Школы страны нуждаются в службах медиации

2583
Беседовал Михаил Тё

Еще несколько лет назад многие не знали, что такое медиа­ция и зачем она нужна, но сегодня без нее невозможно представить повседневное управление конфликтами в любой сфере деятельности. Насколько по­пулярен и эффективен такой метод разрешения споров в школах, рассказывает председатель Совета медиаторов общеобразовательных учреждений при управлении образования Жамбылской области, медиатор региональной Ассамб­леи народа Казахстана Гайни Кошекбаева, которая руководствуется в своей работе принципами справедливости и честности, порядочности и законности.

коллаж Натальи Ляликовой

– Гайни Акылбековна, чем отличается медиация от других способов разрешения конфликтов? Почему в последние годы ее выбирают чаще?

– Сегодня медиацию принято считать самым действенным и вост­ребованным способом в поиске выхода из любой конфликт­ной ситуации. Статистика развитых стран показывает, что более 85 процентов всех про­цедур примирения этим методом успешны, от 7 до 12 процентов участников приходят к полному или частичному соглашению. Цифры говорят сами за себя.

В казахстанском обществе с каж­дым годом медиация становится все более популярной. И это не случайно, ведь она предусматривает разрешение проблемы с привлечением посредника, который помогает сторонам конфликта наладить процесс коммуникации и проанализировать ситуацию таким образом, чтобы они сами смогли выбрать тот вариант решения, который удовлетворил бы интересы и потребности всех участников. В отличие от формального судебного и арбитражного процесса во время медиации стороны достигают согласия сами.

– Медиация – это сложный и многоуровневый процесс, и далеко не каждый сможет быть примирителем. Какие качества и навыки необходимы этому человеку?

– Абсолютно верно, не каждому дано быть в этой роли. Таких специалистов необходимо готовить. Медиация – это прежде всего работа с людьми, поэтому человеку, который занимается ею, в первую очередь необходимы развитые коммуникативные навыки.
Безусловно, важно быть честным и справедливым, вести себя естест­венно, уметь создавать деловую атмосферу и обладать... хорошим чувством юмора! Да, именно юмора. Ведь юмор нередко помогает сгладить острые углы.

Процесс медиации напоминает переговоры, поэтому медиатору важно быть еще и эрудированным, уметь логически и аналитически мыслить, быть гибким, научиться отстаивать и аргументировать собственные позиции, активно слушать с высоким уровнем терпения и самообладания, уважать людей и коллег, соблюдать конфиденциальность, а также учитывать потребности и мнения обеих сторон.

Примиритель – независимый посредник, который способствует достижению спорящими согласия, при этом сосредоточившись на интересах сторон, а не на правовых аспектах. Его позиция позволяет конфликтующим посмотреть на себя и оппонента с нейтральной точки зрения. Медиатор всегда должен действовать беспристрастно и стремиться к тому, чтобы служить всем сторонам в равной степени.

– С недавних пор этот механизм стали активно внедрять в средних учебных заведениях области. Какова цель школьной медиации и почему она так важна сегодня?

– Мы часто слышим из новос­тей: то здесь, то там повздорили учащиеся. Такие конфронтации заканчиваются даже трагедией. Но ведь они не возникают на пустом месте, обычно бывают предпосылки. Служба медиации в сфере среднего образования нацелена на выявление и предупреждение подобных ситуаций, а затем уже на оказание помощи участникам образовательного процесса в их спорах и конфликтах на основе принципов медиативного подхода. Наши силы направлены и на профилактику агрессивных и асоциальных проявлений, издевательств в образовательной среде, а также преступности среди несовершеннолетних.

Школьная служба медиации приобретает все большую актуальность сегодня, поскольку формирует в коллективе отношения, основанные на уважении друг к другу. После ее вмешательства во внутренние дела детей, как правило, их взаимосвязи и поведение заметно улучшаются.

Медиаторы стараются сделать так, чтобы ничего не мешало учебе. Они прилагают все свои силы для создания благоприятной, гуманной и безопасной среды с целью развития и социализации личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свои поступки. Они также занимаются воспитанием культуры конструктивного поведения в конфликте. Подросткам важно признать, что каждая личность по-своему уникальна. Нужно принять это как факт и научиться уважать права каждого. Им необходимо понять, что все имеют свои потребности и интересы, хотя они у них разные. Но их удовлетворение и защита допустимы только в том случае, если при этом нет вреда окружающим.

