Сегодня некогда забытое древнейшее текстильное искусство – войлоковаляние – поистине переживает ренессанс

9535
Наталия Портнягина, Западно-Казахстанская область

Пожалуй, трудно найти другой такой уникальный материал, из которого кочевники на протяжении многих веков могли мастерить себе основные элементы жилища и повозки, домашнюю утварь, одежду, головные уборы, обувь и еще множество изделий, необходимых в хозяйстве.

фото автора

Кусок шерсти, порой остающийся на каждом подворье после стрижки овец, в руках умелого мастера может стать неповторимым произведением декоративно-прикладного искусства. И таких мастеров с каждым годом становится все больше.

Все больше и тех, кто ценит ручную работу, предпочитая иметь в своем гардеробе эксклюзивные вещи из натуральных волокон с элементами этностиля.

На стене студии «Айна Халык» ждут своих заказчиков два ярких текемета с традиционным орнамен­том в виде бараньих рогов (кошкар мюиз), на вешалках и манекенах – пальто, камзолы, чапаны, жилетки, кофты, на полках – множество тахия (тюбетеек), рукавиц, колпаков, а также вазы, бусы и даже крохотный валенок-сувенир. Каждое изделие хочется взять в руки, приложить к щеке или примерить, ощутив его мягкость и живительное тепло.

Бренд «Айна Халык» сейчас знают далеко за пределами области. А начиналось все с мечты творить из этого незаслуженно забытого материала, из которого можно сделать и кошму толщиной в два-три сантиметра, и тончайшее, почти невесомое кружево.

– К войлоку стала приглядываться лет десять назад. Читала, смотрела видео, но начать никак не решалась, – рассказывает Айнагуль Каликова. – Тогда работала в школе учителем технологии. Как-то зашла в магазин за фурнитурой, купила шерсть и на уроках вмес­те с ученицами стала осваивать старинное ремесло. Особенно хорошо получалось у дево­чек 5–6-х классов.

Мастерство и учениц, и учителя росло. Лучшие поделки выставляли на школьных конкурсах. На одном из них среди пятидесяти городских школ к празднику Нау­рыз взяли призовое место. На рес­публиканском конкурсе большая картина, выполненная ученицей Рианой Нурболатовой в технике «мокрое валяние», признана лучшей работой. В 2017 году в Алматы на международном конкурсе сувенирная посуда для кумыса – блюдца, пиалы и ожау (черпак), – изготовленная Рианой под руководством учителя, вновь завоевала первое место. К слову, отучившись в колледже на порт­ного-закройщика, способная ученица и сейчас продолжает шить и рукодельничать.

Позже и сама Айнагуль Каликова стала принимать участие в конкурсах среди преподавателей. И даже стала лауреатом, представив войлочное пальто насыщенного кирпичного цвета с контрастной вискозной нитью. А потом были первая городская ярмарка-выставка, знакомство с уральскими ремесленниками.

Творческие идеи требовали воплощения, в школе же много времени занимала «бумажная работа». В 2018-м Айнагуль решилась – написала заявление по собственному желанию и оформилась как индивидуальный предприниматель. Это позволило углубиться в изучение методов работы с войлоком, а также участвовать в различных проектах.

Знаковым из них стал социальный проект Orle, реализуе­мый Фондом Евразия Цент­ральной Азии при поддержке компании «Шелл Казахстан». Тренером на мастер-классе по валянию войлока была председатель Ассоциации ремесленников Казахстана Айжан Беккулова. Как оказалось, для лучших среди обучаю­щих­ся предполагались и гранты на развитие микробизнеса. В числе счастливчиков-получателей была и Айнагуль. На эти деньги она закупила шерсть, столы, открыла отдельную мастерскую, где принимала заказы, вела обучение. А на следующий 2022 год в этом проекте наша героиня уже сама выступала в роли тренера по валянию. На этой площадке мастерицы из районов и города вместе осваивали техники, делились наработками. Там же подбиралась творческая команда студии «Айна Халык».

Не можешь купить – сваляй!

На фестивале ремесленников и овощеводов Orle Fest, прошедшем в Уральске этой вес­ной, студия «Айна Халык» представила 12 моделей одежды для показа мод. Рукодельницы порадовали горожан и гостей областного центра также богатой выставкой-ярмаркой, мастер-классами по разным ремеслам.

Гульжанар Арыстанова с удовольствием и со знанием дела рассказывала о тонкостях работы с войлоком, показывала, как свалять текемет. Желающих попробовать – хоть отбавляй.

