Идущий по линии света

982
Жетписбай Бекболатулы, Почетный работник образования РК

Говорят, в жизни каждого человека есть своя путеводная звезда. Иногда она светит мягко, едва заметно направляя нас в нужное русло, а иногда словно испытывает на прочность, бросая в водоворот трудностей. Мы задаемся вечными вопросами: в чем наша нас­тоящая цель? Случайны ли наши выборы или все предопределено свыше?

Человек Севера

Малая родина академика Академии журналистики Казахстана, заслуженного деятеля республики, известного публициста Аягана Сандыбая – Тобол-Торгайский регион, или, как говорили раньше, Кустанайщина, – всегда оставалась для него Путеводной звездой, притягивала его не только физически, но и духовно. Бескрайние степи, укрытые золотым ковром трав, навсегда отпечатались в его сердце. Север Казахстана с его суровыми зимами и жаркими летами стал для него символом стойкости, силы и надежды.

Этот край для него – не просто точка на карте, а часть его самобытности, фундамент, на котором выросли его устремления и мировоззрение. «Как уроженец тех мест, где родились и жили духовные поводыри нации – ­Чокан Валиханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов и другие выдающиеся личности, я уверен: суровость нашего Севера – это лишь очередной миф, к тому же вредный. Подобное суждение – плод фантазии тех, кто наскоком, всего два-три раза, побывал на берегах Тобола или Иртыша», – писал он в статье «Так ли суров казахстанский Север?», вошедшей в книгу «Иду по линии света». Название сборника сразу покорило меня своей глубиной и символичностью, поэтому я позволил себе немного его преобразить и вынес в заголовок этой статьи.

Наставник Аягана, президент Академии журналистики Казахстана, док­тор исторических наук, профессор ­Сагымбай Козыбаев отмечает: «Мой коллега и друг по перу Аяган ­Сандыбай хорошо известен в русскоязычной журналистской среде. Одной из причин, побудивших меня очертить его творческий облик, стало то, что я наблюдаю за его профессиональным становлением еще с начала 70-х годов, когда он был студентом факультета журналистики Казахского государственного университета им. С. М. Кирова. Уже тогда его первые очерки, зарисовки и статьи, проникнутые искренним стремлением передать биение сердца времени, постепенно перерастали в масштабные публицистические размышления. Зрелость Аягана как писателя и публициста совпала с эпохой независимого развития нашей страны».

Три ипостаси Аягана Сандыбая

Народный писатель Казахстана Иван Щеголихин в предисловии к книге «Иду по линии света» дал точную характеристику моему герою: «Журналист, публицист и государственный служащий Аяган Сандыбай относится к той категории творческих людей, которые работают, пишут, говорят ради правды и справедливости, а не ради рейтинга и тусовочных дежурных похвал». Сказано метко и справедливо. Журналистика, государственная служба и публицис­тика – три ипостаси одного человека, интеллектуальной, энергичной и талантливой личности – Аягана ­Сандыбая. Три грани его жизни, которые сливаются в цельный образ индивида, формирующего общественное мнение и оказывающего влияние на эстетические вкусы целого поколения.

Быть журналистом – значит оставаться человеком неравнодушным, любознательным и честным. «Это не просто профессия, а образ жизни, требующий постоянного самосовершенствования и мужества», – говорили нам университетские профессора. И в этих словах – суть журналистского призвания: служить правде и обществу, быть верным своим принципам, несмотря на все испытания и трудности.

Не буду перечить истине, если скажу, что для Аягана Сандыбая, одного из самых ярких мастеров отечественного пера, журналистика всегда была больше, чем профессия. Это миссия, требующая не только знаний и компетентности, но прежде всего честности, объективности и верности истине. Его имя давно стало символом глубокого анализа общественных процессов и стремления донести до читателя сермяжную правду.

Творчество Аягана Сандыбая органично вплелось в медийное пространство независимого Казахстана. Его журналистская деятельность стала летописью эпохи, а каждое произведение – честным отражением нашего времени. Для новых поколений журналистов он остается ориентиром, человеком, доказавшим на собственном примере то, что слово может быть не только оружием, но и совестью общества. Его профессиональный путь – пример целеустремленности и служения своему делу. Лауреат национальной премии «Алтын Самұрық», выпускник Казахского национального университета им. аль-Фараби, он начинал, как было сказано выше, корреспондентом районной газеты. Дальше – стремительный подъем: руководитель фотохроники Казахского телеграфного агентства (КазТАГ), ответственный сотрудник Администрации Президента и Кабинета министров РК, заместитель министра печати и средств массовой информации, первый вице-президент республиканской корпорации «Телевидение и радио Казахстана».