Считаю, что детям нужно больше рассказывать об истории народа и культуре взаимоотношений, давать им правовые знания, проводить воспитательные беседы. И этими вопросами не должны заниматься только образовательные учреждения. Важно подключать к решению проблем семьи и общественность.

Большую роль в деле воспитания подрастающего поколения, предупреждения преступности и наставления на верный путь могут сыграть общественные организации. В связи с этим сегодня нужно думать и о повышении статуса и престижа молодежных и детских общественных организаций, таких как «Юный медиатор», «Жас ұлан» и других. Кроме того, к этому вопросу можно было бы подключить средства массовой информации, в особенности телеканалы с их программами «Зерде», «Руханият» и «Жеті жарғы», где в первую очередь пропагандируются культ знаний, правовая грамотность и общее развитие личности.

– Назовите наиболее частые причины возникновения конфликтов в школьной среде. И кто больше обращается за помощью в службу примирения: ученики, родители или учителя?

– Не секрет, что в последнее время конфликтные ситуации в средних учебных заведениях стали возникать чаще. Как правило, это происходит из-за растущей агрессивности и асоциальности в поведении подростков, возросшего числа случаев буллинга и издевательств, семейных и межличностных ссор на фоне чрезмерного увлечения негативным контентом в Интернете, зависимости школьников от видеоигр, вызывающих агрессию и нарушение душевного равновесия, социальных сетей и онлайн-общения, которые становятся все более опасными. Они приводят к социальной изоляции, непониманию обществом и – как следствие – к конфликтам.

На мой взгляд, выход есть. И он видится в повсеместном открытии в школах служб медиации и привлечении их в образовательный процесс. Примирительная процедура проходит в наиболее мягкой форме, поскольку предусматривает проявление взаимного уважения, принятие друг друга, умение слушать и слышать, а также, что немаловажно для обеих сторон, обязательное соблюдение конфиденциальности. Это возможность для всех участников конфликта выйти из него победителем при отсутствии побежденных.

В своей работе особое внимание мы уделяем профилактике безнадзорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения и правонарушений среди несовершеннолетних. А если уже случилось что-то плохое, то важно найти подход к каждому юному нарушителю и правильно вести его, корректируя последующие действия и поступки, обращая внимание на проблемы, которые часто берут начало в семьях.

Трудно определить, кто обращается за помощью чаще. В нашей практике все случаи были примерно в равном количестве. Приходят как ученики и их родители, так и педагоги, порой жалующиеся на недопонимание и спорные ситуации.

– Все ли хорошо в деятельности уже созданных школьных служб медиации? Нет ли проблем у самих примирителей?

– Спорные ситуации возникают между учениками, между учителями и их воспитанниками, между родителями и педагогами.
К сожалению, общее число случаев увеличивается, потому что растет как количество асоциальных семей, так и детей с девиантным или суицидальным поведением.

Школьная медиация включает огромный перечень различных педагогических технологий, методов и инструментов работы: гештальт, теория поэтапного формирования умственной деятельности и другие. И от того, насколько умело их применяют на практике, зависит результат. Члены Совета школьной медиации – завучи, медиаторы, координаторы, психологи и социологи – должны проводить качественную работу по тревожности, определению уровня буллинга, прессинга с использованием специальных тестов и опросов.

Но, к сожалению, мы нередко видим, что в образовательных учреждениях диагностическая и аналитическая работа проводится формально. Порой это случается из-за отсутствия должной компетенции со стороны членов совета или неумения администрации осуществлять контроль процессов и общее руководство. Крайне важно проводить диагностическую работу добросовестно и качественно. Это касается и последующей профилактической, коррекционной, консультацион­ной и педагогичес­кой работы. Равнодушное отношение и бесконтрольность ведут к упущениям в воспитательной работе, которые впоследствии оборачиваются нежелательными результатами – громкими скандалами или несчастными случаями.

Разумеется, возникает вопрос: где взять грамотных специалистов, если их нет в школах? На мой взгляд, нужно организовать курсы по подготовке кадров для школьных служб медиации, семинары и тренинги с обязательной аттестацией. Думается, это хороший превентивный механизм, направленный не только на предупреждение противоправных действий и конфликтов, но и на повышение уровня правовой грамотности и культуры поведения населения, а также психологическое оздоровление общества.

Сегодня учреждениям образования необходимо искать способы влияния на детей и нестандартного взаимодействия с ними, чтобы свести предпосылки споров и их негативные последствия к минимуму. Важно создать благоприятную и комфортную для учащихся среду.

