«След ангела»

1349
[caption id="attachment_5186" align="alignleft" width="300"]28 фото Юрия БЕККЕРА[/caption]

– Как и многие тысячи лет назад, лошадь продолжает радовать глаз и сердце человека, люди восхищаются всадником, гарцующем на красивом сильном жеребце, – говорит Ахмет Уалханович. – С этим удивительным животным у кочевых народов связано много поверий и религиозных культов. Например, в скифских царских курганах, разбросанных по территории огромной Евразии (к слову, Алматы сегодня единственный в мире мегаполис, в черте которого сохранился огромный древний некрополь – 47 курганов сакской элиты и вождей усуньских племен, возраст которых составляет примерно 2,5 тысячи лет; причем самый большой из курганов достигает в диаметре 102, а в высоту 14,8 метра), нередко находят костные останки лошадей, которые, согласно верованиям древних номадов, должны были сопровождать своего хозяина в загробный мир. Известно, что коней, запряженных в повозку, на которой возили тело усопшего вождя во время прощания, затем закалывали, а их жертвенное мясо съедали. Все это свидетельствует о том, что верховая лошадь в жизни кочевника играла ключевую роль, будь то царь или рядовой подданный. Без нее просто не состоялось бы кочевое сообщество.

– Ахмет Уалханович, сохранившиеся до сих пор в казахских аулах запреты ругать лошадь, наступать на удила и другие связаны с древним поверьем о том, что лошадь является даром небесных сил. Тем не менее это не помешало казахам в своей национальной кухне использовать конское мясо наряду с бараниной. Не кажется ли вам, что здесь есть какое-то несоответствие?

– Здесь нет несоответствия. Казахи являются практичным народом, у наших предков и религиозные культы в первую очередь должны были удовлетворять их нужды. Поэтому казахи использовали возможности коня, как говорится, до последней капли. Для простых воинов, высокородных аристократов и вождей в прошлые времена конь был всем. А это значит, что он не только олицетворял доблесть, мужество, силу и богатство, но также являлся источником пищи и одежды. Вот за это лошадь боготворили и благодарили за нее повелителя неба – Тенгри. Хотя следует добавить, что те же туркмены или таджики, в жизни которых лошадь занимала такое же ключевое место, стараются не есть конину. Да и монголы редко едят мясо лошадей.

Конь стал, наверное, наиболее мифологизированным животным в кочевой традиции, его образ занимал совершенно особое место в религиозно-мифологическом мировоззрении кочевников. Почитание коня в первую очередь было связано с ведущей ролью этого благородного животного в кочевом быту казахов. Отсюда и важная роль этого животного в обрядах – во время свадьбы, родов женщины, первых детских шагах и многих других.

[caption id="attachment_5185" align="alignright" width="300"]27 фото Юрия БЕККЕРА[/caption]

«Неудачливого джигита выручит удачливый конь» – гласит казахская пословица. «Если у тебя нет верного коня, это равносильно смерти» – поется в народной песне. Ребенка ласково называли жеребеночек мой, а справедливого и честного человека – аргамаком.

Всю эту интересную информацию я собирал во время многочисленных этнографических экспедиций, и благодаря сохранившейся народной устной традиции смог наиболее полно узнать об обычаях и поверьях нашего народа, связанных с конем.

– Расскажите, пожалуйста, подробнее о ваших исследованиях, обнаружены ли какие-то особенно любопытные факты?

– С удовольствием. Например, некоторые казахские шаманы-баксы использовали лошадей для лечения людей. В Семипалатинской области до сих пор жива народная память о баксы по имени Берикбол, который жил в конце XIX века и во время своих сеансов призывал духов умерших предков, а также духа белого коня для того, чтобы, как говорили в народе, «растоптать копытами беды и болезни». И тогда, согласно сохранившимся преданиям, в юрту к больному человеку (ради которого и проводился обряд исцеления) тихо, на согнутых передних ногах якобы входил белый породистый конь, обнюхивал голову больного и осторожно возлагал на его грудь свои передние копыта. Шаман продолжал шептать заговор, а пациент, что удивительно, чувствовал облегчение.

