Утекает бензин мимо розницы

8070
Любовь Доброта, Шымкент

Брать пробы из всех железнодорожных цистерн с горючим, отправляемых на экспорт, устанавливать контрольные приборы учета на нефтебазах – так предлагают бороться с дефицитом топлива на юге.

Очередной нехваткой горючего на АЗС сегодня озабочены не только владельцы автозаправочных станций. Этот вопрос волнует также руководство города. Ситуацией заинтересовались и в департаменте экономических расследований, решив проанализировать положение, сложившееся с обеспечением АЗС дизельным топливом и бензином, и причинами перманентно возникающих перебоев с их поставками для розничной продажи.

Владельцы АЗС время от времени обращают внимание на то, что компания, поставляющая им топливо с местного НПЗ, отпускает его в ограниченном объеме. Зато у посредников та же солярка есть всегда, вот только цена на нее выше.

Предприниматель Байлар Бекжанов утверждает, что перебои начались еще в июле. При этом купить дизтопливо через посредников можно в неограниченном объеме. Причем по той же цене, что и на АЗС – 230 тенге за литр, а то и на несколько тенге дешевле. А значит, при таком раскладе торговли не будет, потому что никто не станет это делать себе в убыток. Вот и предприниматель говорит, что приостановил работу АЗС, пока ситуация не утрясется.

Заместитель акима Шымкента Айбек Саттибаев говорит, что ежедневно по городу в рейды выходят мониторинговые группы, контролирующие цены на нефтепродукты. Средняя цена на бензин марки АИ-92 сложилась на уровне 172 тенге, на АИ-95 – 205 тенге, стоимость солярки в среднем – 224 тенге. Это на шесть тенге ниже официально установленной для Шымкента стоимости в 230 тенге.

– В Шымкенте нет дефицита бензина и дизельного топлива, – комментирует ситуацию Айбек Саттибаев. – При этом не совсем понятно, почему тогда некоторые АЗС не могут получить оговоренные объемы горючего для розничной реализации? Мы поднимали этот вопрос, пытались разобраться и переадресовали его в столицу. Многие бизнесмены жалуются на поставщиков, отказывающих в необходимых им объемах топлива, но это уже не в компетенции акимата.

Для миллионного Шымкента ежемесячная потребность в дизельном топливе составляет 42 тыс. тонн. Его продажей занимается 120 физических и юридических лиц. Еще 75 субъектов предпринимательства зарабатывают розничной торговлей на 190 АЗС.

Те из них, кто испытывает дефицит топлива, жалуются не только в акимат, но и департамент экономических расследований (ДЭР) по Шымкенту. Его сотрудники изучили расклад на рынке торговли ГСМ и считают, что нехватка горючего для розничной продажи создана искусственно. И так же, как и владельцы АЗС, склонны винить в этом недобросовестных посредников, в распоряжении которых нет ни нефтебаз, ни АЗС, но зато есть доступ к большим объемам ГСМ.

По информации и. о. начальника оперативного управления ДЭР Шымкента Даурена Тургынбая, только 16% от общего объема бензина, который выпускает местный нефтеперерабатывающий завод, продается на АЗС города. В месяц около 20–25 тыс. тонн. При этом на долю дизтоплива приходится 19%, или 18–20 тыс. тонн в месяц. Оставшийся объем отправляется либо в другие регионы, либо в соседние страны...

– Доминант на рынке нефтепродуктов у нас – компания «Петросан», в руках которой сосредоточено почти 80% топлива, выпускаемого НПЗ, – дает расклад Даурен Тургынбай. – Мы провели анализ роботы компании и выявили нарушения. Сейчас несколько предпринимателей обратились к нам с жалобой. Крупные игроки получали горючее сполна, а мелким его действительно не додавали. Почему и кто за это должен понести ответственность – проверка установит.

Также сотрудники ДЭР считают, что у них есть веские основания утверждать, что под видом разрешенного к экспорту мазута за границу цистернами вывозится дизтопливо, а также бензин марок АИ-92 и АИ-95.

Чтобы покончить с этим «параллельным потоком», придется брать пробы из каждой емкости, пересекающей границу, но это нереально, поскольку такие действия будут считаться прямым вмешательством в работу малого и среднего бизнеса.

– На днях мы брали пробу и обнаружили бензин, запрещенный к вывозу, – говорит заместитель руководителя ДЭР Шымкента Руслан Данаев. – Таков один из свежих примеров откровенного обмана, к которому прибегают жуликоватые дельцы, чтобы переправить запрещенное к вывозу горючее через границу.

– Мы можем проверять емкости в случае, если есть данные оперативно-розыскных мероприятий. Считаем, что выходом из ситуации могла бы стать проверка всех емкостей при их опломбировании, а также установка контрольных приборов учета на всех нефтебазах.

Популярное

Все
Мир, который принимает тебя
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Путешествие в закулисье
Факультету журналистики ЕНУ – 15 лет
Рыбаки приветствуют путешественников
Библиотеки нового поколения
Рейды против загрязнения города
Распоряжение Главы государства о назначении
Прощай, Владимир Иванович!
В объективе камеры – глубинка
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
Ведущие нейрохирурги мира собрались в Астане
Территория впечатлений
Указ Президента Республики Казахстан о назначении
Интерпретировать, объяснять, расставлять акценты
Указ Президента Республики Казахстан О мерах по совершенствованию системы государственного управления
Обсуждены вопросы коллективной безопасности
Закон Республики Казахстан О фондах целевого капитала и эндаумент-фондах (целевых капиталах)
Закон Республики Казахстан О территориальной обороне Республики Казахстан
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
Введена в строй новая подстанция
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Казахстан ввёл запрет на полёты над шестью странами Ближнего Востока
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

Почти 17 млрд тенге неэффективно потратили на подготовку сп…
За последние три года свыше 780 новых компаний вышли на вне…
В этом году из Атырауской области экспортировано около 2 80…
Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении респуб…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]