Его профессиональный багаж включает и руководство Службой центральных коммуникаций при Президенте РК, и пост главного редактора газеты «Астана ақшамы» и общественно-политического журнала «Мысль». А также работу во главе департамента связей с общественностью национальной компании «ҚазМұнайГаз». Яркий журналистский талант, умение видеть глубинные процессы и выдающиеся человеческие качества заслуженно принесли Аягану Сандыбаю авторитет не только в медиасообществе страны, но и далеко за ее пределами.

Государственный служащий Аяган Сандыбай, приношу извинения за ­повтор, действительно служил государству и народу – честно и добросовестно. На посту заместителя министра он возглавлял рабочую группу, занимавшуюся подготовкой Закона «О печати», который получил положительные оценки со стороны журналистского сообщества. Его инициативой стало также создание положения о Президентской премии за лучшие журналистские работы. Позднее, возглавив телеканал «Казахстан», Аяган Сандыбай сыграл заметную роль в производстве более десяти документальных фильмов, рассказываю­щих о первых шагах страны на пути к независимости. Среди них – фильмы о торжествах, посвященных 150-летию Абая, ставших яркой страницей в культурной летописи республики. По его настойчивости было принято судьбоносное решение о реструктуризации КазТАГ, стоявшего тогда на грани закрытия. Благодаря этому шагу сохранилось одно из ключевых звеньев отечественной информационной системы.

Кстати, настоящая школа журналис­тики для Аягана Сандыбая началась именно в КазТАГе – Казахском теле­графном агентстве, входившем в состав легендарного ТАСС. Для нескольких поколений журналистов ТАСС был символом точности и оперативности, эталоном высокого стиля. Здесь молодого корреспондента учили главному – писать быстро, емко, лаконично и при этом по существу. Именно там он закалился как профессионал, впитав строгие стандарты новостной журналис­тики, которые стали фундаментом его будущего творческого роста. То были нелегкие годы становления, когда мы впервые отстаивали национальные интересы и входили в мировое информационное пространство.

Опыт работы в КазТАГе, умение мыс­лить стратегически и видеть перспективу Аяган Сандыбай блестяще реализовал и на других важных участках своей деятельности. Работая главным редактором столичной газеты «Астана ақшамы» и руководителем редакции республиканского общественно-политического журнала «Мысль», придавал особое значение вопросам национальной культуры, языка и истории. Он активно освещал социальные и экономические проблемы, стремясь быть голосом своих читателей и отражать актуальные вопросы общества.

Как публицист Аяган Сандыбай призывает беречь культурную идентичность и народные традиции, ведь именно в них он видит основу духовного развития нации. Его публицис­тика пронизана искренней любовью к Отечеству, к родному языку, к степной земле Тобыл-Торгайского края, где каждый ветер и каждый колос хранят дыхание истории. Он пишет не только умом, но прежде всего сердцем, и именно поэтому его строки звучат живо и убедительно.

Своим творчеством Аяган ­Сандыбай доказал: публицистика – это не только зеркало времени, но и факел, подобно сердцу Данко, освещает путь вперед. Его слово – это призыв беречь землю предков, хранить язык, помнить истоки и смело смотреть в будущее. Его творчество является не только журналистским фактом, но и гражданской позицией. Его позиция проста и бескомпромиссна: нельзя строить будущее, забывая традиции. Поколение, лишенное духовных корней, легко теряет себя в водовороте чужих идей и соблазнов. Именно поэтому его пуб­лицистика обращена к каждому из нас как напоминание: беречь духовные сокровища народа и передавать их будущим поколениям.

Фактор языка

Забота о родном языке, которую можно с полным основанием назвать фактором языка, в творчестве ­Аягана Сандыбая является краеугольным камнем его публицистики. Это не эпизодическая тема и не отдельная грань, а фундамент, определяющий его мировоззрение и общественную позицию. Для Сандыбая язык – это живая основа нации, ее внутренний стержень и духовная опора. Именно через призму языка он осмысливает судьбу народа, его прошлое и будущее. Он рассматривает родное слово как символ исторической преемственности, как важнейший ­инструмент консолидации общества и как мощный ресурс модернизационного развития. В его произведениях фактор языка превращается в своеобразный компас, указывающий направление национального движения: от сохранения традиций – к открытости миру, от памяти предков – к ответственному будущему.

Таким образом, «фактор языка» в творчестве Сандыбая – это не только художественная категория, но и идейно-политическая установка. Забота о сохранении, развитии и популяризации родного слова становится у него мерилом подлинного патриотизма, духовной зрелости и гражданской позиции. Для него казахский язык – это не только средство коммуникации, но и культурный код нации, основа ее духовной самобытности. Именно поэтому язык в его произведениях предстает не как отвлеченная категория, а как живое дыхание народа, как фун­дамент, на котором держится вся система национальных ценностей. Сандыбай рассмат­ривает «ана тілі» в нескольких измерениях. Во-первых, как истори­ческую память: язык хранит опыт поколений, отражает их мировос­приятие и образ жизни. Во-вторых, как фактор консолидации общества: именно через язык осуществляется связь между культурой и национальной идентичностью. В-третьих, как инструмент будущего: без развития и модернизации языка невозможен полноценный прогресс страны. Тем самым фактор языка в творчестве Сандыбая выступает не только худо­жественной темой, но и методологической основой его публицистики, задающей ее идейное направление и общественную миссию.

