Пятая по счету выставка работ из частного собрания коллекционера Серика Устабекова вновь навевает романтические чувства. Рассматривая графические рисунки Летнего сада, Дворцового и Троицкого мостов Санкт-Петербурга, солнечные алматинские пейзажи и горные вершины, цветы в саду и женские портреты, я невольно ловлю себя на мысли, что все эти, по словам автора, «мимолетные впечатления» воскрешают из памяти лирические строки поэта Серебряного века Осипа Мандельштама: «Нежнее нежного лицо твое, / Белее белого твоя рука. / От мира целого ты далека / И все твое – от неизбежного».
– В путешествиях по Санкт-Петербургу я часами наблюдал и находил для своих сюжетов город ежедневный, непарадный, так было интереснее, но я скучал по Солнцу и горам, – признается художник Николай Газеев. – По возвращении в Алматы старался быть в горах как можно чаще, подолгу жить там. Все мои сюжеты с натуры связаны в основном с изображением и пониманием Солнца, в которое вовлечены деревья, камни, цветы и трава. Зритель сегодня может увидеть то, что посчастливилось мне: зимнее играющее солнце, создающее эффект радуги. Нечасто можно наблюдать, как на горном склоне за пеленой влажности светило начинает переливаться, словно миниатюрное Северное сияние.
Одной из первых экспозиций живописи автора явилась совместная с английской художницей Маргарет Боот выставка «Маленькие пейзажи Британии и Казахстана», устроенная Британским Советом по культуре. Неторопливый, немногословный от природы Николай рассказывает, что начал рисовать с детства, а путь к творчеству был традиционным, классическим: школа, художественное училище, Академия художеств в Санкт-Петербурге, поездки по морям и океанам, годы увлеченного творчества в городе на Неве.
На альбом живописи и рисунков северной столицы России потребовались годы напряженного труда. Но художника неизбывно влекла особая алматинская культурная среда. Последние пятнадцать лет он обосновался у друзей в горах. В специально оборудованной мастерской создает образы – отражение своих ощущений от увиденных метаморфоз природы. Его влечет цветовое состояние гор и красок окружающего мира, возможность выбора сюжетов для работы с натуры, долгие наблюдения за тем, как с изменением светового дня и времен года меняется привычный пейзаж. «Когда работаешь в плотном режиме и появляются новые идеи, их нужно очень быстро реализовать. Потом сделать для себя анализ, что-то спокойно пересмотреть и начинать снова. У каждого свой путь», – говорит художник.
– Я давно с восхищением слежу за творчеством Николая Газеева, – делится наблюдениями искусствовед Ирина Юферова. – Мне кажется, что натура и конкретные пейзажи художника тут ни при чем. Он накапливает творческую креативную энергию, доводит ее до предела, и получается отчаянный бросок на холст. Такая концентрированная энергия и дух картин, особенно абстрактных, впечатляет. Известно, что все, кроме искусства, есть материя. А искусство улавливает и через материю передает тончайшие ощущения. Николай Газеев в этом, конечно, мастер. Видите, даже галерея названа его именем, и эстетский подход Серика Устабекова тоже впечатляет. Мне нравятся темно-серебряные, сдержанные работы, когда автор «беседует» со зрителем вполголоса. Для азиатских художников эта сокрытость, таинственность, недосказанность – просто находка. Ее очень любили «шестидесятники», и Николай Газеев наследует и по-своему развивает эту линию азиатской эстетики, остро понимая, что живопись должна оставаться в полушаге от тайны природы и бытия.
Осенью текущего года художник планирует выставку большого формата, связанную с отвлеченными человеческими образами и состояниями.
Полосу подготовила Наталья ВАЛУЙСКАЯ, Алматы, rabota.gazeta@mail.ru