В Национальный музей из коллекции Костанайского областного историко-краеведческого музея передан знаменитый «Тобольский мыслитель».
А история экспоната такова.
В 1976 году на правом берегу реки Тобол неподалеку от Костаная было найдено каменное изваяние – сидящий обнаженный человек смотрит на небо.
Механизаторы пригородного совхоза «Мичуринский» обнаружили скульптуру при вспашке земли бульдозером. Бригадир Виктор Елисеев передал ее в костанайский историко-краеведческий музей.
На место обнаружения скульптуры выехали археологи Геннадий Зданович и Анатолий Плешаков. Учитывая топографию местности, отсутствие характерных для культурного слоя находок и найденный поблизости ладьевидный каменный терочник, они пришли к выводу, что здесь был могильник или жертвенный холм.
Находка относится к виду сидящих антропоморфных скульптур лесостепной Азии и датируется концом III – началом II тыс. до н. э. Она выполнена из серовато-коричневого крупнозернистого камня: по первоначальному определению археологов – гранита, по последующему определению старшего геолога объединения «Севказгеология» Юрия Рылова – «песчаника». Высота изделия 20,2 см, вес – 4 кг, сохранность хорошая, зафиксирован ряд мелких сколов и отбито основание правой ноги.
Каменная антропоморфная скульптура выполнена в технике пикетажа в сочетании с подшлифовкой. Скульптура изображает сидящего мужчину, его крупная, поданная вперед голова низко посажена на короткую массивную шею. Лицо обращено вверх. Крупный высокий нос, тяжелый волевой подбородок, губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть кажется особенно массивной из-за подчеркнутых желваков.
Примечательно, что глазницы занимают почти половину лица и показаны двумя округлыми выемками с выпуклым краем. Кривизна выемок рассчитана таким образом, что при ровном дневном свете возникает иллюзия полузакрытых глаз. Впечатление взгляда создается падающей тенью. С изменением освещения направление взгляда меняется.
Во всем облике прослеживается нарочитое несоблюдение пропорций, но вся асимметрия очень тонко уравновешена: например, голова слабо наклонена в одну сторону, а само лицо немного развернуто в другую.
Особую роль играет фактура камня. Разносортные зерна породы, в том числе и поблескивающего кварцита, при шлифовке выкрашивались, образуя неровную, тускло мерцающую поверхность, что еще более усиливает иллюзию скрытого движения фигуры. В работе древнего скульптора чувствуются глубокое знание анатомии, мастерское умение обработки камня и удивительный профессионализм в стилизации изображения.
Если присмотреться к экспонату, можно заметить, что «мыслитель» держит в руках какой-то овальный предмет с ручкой. В 2020 году в статье костанайской региональной «Нашей газеты» «На что устремил взор «мыслитель»?» исследователь торгайских геоглифов Дмитрий Дей предположил, что этот предмет может оказаться бубном. Возможно, «Тобольский мыслитель» ждал появления звезд в определенных точках горизонта, на которые указывали геоглифы, обозначая начало миграции сайги, и при его помощи подавал сигнал своему племени.
К слову, Национальный банк РК не так давно выпустил коллекционные монеты с «Тобольским мыслителем». А год назад вдохновленный искусно выполненной работой костанайский скульптор Егор Кислицын создал ее большую копию и даже нанес на поверхность статуи петроглифы.
Добавим, что спустя 10 лет неподалеку от первой находки был найден второй «мыслитель», однако эта скульптура значительно уступает первой в мастерстве и выглядит как незаконченное творение. А «Тобольский мыслитель» признан национальным достоянием и разместился в одном из залов Национального музея, неизменно привлекая внимание его посетителей.