Ни одна книга об Алматы и алматинцах не обходится без знаковых для нашего города имен: это зодчие Андрей Зенков и Павел Гурде, волостной Медеу Пусурманов и купец 1-й гильдии Никита Пугасов, отцы апорта воронежские переселенцы Егор Редько и Никита Моисеев, художник Сергей Калмыков и баскетболист Увайс Ахтаев, советская творческая элита Ахмет Жубанов и Шара Жиенкулова, несравненная Бибигуль Тулегенова и Герой Советского Союза, «Халык Кахарманы» первый министр обороны РК Сагадат Нурмагамбетов; те, кто приносит славу Алматы спортивному – команда «Кайрат» и ее основатели, семья чемпионов-биатлонистов Иван и Елена Стручаевы и сегодняшние звезды музыкального Олимпа Толкын Забирова и Джамиля Серкебаева…
В этих легко и непринужденно написанных материалах, не претендующих, по признанию самого автора, на истину в последней инстанции или на глубину и широту исследования, где рядом с трагической историей может соседствовать городской анекдот, есть нерв, объединяющий их в единое целое и неослабно держащий читательское внимание. Сам Василий Васильевич называет его своим «врожденным любопытством», толкнувшим его на это любительское краеведение. Абсолютно прав автор: «Мы – земляки. А это порой больше, чем родственники…» Впрочем, не забывает он поблагодарить и истинных краеведов – Нелли Букетову, Александра Воронова, Аркадия Поздеева, историка Анну Горячеву, чьими изысканиями пользуется.
…Очерк «Дом Зенкова» начинается с того, что с дома верненского архитектора пропала мемориальная доска. А ведь уникальность этого здания еще и в том, что «этим домом Андрей Павлович победил землетрясение… теоретически обосновав антисейсмическое строительство. А. П. Зенков писал в газете «Семиреченские областные ведомости» (8–10 марта 1911 года): «С глубокой верой за успехи будущего я не боюсь за наш город… При специальном устройстве фундаментов вполне допустима конструкция грандиозных по высоте до 30–40 этажей зданий…» Вера архитектора основывалась на практическом опыте, его здания выдержали землетрясение 1911 года в 10 баллов». Теорию Зенкова позже разрабатывают советские ученые, то ссылаясь на верненского строителя, а то и нет, рассказывает В. Шупейкин.
Но триумфом теории и практики Зенкова становится строительство в Алматы 25-этажной гостиницы по разработкам инженера «КазСтройПромНИИпроекта» Толеубая Жунусова, учебник по антисейсмике которого сегодня изучают в вузах всей Европы. Ее строители получили Государственную премию КазССР. (Сравним: высота Вознесенского собора, выстоявшего в 1911 году, – 44 метра 20 сантиметров, гостиницы «Казахстан» – 102 метра)…
Не менее занимательна и неожиданна в своих деталях и история создания знаменитого Национального оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы, описанная в очерке «Как домбра и кобыз в оркестр пошли». А знаменит оркестр стал потому, что опирается на «крепкий, профессионально выверенный фундамент, заложенный Ахметом Жубановым в первые годы основания в начале 30-х». Здесь и авторитетное мнение музыковеда Бисенгали Гизатова и собственный особый интерес к музыкальным коллективам, прославившим город. Ведь и сам Василий Васильевич Шупейкин в свое время возглавлял знаменитый Ансамбль песни и пляски Среднеазиатского Краснознаменного военного округа.
Поэтическим венком родному городу становятся последние страницы этой книги, где собраны высказывания о нем и именитых гостей, и знаменитых граждан, поэтов и музыкантов, и просто алматинцев, посвящающих ему свои заветные строки, как кандидат исторических наук Юлия Яковлевна Серовайская:
Ты на улицу нашу приди
Есть дыханье истории в ней,
Ты почувствовать это сумей…
Василий Шупейкин чувствует дыхание истории в каждом уголке любимого города, в каждом его дне.
Ждем ответов читателей на вопросы (LubaShashkova@mail.ru):
1. Какие книги вы перечитываете, их значение в вашей жизни?
2. Что из казахстанской литературы последнего времени вам запомнилось, остановило внимание?