Страсти по реестру

6795
Лаура Тусупбекова
специальный корреспондент

Мажилис одобрил в первом чтении поправки по вопросам определения страны происхождения товаров, цель которых – упростить и сделать более прозрачной систему определения статуса отечественного производителя. В связи с этим предлагается создать реестр товаров казахстанского происхождения. Но до этого, по мнению депутата Мажилиса Айтуа­ра Кошмамбетова, необходимо подзаконные нормативные акты тщательно проработать до второго чтения. С чем это связано? Об этом он рассказал в интервью «КП».

инфографика Натальи Ляликовой

– Айтуар Аскарович, для начала давайте поясним читателям, что это за реестр, какие процессы он регламентирует?

– Реестр казахстанских товаропроизводителей вводится взамен двух существующих документов: сертификата образца СТ-КЗ (сертификат о происхождении товара, подтверждающего его происхождение в Казахстане) и индустриального сертификата (описывающего производственные мощности и номенклатуру товара или услуги, произведенных в Казахстане).

Новый реестр будет содержать подробную информацию о казахстанских производителях, их продукции, видах деятельности, численности работников и объемах производства. Этот инструмент станет основой для допус­ка отечественных компаний ко всем регулируемым закупкам и предоставления им налоговой, финансовой и нефинансовой государственной поддержки.

Ежегодный рынок регулируемых закупок оценивается в 20 триллио­нов тенге, объем налоговых льгот и преференций – 9,5 триллиона тенге, а государственная поддерж­ка бизнеса составляет 3,5 триллио­на тенге.

Иными словами, реформы в этой сфере затрагивают распределение почти 30 триллионов тенге ежегодно, что делает их критически важными для экономики страны.

– Чем, по Вашему мнению, обернется введение этого реест­ра для бизнеса?

– Реформа в этой сфере действительно назрела, и цифровизация процедур определения статуса отечественного производителя является оправданной. Понимая важность рассматриваемого закона, мы считаем, что подзаконные нормативные акты должны быть тщательно проработаны до второго чтения.

Во-первых, сроки обработки заявок должны быть разумными и не должны превышать текущих 10–15 дней, которые бизнес тратит на получение СТ-КЗ и индустриаль­ного сертификата.

Во-вторых, инфраструктура реформы должна быть к этому моменту готова. Электронный реестр пока не функционирует полноценно. На бизнес возлагают­ся дополнительные требования, такие как установка и обслуживание видеокамер. Но как будет решаться вопрос в населенных пунктах с ограниченным доступом к Интернету?

Отсутствие достаточного штата специалистов в уполномоченном министерстве и отраслевых ведомствах не должно привести к сбоям в системе выдачи сертификатов. В связи с чем необходимо рассмот­реть возможность внедрения «реест­ра казахстанских товаропроизводителей» в пилотном режиме.

В-третьих, на данный момент Министерство промышленности и строительства нам предоставило порядка двух тысяч технологичес­ких операций. Однако их как минимум в три раза больше. Важно подготовить все технологические операции совместно с бизнесом и отраслевыми ассоциациями, так как это – краеугольный камень всей реформы.

В-четвертых, нельзя допускать риска нарушения принципа сдержек и противовесов. Нам совмест­но необходимо проработать всю процедуру обжалования и системы государственного контроля.

– Вы говорите, что передача всех процедур Минпромышленности приведет к конфликту интересов. Тогда скажите, кто должен вести эти процедуры, какие структуры?

– Ранее ситуация выглядела следующим образом. Правила выдачи сертифкатов СТ-КЗ утверждались Министерством торговли, а правила получения индустриального сертификата – НПП «Атамекен». И СТ-КЗ, и индустриальный сертификат выдавались сотрудниками НПП «Атамекен» через региональные палаты.

При поступлении жалоб на нарушения, незаконную выдачу или отказ в выдаче сертификата государственный контроль за деятельностью экспертов-аудиторов и специалистов НПП «Атамекен» осуществлялся Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК.

