времени
Астана переходит в «умный» режим
В Атырау запланирована реконструкция центрального моста
Рассматривается возможность освобождения микро- и малого бизнеса от уплаты НДС
Мангистау составит конкуренцию мировым курортам
В стране раскрывается половина киберпреступлений
Дженерики, замещающие импорт
Два золота завоевала женская команда Казахстана по борьбе на турнире в Минске
Пешком и без денег путешествует Аскар Серикпаев
Картофель по 1340 тенге хотел купить ясли-сад в Павлодаре
Приоритеты климатической повестки
Саудовская Аравия готова принять переговоры о мире в Украине
Взрыв на шахте имени Костенко: 10 человек предстанут перед судом
Зеленский заблокировал сделку Трампа о природных ресурсах
В каком размере получают пособия по уходу за ребенком в Казахстане
Казахстанские спортсмены впервые завоевали два исторических золота на Азиаде
Усилить потенциал страны
Бейбит Жукаев впервые выиграл «Челленджер» в парном разряде
Односменка стала реальностью
Прагматичный подход – основной принцип модернизации
«Проблема из пальца высосана»: вице-министр – о прогреве автомашин более пяти минут
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Буренки нынче довольны
В столичных торговых сетях сняли ограничения по реализации картофеля
Институциональное становление Академии наук завершено
Печальное событие произошло в семье Баян Алагузовой
Почти 30 млн тенге похитили чиновники из сферы образования в Туркестанской области
Арабская компания запускает новый проект в Казахстане
Парикмахерские услуги подорожали в Казахстане
Как в гимназии № 27 Алматы воспитывают всесторонне развитых личностей
Общественный туалет с уникальным дизайном построили в Шымкенте
Сбежавшего от полиции водителя привлекли к ответственности по 8 статьям в Таразе
Ученые исследовали происхождение казахских собак породы тобет
Резюмируя поручения Президента
Инфляция в Казахстане: в какой области растут цены
Бизнес в Семее сетует на бесконтрольное повышение тарифов
Сколько пенсионеров в Казахстане и какую пенсию они получают
История Каргалинского клада: в 1939 году республику взбудоражила весть о находке клада с золотом
Северный Казахстан демонстрирует успехи в АПК

Читайте также

В Алматы ученые обсуждали историко-культурное наследие Золо…
Выставка к 800-летию Улуса Джучи открылась в Алматы
Очередной показ оперы «Мадам Баттерфляй» состоится в Астане
В Египте найдена новая гробница фараона

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]