Инфляция
Традиционно важнейшим индикатором самочувствия не только финансовой системы, но и экономики в целом считается уровень инфляции. По итогам прошлого года рост потребительских цен составил 5,4%. Таким образом, данный показатель на 0,1 процентного пункта превысил уровень инфляции в 2018 году, но уложился внутри целевого коридора в 4–6%.
Наибольший вклад в инфляцию внесли продовольственные товары, подорожавшие на 9,6% преимущественно за счет хлебобулочных изделий и круп – на 16,1%, а также мяса и мясопродуктов – на 13,2%. Рост цен на непродовольственные товары и платные услуги был умеренным. Эти факты наглядно свидетельствуют о том, что обеспечение стабильной инфляции хоть и является главной задачей Национального банка, но в значительной степени зависит от факторов, не относящихся к монетарной политике.
Сохранение инфляции в целевом коридоре в 2020 году будет зависеть от согласованности работы Нацбанка и Правительства, как это было закреплено в соответствующем соглашении, заключенном весной 2019-го. В частности, известно, что для борьбы со спекулятивным ростом цен на мясную продукцию ожидается введение запрета на экспорт живого скота за рубеж.
Между тем давление на уровень цен может оказать рынок зерна. По информации Зернового союза Казахстана, неблагоприятные погодные условия – сильная засуха в основной вегетационный период с апреля по июль и чрезмерный уровень осадков в августе-сентябре – негативно повлияли на качество урожая зерновых в прошлом году.
Обменный курс и резервы
Валютная политика и состояние обменного курса тенге всегда находятся в центре общественного внимания.
На протяжении прошлого года курс тенге пребывал в достаточно узком диапазоне шириной 4,5% (в пределах 373–390 тенге за доллар США) по сравнению с коридором в 21% в 2018-м. За 2019-й тенге укрепился на 0,4% до 382,6 тенге за доллар, тогда как в 2018-м он ослаб на 15,6%.
Несмотря на нестабильность ситуации на внешних рынках, снижение среднегодовой цены на нефть с 71,7 доллара за баррель в 2018-м до 64,2 доллара в 2019 году, валовые международные резервы в прошлом году увеличились на 2,3% и составили 91 млрд долларов. В том числе золотовалютные резервы – 29 млрд, активы Нацфонда – 61,9 млрд долларов.
Между тем дефицит текущего счета платежного баланса за 9 месяцев 2019 года составил 4,3 млрд долларов в сравнении с дефицитом в 1,8 млрд долларов в аналогичном периоде 2018-го. Увеличение отрицательного сальдо текущего счета обусловлено ростом импорта на 2,7 млрд долларов вследствие увеличения ввоза непродовольственных и инвестиционных товаров.
Кроме того, дефицит был также связан со снижением экспорта товаров на 900 млн долларов из-за более низких цен на нефть.
Депозиты и кредиты
Укрепление тенге ожидаемо повысило спрос на депозиты в национальной валюте.
По информации Национального банка, за минувший год депозиты в тенге увеличились на 13,1% до 10,8 трлн тенге, тогда как в иностранной валюте снизились на 8,7% – до 8,2 трлн тенге. В результате долларизация депозитов снизилась с 48,4% в декабре 2018-го до 43,1% – в декабре 2019 года.
Среди тенденций кредитования прошлого года выделяется опережающий рост портфеля долгосрочных кредитов на 6,5%, или 718 млрд тенге, до 11,8 трлн тенге. В целом кредиты экономике к концу 2019 года составили 13,9 трлн тенге, увеличившись за год на 5,9%.
При этом, как отметил в своем выступлении на расширенном заседании Правительства глава Нацбанка Ерболат Досаев, продолжает повышаться ценовая доступность кредитных ресурсов – ставка по тенговым кредитам для бизнеса снизилась до 12% в среднем за 2019 год по сравнению с 12,4% в 2018-м.
Вместе с тем Нацбанк признает, что основной рост кредитного портфеля в прошлом году был связан с расширением потребительского кредитования, которое увеличилось на 26,9%.
Для предотвращения «надувания пузыря» на рынке беззалоговых займов, который мог бы угрожать в перспективе стабильности всей финансовой системы, в 2019 году был принят комплекс мер регуляторного характера. В частности, повышены требования к капиталу банков второго уровня, выдающих такие займы, введены запреты на начисление штрафов и комиссий при просрочке по займу свыше 90 дней, запрет на предоставление займов гражданам с доходами ниже прожиточного минимума.
Нацбанк рассчитывает, что эти меры позволят сделать развитие кредитного рынка более сбалансированным.
Проверка на прочность
Перед передачей надзорных полномочий вновь созданному Агентству по регулированию и развитию финансового рынка Национальный банк провел в 2019 году первую в истории страны независимую оценку качества активов банков второго уровня. Оценка проводилась в соответствии с методологией Европейского Центрального банка и затронула 14 крупнейших институтов, на долю которых приходится 87% активов и 90% ссудного портфеля.
В конце декабря 2019 года был завершен первый этап оценки, по итогам которой Нацбанк сообщил, что на консолидированном уровне у казахстанских банков дефицита капитала не наблюдается. В настоящее время ведутся работы с банками второго уровня в рамках второго этапа, предполагающего подготовку индивидуальных планов корректирующих мер.
Как ожидается, по итогам оценки качества активов БВУ будут приняты меры по повышению их устойчивости и выставлены требования по дополнительной капитализации и улучшению системы управления рисками.
Планы на 2020 год
Передав часть своих функций Агентству по регулированию и развитию финансового рынка в рамках обеспечения финансовой стабильности в 2020 году, основные усилия Нацбанк направит на реализацию таких задач, как проведение эффективной денежно-кредитной и валютной политики, формирование условий для создания современной платежной инфраструктуры и ряд других задач.
Ожидается, что до конца первого квартала будет завершена разработка проекта Стратегии денежно-кредитной политики до 2030 года. Ее осуществление предполагается в два этапа – первый будет синхронизирован со Стратегическим планом страны до 2025 года. Второй – предполагает решение долгосрочных задач по полноценному внедрению политики инфляционного таргетирования.
Как сообщил Ерболат Досаев на расширенном заседании Правительства, на 2020 год Нацбанк ставит задачу по снижению инфляции до уровня ближе к нижней границе целевого коридора в 4–6%.
По мнению главы Нацбанка, усилия со стороны Правительства и местных исполнительных органов должны быть направлены в первую очередь на повышение конкуренции на продовольственных рынках и эффективном контроле тарифов. Это должно создать предпосылки для смягчения денежно-кредитных условий в целях обеспечения нейтральности базовой ставки на уровне 3–3,5% в реальном выражении.
В области валютной политики Нацбанк сохранит режим свободно плавающего обменного курса, который является наиболее эффективным инструментом абсорбирования рисков внутреннего и внешнего происхождения для обменного курса. Для повышения прозрачности и доверия к проводимой политике в 2020 году Нацбанк на регулярной основе будет публиковать объемы выделенных трансфертов и проведенных конвертаций активов из Национального фонда на валютном рынке.
Ситуация с валютным курсом в 2020 году в значительной степени будет зависеть от внешних факторов. Огромное влияние на мировую экономику может оказать распространение нового типа коронавируса в Китае.
Ожидаемое замедление роста китайской экономики приведет к уменьшению спроса на многие сырьевые товары, а также снижению цен на них. Эта ситуация окажет давление на валюты развивающихся стран и в первую очередь стран – экспортеров сырья.
Остается надеяться, что данная ситуация будет как можно скорее взята под контроль, и распространение нового вируса не станет «черным лебедем» для глобальной экономики.