Сейчас в проекте закона предлагается утверждение Правил ведения реестра казахстанских товаропроизводителей Минис­терством промышленности и строительства. Ведение самого реестра также закрепляется за Минпромышленности. При этом контроль за действиями Минпрома не предус­матривается. При обжаловании решений Минпромышленности комиссия, которую собираются создавать под эгидой того же министерства с привлечением представителей госорганов и экспертов, будет рассматривать законность или незаконность решений. При данном раскладе получается, что вся процедура зациклена только на Министерстве промышленности и строительства.

Изначально идея реформы данной процедуры возникла именно из-за концетрации полномочий в руках одной организации – НПП «Атамекен» и сложностей отмены незаконно выданных сертификатов. В связи с чем процедура обжалования должна быть конкретно продумана.

Мы предлагаем следующий подход. В случае отказа во включении в реестр казахстанских товаропроизводителей обжалование решений осуществлять через постоянную апелляционную комиссию, наделенную полномочиями пересматривать решения о включении или исключении из реестра. Это обеспечит прозрачность процесса, объективность оценки и возможность защиты интересов предпринимателей.

При поступлении жалоб со стороны физических лиц, субъектов предпринимательства, государственных и правоохранительных органов – предусмотреть функцию государственного контроля за отечественным производителем, так как это предусмотрено Предпринимательским кодексом РК. Именно при таких реалиях будет возможность полностью проверить его на соответствие заявленным требованиям.

Комитет технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК, по нашему мнению, представляется наиболее подходящим для выполнения функций по проверке субъектов предпринимательства в части соответствия требованиям.

– Проект закона готовился без учета мнения предпринимателей. Почему отсутствие консультаций с бизнес-сообществом вызывает сомнения в целях реформы?

– Проекты такого масштаба требуют полноценного обсуждения с бизнесом. Изменения, затрагивающие тысячи производителей, должны широко освещаться в СМИ, обсуждаться в социальных сетях и сопровождаться встречами с предпринимателями в регионах. Каждое нововведение следует детально анализировать, учитывая его преимущества и недостатки. Прежде чем внедрять масштабные реформы, необходимо проводить пилотные проекты и только после этого принимать окончательные решения.

К сожалению, стремление быст­ро выполнить поручение Президента часто приводит к недостаточной проработке инициатив. В результате правила, которые должны упрощать жизнь предпринимателей, могут создать для них дополнительные трудности.

После рассмотрения закона в первом чтении по инициативе партии «Respublica» Министерство промышленности и строительства РК организовало обсуждение проекта Правил ведения реестра казахстанских производителей, к которым подключилось больше 600 производителей, а также представителей бизнес-ассоциаций.

– Как эти процедуры, на Ваш взгляд, должны проходить? Какие меры необходимы для поддержки МСБ?

– Поддержка малого и среднего бизнеса – ключевой приоритет экономической политики Казахстана. Именно МСБ формирует основу экономики и обеспечивает рабочие места для большинства населения.

Для успешного внедрения реформы, как я ранее говорил, необходимо провести пилотный проект в одной отрасли и одном регионе, чтобы выявить сильные и слабые стороны системы. Важно обсуждать все нововведения с бизнес-сообществом. Особое внимание стоит уделить региональным производителям, чьи голоса редко доходят до центра.

Необходимо вовлечь НПП «Атамекен» в качестве основного парт­нера по формированию единой позиции бизнеса и гарантировать, что разработанные правила станут инструментом поддержки предпринимательства, а не дополнительным барьером.

– Ранее эта процедура и была в ведении НПП «Атамекен». Вы настаиваете на том, что НПП должна и далее заниматься этой работой. Тем не менее в страну как поступала псевдооте­чественная продукция, так и поступает. Почему?

– Этот вопрос целесообразно задать уполномоченным органам, контролирующим перемещение товаров через границу страны. Если вспомнить заключение Высшей аудиторской палаты за 2023 год, в результате несвоевременного и недостаточного налогового и таможенного контро­ля потери бюджета составили 4,6 миллиарда тенге. Это касается КПН, НДС и ввозной таможенной пошлины. Аудитом также установлено завышение расхождения в зеркальной статистике с Китаем на 5,8 процента, или 1,4 миллиарда долларов. И это только выявленная часть расхождения данных статистики двух стран. Вместе с тем Казахстан торгует со 170 странами, и имеется часть расхождений, которым есть техническое объяснение в методах подсчета. Но долю теневого рынка нельзя исключать.

