Первые месяцы работы адмюстиции показали, что суды все чаще выносят решения в пользу граждан, а не госорганов.
На пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций председатель судебной коллегии по административным делам Верховного суда Канат Мусин проинформировал о первых итогах адмюстиции и ходе судебного реформирования.
Напомним, с 1 июля вступил в силу Административный процедурно-процессуальный кодекс. В первую очередь задача административных судов – защита прав юридических и физических лиц в спорах с государством. Особенностью нового процесса является возможность примириться с административным органом, должностным лицом – такого раньше в действующем законодательстве не было.
Председатель судебной коллегии также сделал акцент на том, что если человек спорил с государством, то чаще всего проигрывал. В прошлом процент побед не превышал 15%.
– Сейчас мы наблюдаем, что примирение находит отклик у населения и представителей госорганов. Всего за прошедшие четыре месяца примирением было окончено 546 дел, то есть судьи утвердили 546 мировых соглашений, по которым госорганы возвращались к вопросу о реализации права гражданина и отменяли свои акты, ущемлявшие права граждан, – сказал Канат Мусин.
В пример спикер привел недавний спор между общественным объединением и министерством. В итоге примирения объединение отказалось от своего иска, а ведомство включило его в список для участия в конкурсе среди НПО.
Между тем за четыре месяца в рамках адмюстиции судами вынесено 2 206 решений.
– Процент удовлетворенных требований составил 46%, то есть почти в половине случаев граждане победили в споре. Это говорит о том, что новые принципы, которые заложены в Административном процедурно-процессуальном кодексе, такие как активная роль суда, принцип приоритета прав, обязанность государственных органов доказать законность и обоснованность своих актов или действий, охрана права на доверие и другие принципы работают, и работают эффективно, – подчеркнул председатель судебной коллегии.
Он отметил, что немаловажным институтом в административном процессе является новый инструмент денежного взыскания, которого ранее в законодательстве не было. По его словам, этот инструмент существенно дисциплинирует участников процесса, в том числе и госорганы.
– Всего за четыре месяца судьями было наложено 175 денежных взысканий. Общая сумма взысканий составила почти 6 миллионов тенге, из них около 5 миллионов тенге уже поступили в бюджет. Особенностью этого взыскания является то, что его можно обжаловать решением суда. Поэтому сейчас ответчики и госорганы стали более дисциплинированными, ведь сумма денежных взысканий начинается от 10 и достигает 100 МРП. Это довольно серьезные деньги, которые заставляют задуматься над тем, как правильно следует действовать, – пояснил представитель Верховного суда РК.
За это время на сотрудников госорганов и местных исполнительных органов в целом судами наложено 97 денежных взысканий. Причем речь идет не о рядовых сотрудниках: в числе ответчиков председатель комитета одного из министерств, руководитель департамента внутреннего госаудита, департамента госдоходов, департамента полиции и другие. На сотрудников акиматов было наложено 58 денежных взысканий, в том числе на шестерых акимов городов, пятерых акимов районов и трех руководителей аппаратов.
Также председатель судебной коллегии по административным делам Верховного суда РК напомнил, что работа по совершенствованию судейского корпуса ведется на постоянной основе. По его словам, по состоянию на 1 июля 2021 года по отрицательным мотивам были освобождены шесть судей. За последние 4 года, начиная с 2018 года – 60 человек. С 2013 по 2017 год по этим основаниям освобождены от занимаемой должности 45 судей.
При этом важно отметить и объективность подхода к рассмотрению уголовных дел: с 1 июля поступило более 9 тыс. исков, вынесено более 2 тыс. решений по ним, и в 46% госорганы проиграли. За шесть месяцев текущего года было вынесено 113 оправдательных приговоров, в том числе 66 из них по тяжким и 6 по особо тяжким преступлениям. То есть более чем в 70 случаях лица, которые обвинялись в совершении таких преступлений, были признаны невиновными.