Дороги, которые мы выбираем…

704
Досжан Айту
Железный поток

Стремительная пульсация жизненной активности, свойственная всем городам мира, характерна и для нашей столицы, которая с каждым годом растет и вширь, и ввысь, обретая с легкой руки градостроителей, зодчих, ваятелей и просто доброжелателей контуры мегаполиса. Между тем влияние, оказываемое крупными городами на уровень жизни общества, значительно больше, чем может указывать на это статистика. Главный город страны – это не только территория проживания определенной доли населения, но и центр, откуда управляется вся полноценная жизнь государства, эпицентр, вовлекающий в свою орбиту вращения регионы и задающий им соответствующий импульс социально-экономической активности. И немудрено, что во многих передовых начинаниях и трендах столицы, как правило, задают тон перифериям.

Астана – новый город. И не исключено, что приезжий интурист, уставший в своих краях от тесноты, суеты и духоты старых городов, ожидает увидеть здесь, кроме современных зданий, нечто продвинутое и новое в решении проблемы узких дорог и всплес­ков артериального давления на каждом горячем перекрестке. Отсюда возникает вопрос, какой полезный пример может показать Астана другим регионам или даже странам в плане решения вопросов дорожно-транспорт­ной инфраструктуры? Например, Алматы с неких пор целенаправленно и верно идет по пути создания принципиально новой системы автодорог с кольцевыми и полукольцевыми развязками, подземными и надземными переходами, а в столичной прак­тике об этом, похоже, и речи нет. Была, правда, некая надежда на «умные» светофоры, да и та развеялась, словно дым, после того как стало очевидным, что даже самые продвинутые приборы не способны справиться с беснующейся массой по имени «железный поток». Но кто сказал, что светофоры, пусть даже изрядно напичканные программами, смогут разрулить тупиковую ситуа­цию на дорогах города, если с этим не могут справиться и сами регулировщики? Последние, как дирижеры симфонических оркест­ров, часто машут палочками посреди перекрестков, пытаясь настроить гулкую автостраду на мажорный лад. Но, пытаясь снять нагрузку в одном направлении за счет режима ожидания других потоков, они тем самым только усугубляют ситуацию с заторами на перекрестках. Словом, путь к истине и тут вымощен парадоксами…

Недавно вице-министр по инвестициям и развитию Роман Скляр заявил: «Мы проводили ряд международных мероприя­тий, которые показали слабую эффективность уличной дорожной сети Астаны. В соответствии с данным опытом акимат строит свои планы по реконструкции автомобильных дорог…»

Выходит, чтобы убедиться в том, что дороги в столице не соответствуют требованиям времени и не вписываются ни в какие ворота современных трендов безопасности и высокой пропускной способности, нужно обязательно взглянуть на это с высоты Эйфелевой башни. Понятно, что в рамках обмена опытом мы колесим по всему миру, причем давно, но ведь проблема состоит в том, что, кроме замены одних «планов реконструкции автодорог» другими, ничего кардинального в этой сфере не происходит.

Между тем Астана, как большой океан, притягивает к себе многие векторы внутренних и внешних миграционных потоков. И поскольку этот процесс необратим в силу невероятности замедления динамики сельской миграции, роста туристической и другой привлекательности столицы, то в среднесрочной перспективе каж­дая упущенная возможность в дорожно-транспортной системе города будет выливаться во множество Х-факторов. При этом для старой части города уже сегодня становятся проблематичными ее узкие улочки со светофорами на каждом переулке, стопорящими движение автотранспортных потоков и все больше противоречащими динамизму современной столицы.

По мнению специалистов-проектировщиков, для старой части города перспективы развития улиц в новом формате с меньшим числом светофоров за счет строительства подземных и надземных пешеходных переходов сегодня практически равны нулю. Из-за того, что в свое время не было обеспечено четкое соблюдение красных линий, очерчивающих уличную зону в расчете на длительную перспективу, старая часть города лишена такой возможности. В этом смысле почти на всех улицах правобережной Астаны сегодня наблюдается полная сумятица. И там, где по логике вещей должна проходить часть дороги или тротуар с зеленой бульварной полосой, парадоксальным образом громоздятся жилые, торгово-развлекательные и прочие здания. Спрашивается, как такое могло произойти?

