Цифровизация против теневой экономики и коррупции

696
Ерлан Тюлюпов, заместитель председателя Комитета казначейства Министерства финансов РК

Болезнь легче предупредить, чем лечить ее последствия. Именно это неписаное правило лежит в основе государственной политики превенции коррупционных правонарушений.

Коллаж: kazpravda.kz/Адильбека Тауекелова

Об «отмывании», «обналичивании», «откатах», к сожалению, можно часто слышать в обиходной речи. И тут следует закономерный вопрос: а как предупреждать коррупцию? Цифровизация – понятие, которое тоже сегодня у всех на слуху. И именно она является одним из основных средств предупреждения коррупционных правонарушений, в первую очередь в области бюджетных процедур.

Как отмечает Президент: «Применение цифровых технологий в системе государственного управления, без всякого сомнения, является ключевым в успехе всей программы «Цифровой Казах­стан». В этом деле нам нужны кардинальные изменения, следует перевести весь документо­оборот полностью в электронный формат…»

Теперь к тому, как видится цифровизация процедур кассового исполнения государственного бюджета – основной функции государственного казначейства Казахстана – в свете предупреж­дения коррупции и теневой экономики.

В этом ключе используется несколько информационных сис­тем, таких как Интегрированная информационная система казначейства (ИИСК), а также информационная система безбумажного документооборота «Казначейство – Клиент» (аналог банковских систем «Банк – Клиент»).

ИИСК – система, реализованная в начале 2000-х годов при поддержке Международного банка реконструкции и развития на базе программного обеспечения фирмы Oracle, на протяжении вот уже свыше 20 лет позволяет бесперебойно и эффективно осуществлять кассовое исполнение государственного бюджета в Казахстане. Экспертное сообщество, как отечественное, так и зарубежное, высоко оценило ИИСК, признав ее уникальной и эффективной информационной системой, о чем свидетельствуют соответствующие международные награды.

Также еще в 2011 году государственное казначейство посредством цифровизации и внедрения ИС «Казначейство – Клиент» перешло на дистанцион­ное обслуживание клиентов (свыше 40 тыс. пользователей из 15 241 госучреж­дения и отдельных субъектов предпринимательства) на всех уровнях административно-территориального управления нашей страны, что позволило увеличить скорость обслуживания, уменьшить административные барьеры и количество возвратов из-за ошибок человеческого фактора, сократить бумажные, временные и транс­портные затраты и, конечно же, исключить коррупциогенные рис­ки в деятельности органов казначейства вследствие отказа от прямого контакта с клиентами.

На сегодня в Казахстане сущест­вует четырехуровневая бюджетная система. Каждому уровню бюджета, а также внебюджетным источникам в ИИСК присвоен собственный контрольный счет наличности. Тут отражаются все операции по поступлениям и расходам. Посредством ИИСК и ИС «Казначейство – Клиент» государственное казначейство осуществляет текущий контроль, который заключается в предварительной проверке обязательств государственных учреждений и платежей из бюджета на:

1) наличие подтверждающих документов (заключение экспертиз по проектно-сметной документации, акты выполненных работ, счета-фактуры, акты приемки объектов в эксплуатацию и пр.);

2) соответствие оформления финансовых документов требованиям действующего законодательства (бюджетного и о государственных закупках);

3) целевое использование в соответствии с Единой бюджетной классификацией и на наличие бюджетных средств в планах финансирования.

В данное время для успешной реализации задач текущего контроля, в том числе в целях предотвращения бюджетных нарушений, информационные системы государственного казначейства имеют внешнюю интеграцию с шестью информационными сис­темами: «Государственное планирование», «Централизованные унифицированные лицевые счета» (система органов госдоходов), «Электронные счета-фактуры», «Электронные государственные закупки», «е-Минфин» и системой Национального удостоверяющего центра.

С начала 2023 года государственным казначейством и его территориальными органами в рамках текущего контроля предотвращено 135 211 различных нарушений законодательства на сумму в несколько сотен миллиардов тенге. Конечно, нельзя сказать, что каждое финансовое нарушение, выявленное в ходе текущего казначейского контроля, имело коррупционный умысел и последствия, но в том и состоит профилактический эффект казначейского контроля, а именно – в поддержании финансовой и бюджетной дисциплины, без которой статистика коррупцион­ных правонарушений была бы совсем иной.

Особо следует отметить, что в целях недопущения неправомерного обналичивания бюджетных средств при строительстве реализуется казначейское сопровождение – деятельность по осуществлению текущего контроля за целевым использованием средств, выделенных на реализацию бюджетных инвес­тиционных проектов, а также полнотой уплаты налогов и других платежей в бюджет участниками бюджетного инвестиционного проекта – генеральным подрядчиком и субподрядчиком на всех этапах проведения платежей через контрольные счета наличности, открытых в органах государственного казначейства.

Об эффективности казначейского сопровождения свидетельст­вует тот факт, что за период действия данного проекта – с 2017 года – правоохранительными органами не заявлено ни об одном факте незаконного обналичивания бюджетных средств при строительстве по объектам, подлежавшим казначейскому сопровождению.

В настоящее время в Казахстане обсуждается идея перехода на более высокий уровень цифровизации и интеграции бюджетного процесса, а именно – создание единой Интегрированной системы управления государственными финансами (ИСУГФ).

Ноу-хау от внедрения ИСУГФ состоит в сквозном процессе планирования и исполнения государственного бюджета, что позволит участникам бюджетного процесса на всех уровнях административного устройства согласовано осуществлять процедуры по формированию планов финансирования, начиная с ввода бюджетных заявок, дальнейшему составлению, утверждению и исполнению соответствующего бюджета, а также автоматизировать большую часть бюджетного процесса. Для этого информацион­ным системам государственного казначейства необходима более тесная интеграция в первую очередь с действующими информационными системами «Государственное планирование» и «Электронные государственные закупки».

