Искусственный интеллект в образовании: эксперты ЮНЕСКО о возможностях, рисках и ответственности

2789
Лилия Сыздыкова

Технология ИИ должна дополнять социальные аспекты обучения, а не заменять их

коллаж Натальи Ляликовой

Международный день образования, который отмечается ежегодно 24 января, в 2025-м был посвящен вопросу стремительного развития искусственного интеллекта.

Таким образом ЮНЕСКО стремится организовать глобальную дискуссию о месте этой технологии в образовании. Кроме того, тема возможностей человека в мире автоматизации призвана заставить людей задуматься о том, каким должно быть образование, чтобы помочь детям и взрослым сориентироваться в технологическом прогрессе и быть его участниками.

Искусственный интеллект все больше используется в образовании. В странах с высоким уровнем дохода более двух третей учащихся средних школ уже используют генеративные инструменты ИИ для подготовки школьных работ. Учителя все чаще задействуют ИИ для подготовки уроков и оценки работ учащихся. Вопросы профориентации и приема в школу, которые традиционно регулировались учителями и экспертами, также все чаще рассматриваются с помощью ИИ. Развитие технологий ИИ влияет на сферу труда и потребности в навыках, повышении квалификации и переподготовке, что также ставит перед системами образования новые вызовы.

Однако у участников образовательного процесса до сих пор нет четких рекомендаций по применению этих технологий. В мае 2023 года ЮНЕСКО был проведен опрос 450 учебных заведений, согласно результатам которого только 10% школ и университетов придерживаются официальных регламентов по использованию ИИ. К 2022 году только семь стран разработали рамочные документы или программы по ИИ для учителей, и только 15 стран включили цели по обучению ИИ в свои национальные учебные планы.

В то же время все больше стран вводят ограничения на использование новых технологий во время уроков. Так, соглас­но новым данным ЮНЕСКО, почти в 40% государств в настоящее время действует закон или политика, запрещающая использование мобильных телефонов в школах. Для сравнения: в июле 2023 года доля стран, в которых были приняты такие запреты, была всего 24%.

Вопросами искусственного интеллекта ЮНЕСКО занимается на протяжении уже почти десяти лет. В ноябре 2021 года государства – члены организации приняли первый глобальный нормативный документ по этическим аспектам ИИ.

В сентябре 2023 года ЮНЕСКО опуб­ликовала первое в истории «Руководство по использованию генеративного искусственного интеллекта в образовании и научных исследованиях», а в 2024-м – две системы компетенций в области ИИ для учащихся и учителей, в которых рассмат­риваются как потенциал, так и риски ИИ с целью обеспечить его безопасное, этичное, инклюзивное и ответственное использование. Среди прочего, в этих исследованиях предлагается установить возрастной ценз в 13 лет для использования ИИ во время уроков.

Системы образования по всему миру обновляются, чтобы помочь учителям и учащимся развивать компетенции ИИ, – это адекватный и неизбежный процесс, учитывая то, что технологии искусственного интеллекта будут становиться все более распространенными и глубже проникающими во все сферы. Как уверены эксперты ЮНЕСКО, грамотность в области ИИ требует развития технических знаний, а также критичес­кой и этической осведомленности об инструментах ИИ. Образование помогает учителям и учащимся спрашивать не только о том, как работает инструмент и для каких целей, но и на чьих условиях он используется.

Образование играет основополагающую роль в оказании помощи отдельным лицам и группам в определении того, какие задачи следует передать на аутсорсинг ИИ, а какие должны оставаться в руках человека. Принятие этих решений требует фактически от всех людей понимания ИИ – основ того, как работает эта технология, ее текущих и постоянно развивающихся возможнос­тей, ее сильных сторон, ограничений и рисков.

«Искусственный интеллект предоставляет широкие возможности для сферы образования при условии, что его использование в школах будет основываться на четких этических принципах. Для полной реализации своего потенциала эта технология должна дополнять человеческие и социальные аспекты обу­чения, а не заменять их. Она должна быть инструментом на службе учителей и учеников, а ее главной целью должны быть их автономия и благополучие», – подчеркнула генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле.