По мнению инженеров-проектировщиков, все проекты дорожного строительства в старой части города разрабатывались по старым стандартам и нормам, подогнанным под «узкий» формат. И они до сих пор остаются неизменными. Поэтому сегодня при проектировании каких-либо уличных работ приходится руководствоваться именно этими, а не иными нормами, продолжая наводить лоск, а не должный порядок вещей. Например, уже ничего не изменить в сложившемся формате таких улиц, как Республика, Сарыарка и Валиханова, которые являются основными артериями, ведущими на левобережье, и на которых вечно возникают транспортные «тромбы». Для того чтобы строить на этих улицах современные развязки или элементарные подземные и надземные переходы, нужно что-то сносить, переносить, перестраивать. Но как снесешь здания, которые уже стоят там, как горные кряжи на пути идущих караванов?

– На правобережье разгрузить ситуацию можно только одним способом – путем сноса старых кварталов и частного сектора. Застройка этих территорий должна предусматривать проектирование улиц по современным стандартам, с закладкой широких периметров красных линий в расчете на 100 и более лет развития, – отмечают эксперты.

При этом необходима комплекс­ная, а не точечная застройка, которая на деле не оставляет места для инфраструктуры: детских садов, школ, больниц, дорог и уж тем более – скверов и аллей.

Улицы разбитых фонарей

В настоящее время в мире немало достойных примеров развития дорожно-транспортной инфраструктуры городов, но скопировать какую-либо модель и применить это в своей практике невозможно. Тем не менее важно достичь компромисса между старым и новым форматом градостроения, между «конными» и «пешими», поскольку мегаполисы – это в первую очередь люди, а не только транспортные потоки и коммерческие интересы бизнеса.

Как известно, в Астане 8 транс­портных развязок, 7 подземных и 4 надземных пешеходных перехода, построенных еще в годы массовой застройки столицы. На остальных участках городского движения проезд транспорта и пешеходные переходы обеспечиваются традиционными способами – светофорами и дорожными знаками. Последние, с учетом высоких скоростей на дорогах, являются зонами высокой вероятности ДТП и риска для жизни и здоровья пешеходов.

Согласно данным статистики, в 2015 году на дорогах страны зарегистрировано 18 890 случаев ДТП, в результате которых ранены 24 055 человек, погибли 2 453 человека. В том же году в Астане произошло 694 случая ДТП. При этом увечья получил 761 человек, погибли 57 человек.

Городской автотранспортный поток давно стал синонимом не только скорости и комфорта, но и смертельной опасности для тех, кто ступает по жизни в пешем порядке. И если раньше советские типы автомобилей еще могли позволять непоседливым пешеходам перебегать улицу в неположенном месте, то теперь, когда на трассах господствуют высокоскоростные иномарки, подобные трюки зачастую заканчиваются трагически для дорожных «перебежчиков». Таких случаев немало, и здесь мы не хотим вторить сайтам, собирающим подобную пенку с поверхности нашей незамысловатой действительности, а укажем лишь на корень зла.

Так или иначе, но в том, что автомобиль сегодня – это не только средство передвижения, но еще и действенное орудие убийства, сомневаться не приходится. Наверное, даже локальные войны не уносят столько человеческих жизней за один год, сколько этого происходит в результате дорожно-транспортных столкновений и гибели людей под колесами мчащихся автомобилей. И тут, очевидно, дело обстоит не только в недостатке культуры вождения, лихачестве, дорожном хамстве и прочих гримасах современной «наэлектризованной» автострады, но и в некой большей причине, связанной с несовершенством дорожных систем наших городов, основанных на допотопных стандартах и моделях.