Именно поэтому статьи Аягана ­Сандыбая «Апология государственного языка» и «О языке единства» не могут оставить читателя равнодушным. Опираясь на ироничное, но многозначительное высказывание известного сатирика Михаила Жванецкого: «Пока есть казахи, я не беспокоюсь о русском языке!» – автор приводит весьма показательный пример. «Скажем, – пишет он, – в южных и западных регионах страны, где преобладает казахоязычное население, разводов в два раза меньше, чем в северных областях. Объяснить этот факт только социальными факторами невозможно. Ведь уровень жизни на севере ничуть не ниже. Но на юге люди говорят в основном на одном языке, и это способствует более глубокому пониманию духовных, нравственных и иных ценностей нации».

Однако, как справедливо отмечает Аяган Сандыбай, «с момента обретения независимости в Казахстане было написано всего два закона на государственном языке. Многие депутаты и государственные служащие вовсе не владеют им». И далее он задает резонный вопрос: «Почему бы в преддверии всеобщей переписи населения не ввес­ти обязательный экзамен на знание государственного языка для чиновников и сотрудников квазигосударственных структур? Как могут занимать государственные должности люди, не владею­щие языком страны?»

Заканчивая свою мысль, автор подчеркивает: «Статус государственного языка зависит как от общества в целом, так и от каждого человека в отдельности».

С этим выводом трудно не согласиться. Автор приводит весомый аргумент: «Сегодня в республике 90 процентов детей учатся в школах с казахским языком обучения… Число же русскоязычных школ с каждым годом сокращается. Это естественный процесс. Родители, обеспокоенные будущим своих детей, выбирают школы с преподаванием на государственном языке. Ведь каждый понимает: владея государственным языком, человек ощущает себя на равных с другими».

Как верно подметила директор костанайского ТОО «Издательский дом», заслуженный деятель культуры Респуб­лики Казахстан, сокурсница Аягана Валентина Захарченко, «он своим примером показал, что можно стать государственным мужем и одновременно в душе иметь романтический заряд. И дело в той мере духовности, которую он смог сохранить. Побывав на высоких должностях и приняв правила игры, не стал перевертышем. Он и там не кривил душой, не приспосабливался, в его пуб­лицистических очерках – настоящая гражданская позиция неравнодушного человека, не провозглашающего пат­риотические лозунги, а искренне переживающего за свою страну. Помню в одном из его материалов нескрываемую боль за состояние родного языка. Сам он в одинаковой степени прекрасно владеет казахским и русским. Как-то признавался, что со школьных лет пребывал на распутье двух языков. Аяган стал настоящим мастером казахской и русской журналистики, выпустил несколько книг, ценных своей неподдельной искренностью».

Оставляя след...

Со своей стороны подчеркну: читатели страны знают Аягана Сандыбая не только как публициста, но и как исследователя, педагога, автора содержательных книг для будущих журналистов на казахском языке. Эти труды стали подлинным кладезем знаний для молодежи, выбирающей путь в профессию. Ниже речь пойдет об Аягане Сандыбае как о педагоге.

Здесь особо следует отметить заслугу Аягана Сандыбая в развитии профессионального направления связей с общественностью (PR) в нашей стране. В середине 90-х годов прошлого века специальность PR была закрыта в вузах, и в тот период, будучи советником министра образования и науки, ему пришлось приложить все свои усилия и на всех уровнях доказать востребованность этой профессии. Эта задача была совсем не из легких, но его целеустремленность и терпение привели к восстановлению статуса специальнос­ти в государственном классификаторе. В прошлом, 2024 году в Казахском национальном университете им. аль-Фараби состоялась республиканская научно-методическая конференция на тему «15 лет на рынке: актуальные проблемы PR-образования в Республике Казахстан», где Аяган Сандыбай был почетным гостем. Участие в таком значимом мероприятии стало еще одним подтверждением его вклада в развитие PR-образования и подготовку будущих специалистов в этой области.

