Как повысить казахстанское содержание в проектах нефтегазовой индустрии

4701
Алмас Кудайберген, председатель совета директоров Атырауского завода Centech

Казахстан, обладающий огромными запасами углеводородов, остается одним из ключевых игроков на глобальной энергетической арене благодаря крупным проектам в нефтегазовой индустрии.

Тем не менее необходимо обратить внимание на одну серьезную проблему, стоящую перед нами, – отсутствие в Казахстане проектирования (инжиниринга), и этот аспект Глава государства особо отметил в ходе встречи с отечественными бизнесменами.

Инжиниринг – серьезная статья­ расходов, в крупных индустриальных проектах его доля может превышать 5% от всего бюджета.

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются в Казахстане при реализации нефтегазовых проектов, состоит в том, что практически все проектные работы выполняются за пределами республики. То есть происходит фактически легальный вывод денег инвесторов за рубеж, в частности на финансирование иностранных инжиниринговых компаний.

Поэтому, если мы хотим заявить о себе как о конкурентоспособном государстве, к чему призывает Президент в своем Послании, нам просто необходимо освоить эту проектную нишу.

К примеру, если говорить о таком амбициозном проекте, как расширение месторождения Тенгиз (ПБР), с бюджетом более 45 млрд долларов, то основные инжиниринговые работы по нему выполнялись в Фарнборо (Великобритания). Их оценочная стои­мость составила свыше 5 млрд долларов. Порядка одной тысячи иностранных инженеров было привлечено к инжинирингу. Такую же ситуацию доводилось наблюдать и при реализации других крупных проектов, таких как, например, Аджип ККО.

Такой подход к детальному проектированию имеет серьезные негативные последствия для казахстанской экономики и индустрии. В проектных решениях широко закладываются материалы и оборудование, выпус­каемые исключительно в Европе и Северной Америке, что создает значительные преграды для использования продукции казахстанских заводов в неф­тегазовых проектах. Это, в свою очередь, препятствует развитию отечественного произ­водства и мешает созданию новых заводов, а впоследствии приводит к ограничению местного участия и потере экономического потенциала.

Мы, казахстанские производители, не имеем доступа к инженерному составу, базирующемуся за рубежом, соответственно, не можем продемонстрировать свои товары и оборудование. Так, в проекте будущего расширения Тенгиза иностранные инженеры заложили в проектные решения кабельные лотки английского производства на десятки миллио­нов долларов, соответственно, наши заводы остались без заказов, хотя производство кабельных лотков не является сложной технологией. И таких примеров можно привести много.

Как результат, местное содержание в товарах и оборудовании для крупных проектов, таких как Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, ограничивается лишь 2–3% за последние 30 лет.

Чтобы решить эту проблему и восстановить сбалансированный уровень участия казахстанских компаний в нефтегазовых проек­тах, предлагается проводить детальное проектирование (инжиниринг) непосредственно в нашей стране и это положение закрепить на законодательном уровне. Подобный переход к местному инжинирингу способен принести немало выгод.

Первое – развитие местной экономики. Перенос инжиниринговых офисов и инженерных компетенций в Казахстан позволит соз­дать новые рабочие мес­та и стимулировать развитие местных компаний. К примеру, есть факты, когда казахстанские компании выс­тупают инжиниринговыми центрами для нефтегазовых проектов в Узбекистане, принося в нашу страну валюту. В этой части можно обеспечить работой несколько тысяч казах­станских специалистов, переводя работы из-за рубежа в Казахстан.

Второе – снижение зависимости от зарубежных ресурсов. Местное инжиниринговое проектирование даст возможность уменьшить зависимость от импорта материалов и оборудования, способствуя развитию отечественных производителей и созданию десятков новых заводов.

Третье – увеличение местного содержания.

Четвертое – сокращение расходов за счет отсутствия необходимости выплачивать зарубежным компаниям огромные деньги за инжиниринг.