Проезжая часть городских улиц – это зона сплошного и скоростного движения автотранс­порта, который в общей массе подобен стремительной горной лавине. И потому этот безудерж­ный поток сегодня вступает в противоречие с существующим положением вещей на дорогах – светофорами, пешеходными «зеб­рами», старыми принципами поворотов и разворотов. Так называемые «карманы», построен­ные в прежние годы, в определенных местах сняли остроту проблемы правосторонних поворотов, но они не везде есть и не во всех случаях способствуют безостановочному движению транспорта. И потому ежегодный «косметический макияж» наших улиц, выдаваемый за реконструкцию и модернизацию, сегодня ни у кого из налогоплательщиков, на чьи деньги это осуществляется, не вызывает особого восторга, поскольку в этом нет главного – кардинального переустройства.

Геометрия дорожного движения

В контексте современных трендов городских дорожно-транспорт­ных систем улицы проектируются как экосистемы, в которых рукотворные элементы гармонично взаимодействуют с природным ландшафтом. Сегодня власти многих городов мира пришли к убеждению, что улицы являются не только функ­циональным элементом транс­портной системы, но и экономическим активом. Правильно спроектированные улицы повышают прибыль бизнеса и городской экономики за счет экономии времени и отсутствия сутолоки на дорогах, где каждый вид автотранспорта движется по своей отведенной полосе.

В некоторых городах Германии и Израиля сегодня приступили к поиску оптимальных путей обеспечения свободного движения автотранспортных потоков при максимальной безопасности и удобстве пешеходов. Суть этих концепций состоит в понимании того, что симметрии движения автотранспорта и пешеходов, как параллельные векторы, не должны пересекаться. Однако в ряде случаев то, что применимо там, вряд ли может реализоваться здесь в силу большой разницы в умонастроениях масс. Например, в немецком городе Бомте местный совет решил вместо светофоров и дорожных знаков повесить лишь один уличный знак, который извещает о том, что пешеходы, велосипедисты и автомобилисты должны по-братски поделить места на проезжей улице. Через четыре месяца, в течение которых в городе не было зафиксировано ни одного автодорожного инцидента, было объявлено, что эксперимент увенчался полным успехом. Ранее в этом городе за один год случалось 50 больших и малых автокатастроф.

А вот в израильском городе Эйлате не стали делать упор на моральные качества горожан, очевидно, помня, что даже палка и та может однажды выстрелить. Для того чтобы удалить светофоры с улиц, проектировщики спланировали движение в городе по кольцевому принципу – без традиционных перекрестков.

Между тем пока колесный транс­порт, разросшийся до масш­табов глобальной проблемы, заставляет власти стран и городов ломать головы над неразрешимыми ребусами, неуемный технический прогресс продолжает выдачу альтернативных предложений. Так, в настоящее время разрабатываются системы общественного транспорта на магнитной подвеске. Предполагается, что пассажирские кабинки, скользящие по направляющим на высоте шести метров над землей, станут комфортабельной альтернативой автобусам и автомобилям. Докажет ли свою состоятельность подобный концепт, еще неизвестно. Тем не менее ясно, что время стремительно движется вперед и глобальные факторы урбанизации накладывают на характер развития современных городов и их инфраструктуру соответствующий отпечаток.

Для такого города, как Астана, где с территорией, по сути, нет никаких проблем в отличие от других столиц мира, расположенных на островах, побережьях морей или в густонаселенных районах Европы, необходимо выработать собственные модель и стандарты дорожного строительства. При этом, как полагают эксперты, успех в этом плане будет зависеть от соблюдения разумного баланса между желаемым и дейст­вительным.