Генеральный директор ЮНЕСКО также призвала увеличить инвестиции в обучение как учителей, так и учеников, чтобы все могли ответственно подходить к использованию ИИ.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в послании ко Дню образования также отметил, что современные технологические прорывы, такие как искусственный интеллект, открывают впечатляющие перспективы для поддержки учащихся всех возрастов на протяжении всего пути обучения, но колоссальные выгоды сопряжены с серьезными рисками. Он подчерк­нул, что в применении и развитии технологий центральная роль должна быть отведена людям и права человека должны ставиться во главу угла. А ИИ не должен заменить собой ключевые человеческие элементы процесса обу­чения, в основе систем образования должен повсеместно сохраняться человеческий аспект.

«По мере того как системы, управляемые искусственным интеллектом, становятся все более мощными, вполне может возникнуть вероятность расхож­дения намерений человека и результатов работы машин, – добавил он. – Мы должны обеспечить, чтобы ИИ поддерживал учащихся и учителей, предоставляя им доступ к информации, передовым учебным программам и другим инструментам обучения. Мы также должны стремиться к тому, чтобы гарантировать всем пользователям наличие инструментов и знаний, необходимых для разумного, безопасного и этичного использования этих технологий».

Международный день образования служит также напоминанием, что дос­туп к качественному образованию – это право человека, которое приносит огромную пользу не только отдельным людям, но и всему обществу. Тем не менее миллионы детей по-прежнему не посещают школу из-за различных факторов, включая гендерные, географические, социальные различия или конфликты. Несмотря на десятилетия прогресса в области образования и меж­дународные обязательства, по данным ЮНЕСКО, 251 млн детей школьного возраста по всему миру не имеют возможности ходить в школу.

Поэтому в ЮНЕСКО подчеркивают: ресурсы, выделяемые государствами на развитие ИИ, должны быть дополнительными. Средства на это не должны предоставляться из уже выделенных на образование финансов, поскольку у каждой четвертой начальной школы все еще нет дос­тупа к электричест­ву, а 60% из них не подключены к Интернету. Приоритетными должны оставаться основные потребности в области образования: наличие хорошо оборудованных школ с эффективной системой управления, с квалифицированными учителями, получающими достойную зарплату, которые мотивированы своей миссией.

Популярное

Все
На перекрестках братских встреч
Дофаминовое счастье: как не угодить в ловушку зависимости
Раскопки археологического комплекса «Рахат» привлекли внимание гостей из Китая
Безглютеновая диета нужна единицам, а запреты на сахар и жиры могут ухудшить ваше состояние
Десятое дыхание
Есть у девушки мечта
Мост между Востоком и Западом
Обнаружено погребение знатного воина-номада
В Талдыкоргане есть музей, который посещают и ради фасада, и ради сокровищ, собранных внутри
Казахская душа немецкой келин
Зимовка Букаша
Нужны прогнозы на 20 лет вперед
Вход в «особый» мир открыт
Фонтаны – душа Шымкента
Аманша Мендыгалиев – достойный пример для молодежи
Где совесть?
Ветеран войны – создатель музея
За карьерой не гонится, но работу выполняет на совесть
Алем Молайган односельчане зовут «народным специалистом»
Жизнь, посвященная труду
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
Карин провел встречу с заместителем завотделом пропаганды ЦК Компартии Китая
Память, звучащая в Слове
В Уральске реконструируют набережную
Единый ваучер на кружки и секции для детей начнут выдавать в Казахстане
Иностранку задержали в аэропорту Алматы
На землях гослесфонда Восточного Казахстана продолжают восстановительные работы
Магди Макулов: богослов и кази
Глава государства направил телеграмму поздравления Президенту Хорватии
Министры экономики и торговли Центральной Азии и Китая встретились в Астане
Трагедия «Малого Октября в Казахстане»
Токаев: "Память о миллионах безвинных жертв тоталитаризма священна, поэтому крайне важно, чтобы подобные трагедии никогда не повторялись"
О чем расскажет Белкарагай
Расстрелы в Лисьей балке. В 1930-е годы прошлого столетия ужесточились гонения на духовенство
Творчество без дублей
Дети Карлага
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Будущее – за цифровыми активами
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком

Читайте также

Цифровизация и развитие ИИ: новый выпуск подкаста Taldau Ta…
КазНУ внедряет ИИ в образовательный процесс
ChatGPT стал плательщиком НДС в Казахстане
Ферма, где роботы доят коров

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]