К сожалению, за годы независимости мы так и не смогли решить этот вопрос. В борьбе с теневыми потоками необходима принципиальная позиция всех задействованных органов, а также тесное международное сотрудничество. Часть импортных товаров выдавалась за отечественные, получали преимущества в регулируемых закупках. Мы помним скандал с завезенной формой для правоохранительных органов, на которую просто клеили этикетку «Произведено в Казахстане».

Никакая система контроля не гарантирует нам защиту от манипуляций и мошенничества, иногда играет роль человеческий фактор. Именно с целью минимизации подобных рисков мы хотим проработать все механизмы включения в реестр.

– Какая ситуация сегодня складывается с индустриальным сертификатом. Она аналогична с существующими другими?

– Индустриальный сертификат – это документ, который подтверж­дает, что бизнес действительно занимается производством продукции на территории Казахстана, сертификат свидетельствует о номенклатуре производства, производственных мощностях предприятия. С 2019 года НПП «Атамекен» выдала более 1 035 индустриальных сертификатов.

Существует ряд проблемных вопросов в данной процедуре, в частности она не оцифрована в полном объеме, не используются данные из других государственных источников, которые могли бы предоставлять важные сведения о количестве сотрудников, потреб­ляемых объемах электрической или тепловой энергии и так далее. В рамках экспертизы можно привлекать только экспертов из аккредитованных в НПП «Атамекен» ассоциаций, и стоимость их услуг может достигать 350 тысяч тенге. Однако ответственность отраслевых экспертов и НПП «Атамекен» не установлена законом. Сама процедура оспаривания законности выданного индустриального сертификата полностью не урегулирована.

Именно в этом причина проведения реформы подтверждения страны происхождения товаров.

– Резюмируя наше интервью, скажите, почему так важны эти поправки сегодня?

– В Послании народу Казахстана «Экономический курс справедливого Казахстана» Президент заявил, что государство обязано защищать отечественных произ­водителей. Это не сигнал для закрытия нашей экономики от внешнего мира, она должна оставаться открытой, но с учетом интересов национального бизнеса. Принимаемый закон является важнейшим элементом поддерж­ки отечественных производителей, мы пересматриваем процедуры и отсекаем тем самым лжеотечественных переработчиков. Все меры государственной поддержки, преимущества в закупках должны доставаться только реально радеющим за страну предпринимателям, которые вложили свой труд, время и финансы в производство.

Вместе с тем механизмы и процедуры должны быть четкими, ясными и понятными. Это ключевой момент в развитии нашей промышленности, которая может получить новый виток развития в связи с принятием данного закона.

Популярное

Все
Возьмите меня в газету!
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Закон Республики Казахстан
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов
В Улгили выпускают стекло жамбылской закалки
День полиции отмечают сегодня в Казахстане
Дожди с градом обрушатся на Казахстан
Свыше полумиллиона алматинцев посетили ярмарки выходного дня с начала года
В Алматы вырос поток иностранных туристов
Эти стены хранят вековую историю
Совбез ООН собрался на экстренное заседание
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Ураган не щадил никого
Факты двойных оплат за штрафы выявили в Павлодарской области
Еще 145 офицеров выпустила Академия гражданской защиты МЧС РК
ИИ возвращает кошек домой
Способность противостоять коррупции должна стать нормой
Минторговли разъяснило введение минимального уровня цен на муку, яйца, масло
20 лет без паспорта прожила казахстанка
Двум казахстанцам вернули зрение путем трансплантации роговицы
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Назначен новый министр обороны Казахстана
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
В Уральске реконструируют набережную
Новая услуга появилась в приложении eGov Mobile
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы

Читайте также

Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
Реформы, доступность, инновации: что меняется в отечественн…
Раимбек Баталов: «Алтын сапа» – не просто награда, а итог в…
Новая архитектура поддержки малого бизнеса

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]