Каким быть учебнику

1629
Аскарбек Кусаинов, президент Академии педагогических наук, академик Бейбиткуль Каримова, директор РНПЦ «Учебник», кандидат филологических наук

Образование нельзя рассмат­ривать отдельно от социально-экономической структуры общества, его культурных ценностей, нацио­нальных традиций, духовной основы. При этом необходимо учитывать и последние достижения науки и техники, педагогики, которые должны быть отражены в учебной программе и на ее основе – в учебной литературе.

За все время существования школьной урочной системы обу­чения человечество не изобрело более удобного средства, чем учебник, для последовательной передачи подрастающему поколению знаний, опыта, научных открытий. Не утратил он свою значимость и в наше время – эпоху развития и широкого использования компьютерных, аудиовизуальных и других новых средств обучения.

Миссия ученых и авторов учебников – создание созвучной современности учебной литературы, сохраняя ее национальный характер.

Возрастающее значение человеческого капитала и интеллектуализация основных факторов производства неизбежно ведут к переоценке приоритетов и ценностей образования. Процессы интеграции и глобализации, изменения в социальном заказе общества закономерно выдвигают новые требования к нему, и одной из составляющих процесса обновления содержания выступает обеспечение школ качественными учебниками.

Теоретической основой создания качественных учебников стало учебниковедение. Надо признать, что в Казахстане эта наука не получила пока должного развития ввиду того, что в советский период все учебники, кроме учебников казахского языка и казахской литературы, создавались в Москве.

Первая монография Аскарбека Кусаинова, Улыкмана Асылова «Оқулықтану. Өзекті мәселелері» была издана в 2000 году. В 2003 году она была издана в Моск­ве под названием «Ак­туальные проблемы учебниковедения». Этой тематике также посвящены труды профессора Алмы Абылкасымовой, Михаила Рыжакова «Содержание образования и школьный учебник: методичес­кие аспекты», учебное пособие «Учебник как основа формирования системного мышления обучающихся» Бейбиткуль Каримовой, Нурымкуль Жетпеисовой, Тимура Галиева.

Ыбырай Алтынсарин писал: «Учебники, написанные для школ, по своему идеологическому содержанию и конкретным материалам должны быть основаны на богатом наследии родного языка и великой мудрости народа. Должны быть понятными и интересными для ребенка».

Ахмет Байтурсынов считал, что школа должна быть национальной, с родным языком обучения, а содержание образования должно перекликаться с духом народа, его обычаями, традиция­ми, целями и желанием достичь свободы, получить современное образование. Этими требования­ми он руководствовался, создавая «Букварь» (1910) и «Книги для чтения» (1912–1914). В тот период, кроме того, вышли книги Жусипбека Аймаутова, Мухтара Ауэзова, Xалела Досмухамедова, Магжана Жумабаева, Жумахана Кудерина, Алимхана Ермекова, Телжана Шонанова и других авторов, которые также придерживались этой идеи.

С 2016 года в нашей стране начался последовательный переход среднего образования на обновленное содержание. Подготовка современных учебников в соответствии с требованиями новой концепции предъявляет к авторам учебников множество новых требований.

Сегодня учебник – это учебная книга, отличающаяся использованием современных методологичес­ких, теоретико-педагогических и научно-методических подходов при конструи­ровании содержания учебного материала. Причем это содержание должно стимулировать мышление, формировать внутреннее побуждение к активной творчес­кой работе.

Учебник помогает учителю вмес­тить в узкие рамки каждого урока основные знания, способствует их восприятию учащимися. В нем должны быть представлены учебные материалы (тео­ретический блок, творческие задания, практические работы, иллюстрации), необходимые для проведения урока. То есть результативность процесса обучения находится в непосредственной связи с учебной книгой.

Учебник не ограничивается простым изложением основ науки, ее законов и методов – и в этом его отличие от других книг. Прио­ритет для такой литературы – отбор функционально-значимых знаний в соответствии с целями обучения, методические формы и приемы изложения знаний.

Основные задачи современного учебника – мотивирование учащихся к усвоению знаний и развитию его способностей. Он состоит не только из содержания предмета, подлежащего усвоению по учебной программе, но также из материалов, помогающих ученикам самостоятельно получать дополнительные знания, обрабатывать и применять их.

Учебник должен создаваться с соблюдением принципа содержательной и методической целостности учебных материалов.

По мнению ученых, проводивших фундаментальные и прикладные исследования по теории и практике учебников, для их создания недос­таточно только глубоких научных знаний. Автор должен быть человеком с широким кругозором, в совершенстве знать методические и дидактические требования к учебникам, понимать и учитывать возрастные и психологичес­кие особенности обучающихся. Вместе с тем он должен обладать писательским мастерством, быть способным донести научные знания понятным языком.

При написании учебника необходимо обеспечить коррелятивность представленных основных, справочных и учебно-методичес­ких материалов, наличие основы для правильного восприятия и понимания терминов и понятий. Такая книга должна способствовать ­диалогу между учащимся и учителем, повышению познавательной активности учащихся к освоению новых знаний, развитию способностей учащихся к применению знаний в практичес­ких, творчес­ких действиях, мотивированию к поиску и работе с дополнительной информацией.

Для создания качественных учебников необходимы квалифицированный отбор авторов учебной литературы, совершенствование качества научно-педагогической экспертизы, повышение квалификации экспертов учебной литературы, эффективность редакторско-методических служб издательств и действенность внут­рииздательской экспертизы.