Итак, от мотка отрываешь небольшие одинаковые кусочки шерсти, раскладываешь равномерно, внахлест, как чешуйки, в несколько слоев. На верхнем слое выкладываешь узор из цветной шерсти или ниток. Здесь нужно помнить, что при валянии напольного ковра используется животный орнамент, в одежде и головных уборах – растительный. Причем узор должен быть направлен вверх по одежде, что символизирует рост, развитие человека. Разложенную шерсть поливают горячей мыльной водой и сворачивают с помощью циновки. Начинается долгий процесс валяния. Некоторым он напоминает работу с тестом. Валик периодически смачивают, катают, разворачивают, поправляя узор. Потом – сушка. Принцип войлоковаляния основан на том, что под воздействием горячей воды или пара чешуйки кутикулы (верхнего слоя волоса) раскрываются, из-за чего шерстяные волокна сцепляются друг с другом. Если изделие правильно сваляли, оно не даст усадку при ношении или стирке.

История любви Гульжанар к войлоку началась с поиска… валенок ее мечты. Лет десять назад в городе на незнакомой девушке увидела белые валенки с орнаментом. Подойти, спросить, где купить такие, постеснялась. В Уральске валенки выпускает валяльная фабрика, вот только они слишком обычные, серые. А хотелось как с картинки. Искала по магазинам, рынкам не только в Уральске, но все безуспешно.

– Тогда даже в мыслях не было, что когда-нибудь сваляю себе валенки сама, хотя с детства люблю рукоделие, – говорит Гульжанар. – А потом меня пригласила на мастер-класс Айнагуль Каликова. Первые занятия были посвящены валянию текемета, потом были шапки, сумки, рукавицы… А я все спрашивала: когда же валенки будем валять?

За год девушка научилась валять практически любую вещь. Но особая ее гордость – долгожданные валенки! Белые, со стразами – просто загляденье!

Не работа – удовольствие

Традиционный орнамент, волны, узоры, цветы, современный принт – как украсить изделие, зависит только от фантазии, а она у рукодельниц безгранична. На работу над сложным или объемным изделием уходит от недели до десяти дней. Иногда в изготовлении заказа задействована вся команда.

– Недавно валяли текемет размером два на три метра. По казахским обычаям ковер ручной работы – обязательная часть приданого невесты, – рассказывает Айнагуль Каликова. – Работали вчетвером: я, Гульжанар, Аида Ахметова и Гульжан
Есмадьярова. Десять дней готовили основу и трафареты орнамен­тов, соединяли их, раскладывали с учетом усадки, сушили. Процесс трудоемкий. Но не сравнится с тем, как валяли наши прабабушки. Ведь им зачастую приходилось сначала трижды купать животных, потом стричь их. Пос­ле шерсть оббивали палками от мусора, мыли, сушили. И только потом приступали к валянию. Мы же пользуемся готовой шерстью. Так называемые гребневые ленты заказываем на фабрике в Таразе. Небольшие мотки цветной шерсти, в основном российского производства, покупаем в Уральске. Если бы сами мыли и чесали шерсть, времени на валяние не осталось. Однажды перемыла восемь стокилограммовых мешков шерсти. На это у меня ушел целый месяц. И это лишь для того, чтобы сделать приданое одной невесте.

Как считают ученые, в качест­ве современного социокультурного феномена войлок выполняет нес­колько социальных функций, в том числе и рекреативную, то есть позволяющую человеку отвлекаться от жизненных проблем, получать духовную компенсацию, реализуя себя в творчестве.

– Концентрируешься на процессе, забываешь обо всем остальном. Голова отдыхает от разных мыслей. Держит интерес поскорее увидеть результат работы. С плохим настроением не сваляешь. Мы просто поем. Не работа, а удовольствие! – подтверждает Гульжанар.

Правда, бывает, что ладони стерты в кровь. Но это уже мелочи.

– Очень хотела свалять себе чапан на новогодний корпоратив, – продолжает мастерица. – Но перед праздником работа кипит, нужно успеть в первую очередь выполнить заказы, потом свои задумки. В этом аврале еще и дату корпоратива перепутали. Мою обновку валяли ночью, уже под утро вывесили сушить на батарею. После сушки в день Х еще доделывали. Я валяю, вижу кровь из пальца. Сначала решила, что накололась. Через час – кровь на другой ладони. Оказывается, кожу стерла. 
Зато любимая вещь вошла в коллекцию недавнего показа мод.

