Растущая конкуренция на внутреннем рынке страны заставляет шевелиться представителей туристической отрасли. Да, прошлый сезон стал невероятно тяжелым для этой сферы, показатели отрасли просели практически по всем направлениям, хотя государственная поддержка помогла сохранить инвестиции в инфраструктуру и места размещения. Для отдыхающих принципиально сократилось классическое предложение – поездки за границу в первую очередь, а также длительный отдых в казахстанских локациях. А вот туры выходного дня стали востребованы как никогда.
Но если одни участники сектора ищут нетривиальные подходы в борьбе за местного туриста и предлагают гастротуры, конные походы, посещение пасек, сбор трав, дегустацию фермерских продуктов, то немало и тех, кто просто стрижет «капусту», превращая туры выходного дня не в отдых, а в банальную доставку пассажиров до точки.
Вице-президент Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма Алмас Сетербаев считает, что это направление внутреннего туризма – одно из самых перспективных в стране, но еще не все понимают его особенности и потенциал. Поэтому ассоциация занимается обучением потенциальных участников рынка и заинтересованных казахстанцев.
– Агросельский туризм может дать большой толчок для развития сельских территорий и при этом не требует огромных инвестиций. Возьмем для примера тур одного дня, допустим, из Нур-Султана. Традиционно в этом формате оператор везет туристов в одну достопримечательность или природную локацию. Мы же подключаем к работе сельских жителей, и для начала обучаем их встречать гостей, – рассказывает Алмас. – В Аршалынском направлении есть Белый Яр – уникальная гора, единственная в Акмолинской области белая меловая гора.
По пути к Белому Яру туристы обязательно заезжают на поле к пасечнику, пробуют мед, узнают многое о пчелах, что-то сами пытаются делать на пасеке, пьют чай из самовара.
– На въезде в Белый Яр нас встречают местные бабушки с украинским радушием и колоритом, поют песни, гастрономию свою показывают – там живет украинская диаспора, – продолжает наш собеседник. – На обратном пути заезжаем в село Константиновка – там нас встречает другая бабушка, вместе с которой мы собираем целебные травы и травы для чайных наборов. Заезжаем обедать к чеченской семье – там пробуем национальную кухню. Местный житель начинает зарабатывать на таком сотрудничестве. Конечно, мы показываем туристам ту часть Казахстана, которая интересна и нашим соотечественникам, и иностранным гостям. Можно увидеть всю палитру народных красок тех национальностей, что живут в Казахстане. Немецкая, чувашская кухня. Татарская диаспора хорошо представлена – в Северном Казахстане мы с ней хорошо работаем, гостей встречают по всем обычаям.
В среднем такая поездка для туриста стоит 10 тыс. тенге – с места вас забирают, на место вас привозят, питание, дегустация входят в эту сумму. Сейчас даже есть рассрочки от банков второго уровня. Поскольку на маршруте всегда есть пункт с дополнительной торговлей – заезжают к ремесленникам, кузнецам, мастерицам домашнего текстиля, чтобы прикупить сувениры, утварь или деревенские продукты. Те же мед, сыры горожане берут за дополнительные деньги. Но цены без посредников всегда выгоднее, чем на городских рынках и ярмарках.
Картинка получается очень красивой, и туристы в таких турах действительно отдыхают от городской суеты, лучше узнают страну, заряжаются позитивом и энергией. Только вот есть и обратная сторона медали – сложностей в таком направлении туристической деятельности ой как немало.
К проблемным вопросам Алмас Сетербаев в первую очередь относит взаимодействие с властями. Несмотря на то что развитие агротуризма в целом положительно отражается на жизни сельских территорий, большой поддержки со стороны местных акиматов нет.
– Бывает, нам запрещают проводить совещания с сельскими жителями для разъяснения предложений о сотрудничестве, приезды. Сейчас объясняют это карантинными ограничениями, причем даже тогда, когда мы знаем, что в области нет такого запрета, – продолжает вице-президент ассоциации. – А все потому, что с туристами едут деньги, а власть эти деньги не ощущает. Например, в Ерейментауском районе нам говорят: хотите работать – ставьте пятизвездочную гостиницу. А мы не собираемся ничего строить, мы даем местным жителям работу. Чиновникам же нужны инвестиции для галочки. И еще один минус в том, что с нами едут блогеры – они показывают не только плюсы сельской жизни. Например, в Аршалынском районе в прошлом году дорога не строилась толком, хотя был разыгран тендер, выделены средства. Мы возили в том направлении туристов, в числе которых были журналисты и блогеры. Местные жители пожаловались, и дорогу начали строить. В этом году качество этих работ местных жителей не удовлетворило, и они нам стали звонить, мол, когда вы уже приедете, привозите туристов, пусть они видят. И местные жители видят в этом силу, – рассказывает Алмас.
Второе узкое место в продвижении агросельского туризма – это неготовность самих местных жителей.
– Лично мое мнение – люди стесняются своего быта и не хотят его показывать, – говорит он. – «Мы готовы встречать гостей, когда у нас дома будет евроремонт» – вот что нам говорят сельчане на предложение о сотрудничестве. Кое-как объясняем им, что евроремонт не нужен, наоборот, нужна сельская атмосфера. Конечно, быт не должен быть в упадке, но он и не должен быть городским. Давим на патриотические чувства, но поменять мышление трудно.