Популярное

Все
Адвокат Бишимбаева попросил удалить из зала суда людей с надписями на футболках
Брат Салтанат Нукеновой на прениях: «Она была нашей маленькой принцессой»
Склад загорелся в алматинском "Атакенте"
Крупный складской комплекс и теплицу с новыми технологиями откроют в Шымкенте
Первый казахский детский сад открыли в США
Бектенов: В единстве и солидарности – могучая сила нашего народа
Новые поправки в закон о связи разъяснили в Минцифры
Массовая гибель скота и урожая зафиксирована в Южной Африке
Ещё одно дело Гульмиры Сатыбалды передали в суд
«Для него все рабы»: Айтбек Амангельды - о Бишимбаеве
10 человек стали жертвами сильнейшего наводнения в Бразилии
Вопросы защиты наследия тюркской культуры обсудили в Азербайджане
36 человек погибло при обрушении трассы в Китае
Аэропорт Астаны временно не будет работать по ночам
Фонд памяти Салтанат Нукеновой появился в Казахстане
Казахстанцы смогут добровольно отказываться от банковских займов и микрокредитов
Медицинский поезд «Саламатты Казахстан» отправился из Астаны в аулы
Рекорд Месси побили в Лиге чемпионов
Токаев поставил ряд задач по улучшению состояния государственных финансов
Обновился рейтинг WBA
Дом дружбы в Актау принимал эвакуированных
Пилот Air Astana в состоянии наркотического опьянения был задержан в аэропорту Алматы
Тест на прочность: держаться вместе!
Волонтерство – элемент национального характера
100 новых домов начали строить в СКО для пострадавших от паводков граждан
Токаев: Чистота городов и сёл Казахстана должна стать образом жизни
Шестую с начала года нарколабораторию ликвидировали в Алматинской области
Казахстанским компаниям стало проще выигрывать конкурсы закупок субъектов естественных монополий
Большая вода: принимаются меры для стабилизации цен в пострадавших регионах
Волонтеры тоже нуждаются в заботе
Юные гости восхищаются пейзажами Алматинской области
Полицейский спас жизнь ребенку
Рыбакина уверенно обыграла итальянскую соперницу на супертурнире в Испании
Почему Александр Невский с Ордой не ссорился?
У границы фуры ходят хмуро
Гибель детей при пожаре в Индере: арестован поджигатель квартиры
В Казахстане дешевеют яйца
На весенне-полевые работы аграриям требуется 1,5 трлн тенге
Долговечность строений зависит от качества стройматериалов
Навигация открылась на судоходных водных путях в Казахстане
Дело Бишимбаева: хроника самого громкого судебного процесса года
Урбанисты хотят изменить облик Атырау
Дело Бишимбаева: прокурор сообщила, что его телефон не удалось разблокировать
В Атырау объявлен режим ЧС. Город ждет прихода большой воды
Закон Республики Казахстан
Целина: как это было
Дело Бишимбаева: подборка противоречий в показаниях бывшего министра
Бахытжан Байжанов опроверг в суде показания Бишимбаева
Дело Бишимбаева: защита требует учесть оценку российских судмедэкспертов
Интервью премьер-министра Армении Н.В. Пашиняна газетам Egemen Qazaqstan и «Казахстанская правда»
Как минимум десятого ребенка родили 110 женщин в прошлом году в Казахстане
Для меня важно твое счастье: заметки Нукеновой озвучила гособвинитель
Бишимбаев объяснил в суде, зачем показывал Нукеновой скрины их переписки
Идея строительства метрополитена в Алма-Ате обсуждалась еще в 60-е годы
Суд возобновил заседание по делу Бишимбаева
На Петропавловск идет огромный поток
«Актобе» обыграл «Кайрат» в центральном матче тура КПЛ
Когда в Астане отключат отопление
Премьер поручил усилить меры поддержки талантливой молодежи
Брату Салтанат Нукеновой показали шокирующие кадры из телефона Бишимбаева

Читайте также

Объявлен конкурс видеороликов на актуальные темы в обществе
Аллея СВМДА пополнилась новыми саженцами
Ассамблея эволюционирует вместе с обществом
Вдохновение черпаем друг в друге

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]