Искусственный интеллект в образовании: эксперты ЮНЕСКО о возможностях, рисках и ответственности

2635
Лилия Сыздыкова

Технология ИИ должна дополнять социальные аспекты обучения, а не заменять их

коллаж Натальи Ляликовой

Международный день образования, который отмечается ежегодно 24 января, в 2025-м был посвящен вопросу стремительного развития искусственного интеллекта.

Таким образом ЮНЕСКО стремится организовать глобальную дискуссию о месте этой технологии в образовании. Кроме того, тема возможностей человека в мире автоматизации призвана заставить людей задуматься о том, каким должно быть образование, чтобы помочь детям и взрослым сориентироваться в технологическом прогрессе и быть его участниками.

Искусственный интеллект все больше используется в образовании. В странах с высоким уровнем дохода более двух третей учащихся средних школ уже используют генеративные инструменты ИИ для подготовки школьных работ. Учителя все чаще задействуют ИИ для подготовки уроков и оценки работ учащихся. Вопросы профориентации и приема в школу, которые традиционно регулировались учителями и экспертами, также все чаще рассматриваются с помощью ИИ. Развитие технологий ИИ влияет на сферу труда и потребности в навыках, повышении квалификации и переподготовке, что также ставит перед системами образования новые вызовы.

Однако у участников образовательного процесса до сих пор нет четких рекомендаций по применению этих технологий. В мае 2023 года ЮНЕСКО был проведен опрос 450 учебных заведений, согласно результатам которого только 10% школ и университетов придерживаются официальных регламентов по использованию ИИ. К 2022 году только семь стран разработали рамочные документы или программы по ИИ для учителей, и только 15 стран включили цели по обучению ИИ в свои национальные учебные планы.

В то же время все больше стран вводят ограничения на использование новых технологий во время уроков. Так, соглас­но новым данным ЮНЕСКО, почти в 40% государств в настоящее время действует закон или политика, запрещающая использование мобильных телефонов в школах. Для сравнения: в июле 2023 года доля стран, в которых были приняты такие запреты, была всего 24%.

Вопросами искусственного интеллекта ЮНЕСКО занимается на протяжении уже почти десяти лет. В ноябре 2021 года государства – члены организации приняли первый глобальный нормативный документ по этическим аспектам ИИ.

В сентябре 2023 года ЮНЕСКО опуб­ликовала первое в истории «Руководство по использованию генеративного искусственного интеллекта в образовании и научных исследованиях», а в 2024-м – две системы компетенций в области ИИ для учащихся и учителей, в которых рассмат­риваются как потенциал, так и риски ИИ с целью обеспечить его безопасное, этичное, инклюзивное и ответственное использование. Среди прочего, в этих исследованиях предлагается установить возрастной ценз в 13 лет для использования ИИ во время уроков.

Системы образования по всему миру обновляются, чтобы помочь учителям и учащимся развивать компетенции ИИ, – это адекватный и неизбежный процесс, учитывая то, что технологии искусственного интеллекта будут становиться все более распространенными и глубже проникающими во все сферы. Как уверены эксперты ЮНЕСКО, грамотность в области ИИ требует развития технических знаний, а также критичес­кой и этической осведомленности об инструментах ИИ. Образование помогает учителям и учащимся спрашивать не только о том, как работает инструмент и для каких целей, но и на чьих условиях он используется.

Образование играет основополагающую роль в оказании помощи отдельным лицам и группам в определении того, какие задачи следует передать на аутсорсинг ИИ, а какие должны оставаться в руках человека. Принятие этих решений требует фактически от всех людей понимания ИИ – основ того, как работает эта технология, ее текущих и постоянно развивающихся возможнос­тей, ее сильных сторон, ограничений и рисков.

«Искусственный интеллект предоставляет широкие возможности для сферы образования при условии, что его использование в школах будет основываться на четких этических принципах. Для полной реализации своего потенциала эта технология должна дополнять человеческие и социальные аспекты обу­чения, а не заменять их. Она должна быть инструментом на службе учителей и учеников, а ее главной целью должны быть их автономия и благополучие», – подчеркнула генеральный директор ЮНЕСКО Одрэ Азуле.

Генеральный директор ЮНЕСКО также призвала увеличить инвестиции в обучение как учителей, так и учеников, чтобы все могли ответственно подходить к использованию ИИ.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в послании ко Дню образования также отметил, что современные технологические прорывы, такие как искусственный интеллект, открывают впечатляющие перспективы для поддержки учащихся всех возрастов на протяжении всего пути обучения, но колоссальные выгоды сопряжены с серьезными рисками. Он подчерк­нул, что в применении и развитии технологий центральная роль должна быть отведена людям и права человека должны ставиться во главу угла. А ИИ не должен заменить собой ключевые человеческие элементы процесса обу­чения, в основе систем образования должен повсеместно сохраняться человеческий аспект.