Аяган Сандыбай не только активно поддерживает развитие специальнос­ти связей с общественностью, но и является, как было сказано выше, автором учебных пособий для студентов казахского отделения журфаков. Им были изданы исследовательская книга «Брендке барар жол» («Путь к бренду»), учебные пособия «Жарнама. Жұртшылықпен байланыс. Брендинг» («Реклама. Связи с общественностью») и «Ел брендингі» («Брендинг страны»). Эти труды охватывают такие важные области, как журналистика, связи с общественностью, менеджмент и маркетинг, что делает их особенно ценными для студентов и молодых специалистов, стремящихся глубже понять эти направления и приобрести необходимые навыки. Они используются в учебных планах различных высших учебных заведений, помогая студентам развивать свои профессиональные компетенции и готовиться к вызовам современной индустрии.

Сегодня, когда мир меняется с невероятной скоростью, особенно важно иметь рядом тех, с кем можно делиться знаниями, обсуждать вызовы времени и искать ответы на острые вопросы. Для своих друзей и коллег Аяган Сандыбай стал именно таким человеком – оплотом стабильности, мудрости и надежды. Его жизненный опыт, широта взглядов и внут­реннее достоинство сделали его не просто соратником и наставником, но и вдохновителем, побуждающим к самосовершенствованию и духовным поискам. Нас связывают не только глубокое взаи­мопонимание и душевная близость, но и особая привязанность к профессии газетчика – делу, которое требует преданности и честности.

И пока в нашем мире живут такие личности, как Аяган Сандыбай, готовые писать, размышлять и открывать новые горизонты, газетная строка будет продолжать жить, отражая дух эпохи и оставляя значимый след для будущих поколений.

Популярное

Все
Складское помещение горело в Алматы
Список социально значимых товаров может быть расширен в РК
Электроснабжение в обесточенных домах Астаны восстановлено
Сурдлимпийские игры: двое казахстанских борцов-вольников вышли в финал
Юбилейный концерт в честь празднования 100-летия Нургисы Тлендиева прошел в Астане
В Мангыстау открылись три новых пожарных центра
Минобороны внедряет цифровой рейтинг военнослужащих
Казахстанцы стали меньше курить
Красную сигнальную полосу на обочину дороги впервые нанесли в Карагандинской области
Завершился международный вокальный конкурс "Silk Way Star"
В Атырау высажено около 4 тыс. молодых деревьев
Келлог уверен, что Трамп сможет добиться урегулирования украинского конфликта
Наградили победителей и призеров международного конкурса "Шабыт"
Амир Омарханов выиграл первый одиночный титул в профессиональном туре
Сборная Казахстана стала чемпионом Азии по хоккею
Венгерская служба Radio Free Europe прекращает работу после сокращения финансирования
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Зима будет теплой
Метель, туман, гололед: 20-градусные морозы надвигаются на Казахстан
На 50 млн тенге оштрафованы предприниматели за необоснованные цены
Запущен завод по переработке мяса птицы
Уверенный рост экономики Приаралья
Президент подписал закон об искусственном интеллекте
«Не нужно ехать за рубеж»: уникальные технологии объединил онкоцентр в Астане
Касым-Жомарт Токаев подписал закон об изменениях в КоАП
В Правительстве начнут устранять разрыв между ростом экономики и зарплатами казахстанцев
Это другой мир: казашка рассказала о том, каково быть волонтером в Африке
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
В Жамбылской области дан старт строительству парогазовой электростанции
Легенда Google: "Казахстан совершает один из самых смелых переходов — от нефтяной экономики к экономике ИИ"
Победный выезд «Барыса»
Почти 420 млн тенге «заработала» астанчанка на махинациях с авто из Южной Кореи
Первая газовая турбина установлена в главном корпусе «ПГУ Туркестан»
В Астане вводят ограничения из-за ухудшения эпидситуации
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Международный день анимации: гвардеец создал военный мультфильм
Сюрприз на сцене: гвардейцы приготовили для родителей трогательный подарок
Отрасль, где гостеприимство – фактор успеха
Гвардеец завоевал золото на чемпионате Евразии по пауэрлифтингу
Жители Усть-Каменогорска построили мост методом асар
Зампред КНБ отправлен в отставку
Ошибка, которую нужно исправить: мажилисмен о запрете самосвалов на автодорогах
Шымкент растет и уверенно смотрит в будущее
Марат Ирменов назначен зампредом КНБ
Кайрат» продолжает удивлять Европу и нас
Все строго по правилам
Павлодарский «Иртыш» вернулся в КПЛ
Одну из улиц в Астане закроют на 2 недели
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
В Кокшетау открылась еще одна инновационная школа
«Ход королевы»: Почему женщины из Казахстана успешнее в шахматах, чем мужчины?
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Президент Финляндии провел лекцию в Maqsut Narikbayev University
По следам Великого шелкового пути: как провести отпуск в Узбекистане

Читайте также

Надежда Лушникова: дар поэтической души
Вывел сборную в элиту
О новых горизонтах ахметтану
Добрый и светлый талант

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]