От поколения к поколению

На коллективные и индивидуальные мастер-классы в студию «Айна Халык» записываются студенты, учителя (сейчас в школьной программе для
7–8-х классов отведены часы для мокрого валяния), те, кто хочет попробовать создать вещь своими руками или же строит планы по дальнейшей профессио­нальной работе с этим материалом. Творчес­кие люди должны постоянно взаимо­действовать, чтобы обмениваться опытом, идеями, энергетикой. Это важно для развития, считает бизнесвумен. Своей миссией она видит возрождение и передачу навыков ремесла, сохранение его для потомков.

Для детских садов и школ, в том числе и специальных, ремесленница проводит мастер-классы бесплатно.

– Трехлетний ребенок может свалять бусы, и у него это неплохо получается, так как нет внутренних зажимов, он не переживает, что испортит материал, не боится, что не получится. Со взрос­лыми другая история. У многих в голове не укладывается, как без швов, вытачек сделать объем­ную вещь, – рассказывает Айнагуль Каликова. – Главное, что интерес к войлоковалянию есть и у взрос­лых, и у молодых. Этой весной целый месяц в городском выставочном зале проходила выставка изделий из войлока, на которой мы также показывали, как работать с этим материа­лом. Некоторые приходили на мас­тер-классы по несколько раз. Бабушки с энтузиазмом вспоминали молодость, молодежь впервые постигала азы ремесла. Нас благодарили за то, что мы дали возможность соприкос­нуться с историей и культурой наших предков. Я же благодарна руководителю студии «Тумар» Светлане Дуйсенбаевой, которая приложила немало сил, чтобы развить в регионе именно традиционные ремесла. В 2019 году собрала всех ремесленников города на этнофестиваль. Это мероприятие стало стимулом для большого шага вперед многих мастерских. Подготовка к нему шла основательно. Новички должны были придумать свой бренд, выпустить визитки, открыть странички в социальных сетях, чтобы научиться рекламировать свою продукцию. Она говорила нам о необходимос­ти развивать свои таланты, ведь наши навыки – как тонкая нить, связующая поколения. Для меня она стала главным проводником в мир ремесленничества. Такой фестиваль ремес­ленников должен был стать ежегодным, но помешала пандемия.

Сейчас в акимате областного центра на рассмотрении проект, подготовленный студиями «Айна Халык» и «Тумар». Он направлен на открытие при школах, в дворовых клубах и центрах внешкольной работы кружков по войлоковалянию, которое сегодня из сугубо функ­ционального ремесла перешло в декоративно-прикладное искусство. Ну а для жителей и гостей Уральска рукодельницы планируют провести очередную выставку уже осенью, добавив в экспозицию больше элементов интерьера и сувениров.

Популярное

Все
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Международный форум поисковых отрядов стран СНГ прошел в Павлодаре
Сохранить для потомков
Посвящение отцу – журналисту, бойцу и стоику
Теперь в планах Азиада и Олимпиада
В Almaty Gallery открылась фотовыставка «50⁄50. Прошлое и настоящее»
От истоков к современности
Язык – путь к осознанию нации
Вся жизнь – пример служения Отечеству
Тема бытового насилия перестала быть табу
Искусство на защите девочек и женщин
Мастер слова
В Минздраве озвучены ключевые показатели за 9 месяцев текущего года
При полном достатке топлива
Весь ствол в затейливых узорах
Сила местных трав
Дело не только в инфраструктуре
Красиво жить не запретишь
Женское лицо войны
Сакральный ландшафт
Началось строительство сталелитейного завода
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Из казармы в кампус
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Политика здравого смысла
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Уверенный рост экономики Приаралья
Нашумевший фильм «Ауру» обсуждают в Казнете
Пройдемся по индустриальной Караганде
Объявлена победительница «Мисс Вселенная 2025»
Гвардейцам вручили ещё 400 сертификатов в ВУЗы
Опасное погружение и обманутые судьбы: есть ли дорога назад?
Казахстанцев предупредили об изменениях в ПДД
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
И Полтава, и Коломак, и Червоний шлях
Новая услуга стала доступна в приложении «ЦОН»
В Шымкенте открыт молодежный хаб
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане
Запущен завод по переработке мяса птицы
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Реформы Президента по развитию села работают на укрепление национальной идентичности – Спикер Сената
В основе успехов отечественных аграриев лежит самоотверженный труд и государственная поддержка

Читайте также

Аида Балаева представила инициативы по реформированию ТЮРКС…
Артисты «Астана Опера» выступят на гастролях в Омане
В Almaty Gallery открылась фотовыставка «50⁄50. Прошлое и н…
От истоков к современности

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]