На основе проведенных научно-аналитических работ Академия педагогических наук Казахстана и РНПЦ «Учебник» совместно разработали новую систему критериев оценивания качества учебников путем оценки их дидактического аппарата и дидактических функций.

Оценка качества дидактичес­кого аппарата учебника определяется на основе оценки соблюдения основных требований к такой литературе, его структуры, содержания, аппарата организации усвоения, аппарата восприя­тия, аппарата ориентирования, иллюстративного материала, электронного приложения, эргономики, то есть по 9 позициям на основе 64 критериев.

Оценивание качества выполняе­мых учебником функций определяется на основе оценки координирующей, систематизирующей, информативной, мотивационной, развивающей, трансформационной, ценностно-ориентационной и воспитательной функций, функ­ции самообразования и навигации, интегрирующей, контрольно-корректирующей функции учебника – по 10 позициям на основе 64 критериев.

Таким образом, на основе разработанной системы экспертиза учебника проводится по 19 позициям. Оценка каждой из них в отдельности дает возможность определить сильные и слабые стороны, качество дидактичес­кого аппарата и функций.

В настоящее время ведется работа по обучению экспертов на основе новой системы критериев. 25 июня текущего года в Нур-Султане был проведен обучающий семинар для экспертов учебной литературы на тему «Качество научно-педагогической экспертизы: анализ опыта и новые подходы к оцениванию».

Целью семинара было оказание практической помощи экспертам учебной литературы обновленного содержания для 11-го класса. Планируется проведение специальных курсов для повышения компетентности авторов и экспертов учебной литературы по изучению теории разработки учебников и практики оценивания их качества.

Для оценки результатов экс­пертизы на основе предметной и республиканской комиссии формируется пул экспертов, которые также будут обучены в рамках предусмотренных программ повышения квалификации.

Указанные меры будут способствовать созданию качественных отечественных учебников и, несомненно, повышению качества образования в целом по стране.

Популярное

Все
Штормовое предупреждение объявлено в Казахстане
Токаев поздравил казахстанцев с Днем защиты детей
ПСЖ выиграл финал Лиги чемпионов с рекордном счетом
Стартовал отбор в Президентский молодежный кадровый резерв
В Казахстане реализуется комплекс мер по безопасности детей
Новые стандарты и достижения в детской медицине: от ранней диагностики до высокотехнологичной помощи
1,7 трлн тенге выделено на социальную поддержку семей с детьми в 2025 году
Нацгвардия подарила детям особенный праздник
«Что мне нужно сделать, чтобы его обыграть? Не знаю» — Бублик о предстоящем матче на «Ролан Гаррос»
Почти 7 млн детей уже копят на будущее в рамках инициативы «Нацфонд – детям»
На пассажирский поезд в Брянской области РФ рухнул мост
Партия «AMANAT» поздравила детей представителей рабочих профессий с Международным днём защиты детей
С начала года в РК выявлено 145 случаев буллинга детей
В Акорде провели экскурсию для детей
Впервые в Казахстане детям выполнили нейромодуляцию при недержании мочи
В июне возобновляется авиарейс "Алматы – Маскат"
В Кокшетау открылась набережная озера Копа – Жағалау
В Ордабасы запустят предприятие по выработке 14 тыс. тонн мучной продукции в год
"Примерь профессию полицейского!": фотозону открыли в Шымкенте
Сегодня WhatsApp прекратит работу на нескольких устаревших моделях смартфонов
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Кызылординским студентам вручили направления на учебу в зарубежные заведения
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Потепление до 35 градусов ожидается в Казахстане
Тайна массового захоронения динозавров у «Реки Смерти»: учёные ближе к разгадке
В Павлодаре из-за пожара в такси пострадали четыре человека
Филиал Челябинского государственного университета откроют в Костанае
Казахстан – Саудовская Аравия: новые вехи сотрудничества
Новая услуга стала доступной казахстанцам в eGov Mobile
Астана примет высоких гостей – анонс мероприятий с Токаевым на этой неделе
Бои человекоподобных роботов провели в Китае
Аффинажный завод в Астане выдал 30-тысячный слиток дорогого металла
От слесаря до начальника в газовой отрасли
Срезан склон холма, жди оползня…
Дожди с грозами и ветром ожидают казахстанцев в эти выходные
Ферма, где роботы доят коров
Токаев принял нового акима Алматы
Музей космонавтики откроют в Байконыре
Бадрисафа Байтурсынова, разыскивая мужа, дважды обращалась к жене Максима Горького
Первый урожай дынь отправили из Туркестанской области в Россию
Строительство десяти крупных заводов по производству хлопка начали в Туркестанской области
Прокуроры на фронте и в тылу – на страже закона и порядка
Костанайская область – лидер РК по производству и экспорту продуктов питания
Нацгвардия МВД РК отметила 80-летие Победы масштабной патриотической акцией
Служебные собаки Нацгвардии отличились на международной выставке
В Казахстане резко изменится погода
Три перекрестка временно закроют на ремонт в Астане
Дорога Атырау-Астрахань: завершающий этап
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Будущее – за цифровыми активами
Трассу Жезказган – Петропавловск начали капитально ремонтировать в СКО
Семья – духовный код нации
NASA подтвердило предсказание Стивена Хокинга о конце света
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Свыше 4 тыс. военнослужащих приняли участие в военном параде в честь 80-летия Великой Победы
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники

Читайте также

Единовременную соцвыплату получат пенсионеры
Летом в поездах поедет треть страны
Медпомощь становится оперативнее
Представлена модель партнерства госструктур и НПО

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]