«По мере того как системы, управляемые искусственным интеллектом, становятся все более мощными, вполне может возникнуть вероятность расхож­дения намерений человека и результатов работы машин, – добавил он. – Мы должны обеспечить, чтобы ИИ поддерживал учащихся и учителей, предоставляя им доступ к информации, передовым учебным программам и другим инструментам обучения. Мы также должны стремиться к тому, чтобы гарантировать всем пользователям наличие инструментов и знаний, необходимых для разумного, безопасного и этичного использования этих технологий».

Международный день образования служит также напоминанием, что дос­туп к качественному образованию – это право человека, которое приносит огромную пользу не только отдельным людям, но и всему обществу. Тем не менее миллионы детей по-прежнему не посещают школу из-за различных факторов, включая гендерные, географические, социальные различия или конфликты. Несмотря на десятилетия прогресса в области образования и меж­дународные обязательства, по данным ЮНЕСКО, 251 млн детей школьного возраста по всему миру не имеют возможности ходить в школу.

Поэтому в ЮНЕСКО подчеркивают: ресурсы, выделяемые государствами на развитие ИИ, должны быть дополнительными. Средства на это не должны предоставляться из уже выделенных на образование финансов, поскольку у каждой четвертой начальной школы все еще нет дос­тупа к электричест­ву, а 60% из них не подключены к Интернету. Приоритетными должны оставаться основные потребности в области образования: наличие хорошо оборудованных школ с эффективной системой управления, с квалифицированными учителями, получающими достойную зарплату, которые мотивированы своей миссией.

Популярное

Все
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Если вы подверглись цифровой атаке...
В столице прошел фестиваль «Түнгі Бозоққа саяхат»
Угроза глобального характера
Создана Академия юных исследователей
«Ақ желкен»: вчера, сегодня, завтра
Пять отраслей обеспечили шестипроцентный рост ВВП
Штормовое предупреждение вновь объявлено в Казахстане
Миротворчество в новых реалиях
Когда «оживают» экспонаты
Школа жизни Сабита Муканова ожила в стенах музея
С любовью к родной земле
История любви и страсти
В АФМ раскрыли транснациональную сеть по продаже наркотиков
Получили бесценный опыт
Портретная живопись мастера
«Жас ұрпақ»: новая сила для региона
Что есть справедливость?
Деньги – не щепки, счетом крепки
«Цифра» спасет экологию
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
Будущее – за цифровыми активами
Семья – духовный код нации
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Токаев выразил соболезнования семье писателя Темирхана Медетбека
Музей Бауыржана Момышулы открылся в Таразе
40-градусная жара придет в Казахстан
В Восточном Казахстане продолжают поисковую работу
Жару сменят дожди в Казахстане
У адвоката – особый статус в системе правосудия
Рыбакина вышла в третий круг на «тысячнике» в Риме
В Семее открылся центр поддержки дольщиков
Реализацию крупных промышленных проектов обсудили в Правительстве РК
Более 450 рейсов задержаны в США
Участники военного парада возвращаются в места дислокации
Автовладельцы будут проходить биометрию в спецЦОНах
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Определены сроки проведения итоговой аттестации школьников в Казахстане
Казахстан в ЕАЭС: Экономические достижения и ключевые выгоды для страны
Пакистан начал масштабную военную операцию против Индии
Акимат Алматинской области ответил на жалобу автомобилистов
Ответственность за «овербукинг» вводят в Казахстане
В Казахстане стартовало профилактическое мероприятие «Безопасная дорога»
Начато возведение крупного металлургического завода
Почему огородик в Шымкенте стал дороже сайрамского гектара?
Полководец. Писатель. Патриот
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Как убивали Шерзата Болата
Украина и США подписали меморандум к соглашению о полезных ископаемых
Мажилис принял новый Налоговый кодекс
Автомобилисты жалуются на километровые пробки в Алматинской области
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Указ Главы государства об освобождении от должности
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Грамот на 450 миллионов тенге хотел закупить отдел образования в Талдыкоргане
Гвардеец мечтает озвучить Парад в Астане
Удивительная судьба Масима Якубова

Читайте также

ИИ: на пороге новой технологической эпохи
Стартовал второй поток программы по созданию стартапов в сф…
На страже здоровья – искусственный интеллект
Технология ИИ представляет угрозу сфере образования

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]