Пятое – рост квалификации местных специалистов. Казах­станские инженеры и специалис­ты получат возможность приоб­рести ценный опыт и знания, что будет содействовать долгосрочному развитию индустрии.

Перенос инжиниринга в Казахстан – важный шаг к устойчивому развитию нефтегазовой индустрии страны. Он поможет решить проблемы ограниченного местного участия и способствовать развитию местных компаний и экономики.

Казахстан имеет потен­циал стать не только крупным произ­водителем нефти и газа, но и центром инжиниринговых решений в регионе, создавая устойчивые рабочие места и обогащая свой технологичес­кий опыт. Опыт и «ноу-хау», накопленные в процессе проек­тирования и инжиниринга, могут быть в дальнейшем использованы в других отраслях экономики, способствуя их развитию и диверсификации.

Популярное

Все
Мир, который принимает тебя
«Кайрат» стал лучшим клубом страны в 21-й раз!
Путешествие в закулисье
На восстановление лесов потребуется около 10 лет
Рейды против загрязнения города
Библиотеки нового поколения
Факультету журналистики ЕНУ – 15 лет
Рыбаки приветствуют путешественников
Здесь финансируют стратегические бизнес-идеи
Прощай, Владимир Иванович!
В объективе камеры – глубинка
Распоряжение Главы государства о назначении
Интерпретировать, объяснять, расставлять акценты
Указ Президента Республики Казахстан о назначении
Указ Президента Республики Казахстан О мерах по совершенствованию системы государственного управления
Ведущие нейрохирурги мира собрались в Астане
Территория впечатлений
Закон Республики Казахстан О территориальной обороне Республики Казахстан
Закон Республики Казахстан О фондах целевого капитала и эндаумент-фондах (целевых капиталах)
Закон Республики Казахстан О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности фондов целевого капитала и эндаумент-фондов (целевых капиталов), а также экологически неблагополучных территорий казахстанской части Приаралья
День столицы: сколько дней отдохнут казахстанцы в начале июля
Закон Республики Казахстан
В Павлодаре выявлены грубые нарушения в работе филиала Национального центра экспертизы
На краю пропасти: как остановить человека от последнего шага
Очередной циклон с дождями и грозами надвигается на Казахстан
Президент подписал закон об амнистии к 30-летию Конституции РК
Из Рабочего поселка – в Париж
Когда региональная сила становится мировым аргументом
«Голос Турана-2025» собирает друзей
В Казахстане дети все чаще рождаются с врожденными патологиями
Состоялся телефонный разговор Президента Казахстана с Эмиром Катара
Введена в строй новая подстанция
К 1 января 2026 года Минтруда пересмотрит размер минимальной заработной платы
55 млн сеянцев высадили в лесном фонде Костанайской области за 4 года
В Казахстане стремительно растет интерес к исламским финансовым инструментам
Премии, гранты и благодарности получили журналисты от Президента
Спасатели учат детей правилам поведения при ЧС
Международный фестиваль детских театральных коллективов завершился в Таразе
Фарид Алиев: Реализация концепции «Закон и Порядок» должна носить системный характер
Казахстан ввёл запрет на полёты над шестью странами Ближнего Востока
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов
Назначен новый министр обороны Казахстана
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Новый завод открыли в Атырау
Алматинцев предупредили о неспокойной ночи
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Новый рекреационный парк открыли в Сатпаеве
В Жезказгане построят современный Дворец школьников
В Уральске реконструируют набережную
Главе государства показали пассажирский вагон казахстанского производства
Развитие химической отрасли в Жамбылской области набирает темпы
В Актобе построен новый завод по производству агрохимикатов

Читайте также

Почти 17 млрд тенге неэффективно потратили на подготовку сп…
За последние три года свыше 780 новых компаний вышли на вне…
В этом году из Атырауской области экспортировано около 2 80…
Депутаты утвердили отчет Правительства об исполнении респуб…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]