Таким образом, процедуры планирования и исполнения государственного бюджета будут доступны в онлайн-режиме, что позволит осуществлять предварительный контроль уже на стадии планирования (ex-ante), а не на стадии исполнения (ex-post), как это делается сейчас. Кроме того, данное новшество повысит транспарентность бюджетного процесса для всех заинтересованных лиц и общественности, что является одним из важнейших шагов в деле профилактики коррупционных нарушений, а также признаком демократизации общества.

Ожидаемые результаты от реа­лизации ИСУГФ в Казахстане:

1) повышение эффективности и прозрачности исполнения госбюджета;

2) интеграция информацион­ных систем и автоматизация бизнес-процессов государства с высвобождением трудовых и прочих ресурсов для оптимизации государственного аппарата;

3) своевременное и оперативное предупреждение финансовых нарушений и устранение факторов, способствующих совершению коррупционных правонарушений, а также противодействие теневой экономике.

Из опыта стран, уже реализовавших ИСУГФ (например, Южная Корея), следует, что в ее основе находится центральная информационная система казначейства, осуществляющая такие функции исполнения бюджета, как учет платежей, выполнение обязательств, управление ликвидностью, общая бухгалтерия и финансовая отчетность наряду с подготовкой финансовых планов, управление задолженностью и государственными инвестициями.

С ИСУГФ Южной Кореи интегрированы периферийные системы: управления персоналом⁄заработной платой, администрирования доходов (налогов и пошлин), государственных закупок, управления запасами и имуществом, и управленческой информацией. Внедрение ИСУГФ позволило стране в значительной степени стандартизировать и оптимизировать процедуры планирования, исполнения, отчетности и аудита государственного бюджета.

Как результат, к примеру, время государственных закупок в Южной Корее сократилось до нескольких дней (для сравнения: в Казахстане конкурсы длятся от 1,5 месяца и дольше), процедуры закупок осуществляются максимально прозрачно в онлайн-режиме: доступ имеют все заинтересованные лица, автоматически просчитывается квалификация потенциальных поставщиков без повтора одних и тех же процедур в будущем, осуществляется проверка поставщиков на добросовестность по налогам и прочим обязательствам.

Резюмируя, необходимо отметить, что цифровизация не панацея от таких болезней общества и государства, как коррупция и теневой бизнес, скорее – одно из средств, с помощью которого можно предотвратить многие причины возникновения этого зла.

Не менее важным и эффективным в деле превенции корруп­цион­ных нарушений было и остается изменение менталитета и культивирование в обществе духа уважения законов и нетерпимости к проявлениям коррупции. Ведь, как показывает международный опыт, в странах с высокой правовой культурой отсутствует необходимость в тотальной цифровизации административных (в том числе бюджетных) процессов, управлять которыми можно и без сложных и дорогостоящих информационных систем, но это уже тема для отдельной статьи…

Популярное

Все
Казахстан ограничил вывоз картофеля в третьи страны на полгода
Биатлонист Никита Акимов принес Казахстану третье золото Универсиады
В столице взлетела цена на картофель: что говорят в акимате
Горжусь тем, что говорю по-казахски
Торговые сети завышали цены на картофель – Минторговли
Кызылорда – наша гордость, слава, история
Январская клубника созрела в Туркестанской области
Счетчик есть, но его как бы нет
Игроман перерезал горло своим родственникам в Астане
В столице наладили выпуск «дождевалок»
Свыше 12 млн казахстанцев обещает обеспечить газом Минэнерго в 2025 году
Всемирный экономический форум проходит в Давосе
Как молодежь Астаны может переехать из арендного жилья в собственное
6,4 млн штук молоди рыбы спасено в Атырауской области
Регионы с общими климатическими проблемами должны сотрудничать для их решения
Десантники спасли поселок от затопления в Алматинской области
Транснациональную ОПГ задержали в Жетісу
Как поменять пищевые привычки детей?
Глава Минздрава обсудила с верховным муфтием вопросы донорства и вакцинации
Казахстан подал заявку на проведение чемпионата мира по настольному теннису
Поздравление Главы государства Касым-Жомарта Токаева с Новым 2025 годом
Закон РК О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях
Год единства и созидания
Закон Республики Казахстан
Смогут ли «Жетысу» и «Семей» настичь «Кайрат»?
Как изменятся пенсии и пособия в Казахстане в 2025 году
МВД обратилось к казахстанским водителям
В МВД разъяснили нормы, запрещающие прогревать авто во дворах
Новые госнаграды появились в Казахстане
Сигареты подорожают в РК
Путин извинился перед Алиевым за инцидент в небе над Актау
Главы государств и международных организаций поздравляют Токаева с Новым годом
Смертельная авария произошла на трассе в Павлодарской области
Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Шымкент – Алматы
Паспорта и удостоверения личности попробуют выдавать через терминалы
Депутат высказалась об ажиотаже вокруг прогрева авто во дворах
Умную мусорную корзину изобрел школьник из Астаны
На 20% вырастет зарплата отдельных категорий гражданских служащих в 2025 году
Зимнее содержание дорог не выдерживает критики
«Черные ящики» разбившегося в Актау самолета будут расшифровывать в Бразилии

Читайте также

Жизненный путь Толеша Каудырова – пример для современников
На любой кошелек
Сто тенге. И точка!
Картофельный бум пошел на спад

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]