И тем не менее дело движется, пусть и не так массово, как хотелось бы. Но те, кто подключаются, сразу ощущают выгоду.
– Возьмем, например, бабушку в Тургае, которая встречает наших гостей: жарит им баурсаки, наливает чай на одной из точек тура выходного дня и т. д. За каждого человека мы платим ей 500 тенге, а обычно в поездке 20–30 человек, – приводит пример эксперт. – Есть места, где мы не находим желающих работать в таком формате, например, в Селетах. В итоге договорились с владелицей местного магазина – она просто подготовила для нас площадку с казаном, и наши туристы сами жарят баурсаки на природе, вспоминают детство в деревне.
Еще один пример. В Тургае есть сыровар Александр, который делает твердые сыры. Молодой человек переехал туда из столицы, продал свою однокомнатную квартиру, ушел с работы в космическом ведомстве, поехал в Тургай за мечтой. К нему теперь тоже приезжают туристы в рамках туров выходного дня.
– В прошлом году мы Александра три дня уговаривали, чтобы он принял гостей. Он говорил, что должен работать в сыроварне, боялся отвлекаться. Но удалось убедить, и пять раз мы свозили к нему гостей. После этого он позвонил, извинился и сообщил, что больше гостей принимать не сможет – у него прилично увеличились объемы продаж, пошли заказы, – делится результатами Алмас. – Но при этом он прекрасно понял, что это связано с тем, что к нему приезжали туристы, которые потом рекомендовали его своим знакомым, поэтому он и пообещал нам основательно приготовиться к встрече гостей уже в этом году. Несмотря на отказ, мы были рады за Александра, и уже в этом году он встречал нас на другом уровне. Ведь благодаря гостям он получил рост узнаваемости и продаж.
Ассоциация активно обучает своих членов из разных регионов страны тому, как организовывать туры, как встречать жителей, находить нишу – будь то фермер, травник, пасечник, плотник, кузнец, простой местный житель и так далее. Сейчас очень активно развивают это направление в СКО.
– На практике поддерживаем людей, в том числе вбиваем их данные в поисковые системы и карты. Первое время, пока не раскрутим маршруты, возим туда туристов сами. Создали для этого туркомпанию. Еще одна сложность – острый дефицит гидов и экскурсоводов, поэтому привлекаем сюда новых людей. Кроме того, мы всю проделанную работу консолидируем и презентуем туроператорам. Но, к сожалению, они практически не откликаются. Даже те, кто не первый год работает по турам одного дня, просто не хотят заезжать по маршрутам в деревни. Например, везут из столицы в Селетинский каньон – и все, туда-обратно, как такси, – с сожалением констатирует Алмас Сетербаев. – И больше половины тех, кто хочет работать в этом направлении и проявляет коммерческий интерес. Они просто услышали о государственной поддержке и выделяемых на внутренний туризм средствах и хотят откусить от этого пирога. Мы объясняем, что речь идет в первую очередь об инфраструктуре, о местах размещения, а в сфере агросельского туризма нужно работать здесь и сейчас.
И в целом стихийность на рынке малого туризма отражается на репутации отрасли и на качестве услуг, которое от массовости предложения не всегда выигрывает.
– Действительно, количество компаний, которые занимаются внутренним туризмом, выросло. Два-три года назад в столице их было пять, сейчас – почти 30. Но по закону работают те же пять. Остальные открывают страничку в Instagram, а если что-то не получается – заводят новые аккаунты. О качестве особо не думают, потому как спрос большой. И зачастую такие однодневки не чувствуют за собой ответственности. Вот, к примеру, из Нур-Султана возят в однодневные туры в Баянаул, а это 800–900 км в один день. Никто не считает энергозатратность такой поездки для туриста. И какой будет здесь сервис? Один раз туда съездишь и больше никогда не захочешь слышать ни про тур выходного дня, ни про Баянаул, ни про казахстанские туристические компании. Или, наоборот, везут человека в Коргалжын якобы на целый день, а в итоге его на часа четыре туда «забрасывают», и турист после такого отношения «сгорает». Хотя, повторюсь, именно сейчас спрос на короткий, недорогой, но интересный отдых внутри родной страны и вокруг родных городов очень высок. Как никогда прежде у нас есть возможность наслаждаться родным Казахстаном.
В Instagram, который давно стал крупной торговой площадкой, предложений о турах выходного дня на самом деле пруд пруди. Многие из них написаны как под копирку: выезд тогда-то, питание такое-то, номера на столько-то человек. Большинство креативом не отличаются и влияют на выбор по принципу «дешевле, чем у других». Но радует, что с каждым днем становится все больше уникальной начинки. Казахстанцам предлагают ловить рыбу и тут же ее готовить, выезжать на гастротуры в Алтай, наслаждаясь природой и аутентичной кухней. Испытать себя в конных походах, совершать водные прогулки на сапбордах и сплавы на байдарках. Казалось бы, ничего нового. Но именно это интересно тем, кто устал от городских будней и хочет путешествовать по своей стране.