Любопытна также информация о том, что к пропитанной конским потом камче боятся приближаться бесы. Этот феномен, на мой взгляд, можно объяснить «небесным», как верили в старину, происхождением лошади. Поэтому в изголовье молодых женщин, детей и больных в качестве защиты от сглаза вешали камчу. При этом особой магической силой наделялись желтые латунные плети с рукоятью из таволги. А для того, чтобы облегчить тяжелые роды, рядом с домом, где находилась роженица, привязывали коня или мимо прогоняли косяк лошадей. «След ангела» должен был принести в дом ?ұт, что в переводе с казахского означает счастье, благоденствие.

[caption id="attachment_5187" align="alignleft" width="300"]29 фото Юрия БЕККЕРА[/caption]

А вот еще интересные исторические факты. Оказывается, казахи Старшего жуза при рождении ребенка спрашивали, кто родился – чабан или табунщик? Если отвечали, что «чабан», то это означало рождение сына, то есть того, кто будет пасти табун лошадей. Если в ответ звучало «табунщик», значит в семье родилась дочь. Ведь за нее – будущую невесту – по обычаю могли дать калым в 47, 37, 27, 17 или, на худой конец, 9 лошадей. Поэтому дочь образно называли табунщиком, который пригоняет родителям лошадей.

Вообще с рождением детей связано много поверий и обрядов, в которых немаловажную роль играла лошадь. Так, после первых сорока дней жизни новорожденного ребенка было положено переносить через стремена лошади какого-либо знаменитого человека – акына, батыра, жырау и других. Для этого всадник убирал правую ногу из стремени, а младенца в пеленах в это время «пропускали» через петлицу стремени. Любопытно, что этот обычай сохранился до наших дней в Восточном Казахстане, на Тарбагатае и Алтае.

«След ангела» – так называли горсть земли, где оставался отпечаток конского копыта. Такую землю в качестве оберега клали под подушку ребенку, лежащему в колыбели. Иногда щепотку такой земли добавляли в воду для купания малыша. Наши предки верили, что вода в результате становилась целебной и особенно помогала при лечении детского испуга. Кроме того, существовал обычай поклонения древним изображениям конских копыт на скалах и камнях, которые в народе называли следами копыт тулпара – волшебного крылатого коня. А единственный в семье сын нередко получал имя Туяк (что в переводе с казахского означает «копыта») или Туякбай.

– Спасибо за подробный рассказ. О других, не менее интересных обычаях, связанных с лошадью, мы продолжим разговор в следующую пятничную встречу.

Беседовала Раушан ШУЛЕМБАЕВА

Популярное

Все
Распоряжение Главы государства о назначении
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Мир, который принимает тебя
Факультету журналистики ЕНУ – 15 лет
Прощай, Владимир Иванович!
Путешествие в закулисье
Ведущие нейрохирурги мира собрались в Астане
Территория впечатлений
Рейды против загрязнения города
Обсуждены вопросы коллективной безопасности
Рыбаки приветствуют путешественников
Указ Президента Республики Казахстан о назначении
Указ Президента Республики Казахстан О мерах по совершенствованию системы государственного управления
Библиотеки нового поколения
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
Закон Республики Казахстан О фондах целевого капитала и эндаумент-фондах (целевых капиталах)
В объективе камеры – глубинка
Закон Республики Казахстан О территориальной обороне Республики Казахстан
Интерпретировать, объяснять, расставлять акценты
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
Введена в строй новая подстанция
Три молочно-товарные фермы построили в Костанайской области за год
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

Грандиозную премьеру балета-кантаты Carmina Burana готовят …
«Қазақконцерт» завершил 64-й сезон гала-концертом в Астане
Айгерим Алтынбек выступила на сцене с Андреа Бочелли
Фестиваль «Кымызмурындык» организовали в заповеднике Бозок

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]