– Как происходит обучение школьников основам медиации? И каким образом школьная медиация влияет на общий климат в учебном поведении?

– Обучение школьников основам медиации проводится через учебно-методический центр областного управления образования, Совет кабинета медиаторов КГУ «Қоғамдық келісім» и научно-экспертной группы АНК Жамбылской области, Совет медиа­торов общеобразовательных учреждений при областном управлении образования под руководством доктора педагогических наук, профессора Махметгали Сарыбекова и заведующей кафедры педагогики Таразского регионального университета имени Мухаммеда Хайдара Дулати, доктора педагогических наук, профессора Клары Бузаубаковой.

Реализовав пилотный проект «100 медиативных школ», в течение в 2021–2024 годов в школах области были открыты 310 кабинетов школьной медиации, проведены 20 медиафорумов, 150 семинаров, 60 акций по продвижению школьной медиации и 24 конкурса «Лучший школьный медиатор».

Надо сказать, некоторые подростки, наиболее успешно прошедшие медиативное обучение, даже участвуют в школьном воспитательном процессе. Из них формируются «группы равных», которые помогают при разрешении споров среди учащихся, в предупреждении конфликтов и распространении полученных знаний среди сверстников. Они также объединены общей целью профилактики безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений среди учащихся. Такая работа, безусловно, помогает отвести внимание детей от их пагубного воздействия, а также изменить поведение конфликтующих сторон в спорных ситуациях.

Школьная медиация на самом деле влияет на общий климат в учебном заведении. Это чувствуется при проведении уроков и мероприятий. Создаются благоприятные условия для интеллектуального, правового и социального развития как учащихся, так и педагогов, а также обеспечения спокойствия родителей. Медиация, на мой взгляд, это веление времени, новые технологии, построенные на когнитивно-корпоративной основе, которые надо внедрять во всех образовательных учреждениях не только области, но и страны.

Популярное

Все
Масштабные преобразования – основа устойчивого развития отрасли
Объявлен бой наркокурьерам
Масштабируя передовой опыт
«Генный ключик» для джабе
Свежий кумыс по старинным рецептам
Новой техникой пополнился машинный парк
Распоряжение Главы государства о назначении
Развитие цифровых сервисов обсудил Бектенов с гендиректором «Яндекс Global»
Озеро Сайран обрело новую жизнь
Полигон твердых бытовых отходов остался без финансирования
Он дал новый голос казахскому кино
Казахстан стал лучшим на Кубке мира World Boxing
Всегда на шаг впереди угроз
Указы Главы государства об освобождении от должности
Жители Жезказгана вынуждены употреблять питьевую воду пятого класса загрязненности
Распоряжение Главы государства о назначении
Указы Главы государства о назначении
Сбежать не удалось
Временный приют или точка опоры?
Гонка за лидерами
Первого бесплатного юридического помощника на базе ИИ запустили в Казахстане
16 млрд тенге инвестирует Казахтелеком в цифровую инфраструктуру Акмолинской области
Лесной пожар бушует в пригороде Стамбула
Мощный лесной пожар разгорелся в Турции
Южнокорейский бизнес расширяет присутствие в Казахстане
Завод по переработке природного урана запущен в Сузаке
ЕС к 2040 году планирует сократить выбросы CO2 на 90%
Доступ закрыт: туристам запретили подниматься на скалу Жумбактас в Бурабае
Государства-члены СВМДА украсили штаб-квартиру в Астане культурными элементами Азии
Названы первые победители этапа Кубка Казахстана по таеквондо в Алматы
«Мағжан оқулары-2025» вновь собрал талантливую молодежь
Назначен директор новой Службы КНБ
Экс-главу «Казселезащиты» осудили на 12 лет
Астана закрепляет за собой статус регионального экологического лидера
Находящегося в международном розыске казахстанца арестовали в Грузии
День столицы: традиционный конкурс силачей «Толағай» пройдет в Астане
Сколько людей носят имя Астана в Казахстане
Глава государства провел заседание Совбеза
Резкий рост травматизма в результате ДТП зафиксировали в Казахстане
«Астана» не смогла уйти в отрыв
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Новый завод открыли в Атырау
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Закон Республики Казахстан
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон надвигается на Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане

Читайте также

Елена Брусиловская: Мы работаем для людей
Важно быть полезной
Основатель братства архивистов
Молодежная политика Казахстана: трудоустройство, жилье и ка…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]