
В 1928 году при Совнаркоме РСФСР был образован Всероссийский трест «Востоккино», целью которого был выпуск фильмов о жизни народов страны, а также подготовка национальных кадров кинематографии.
А уже через год в Алма-Ате начало работать одноименное производственное отделение треста, выпустившее несколько хроникальных фильмов о социально-хозяйственной и культурной жизни Казахстана. Среди них – полнометражная документальная картина российского режиссера Виктора Турина «Турксиб» («Стальной путь»), рассказывающая о строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги. Эта лента и вошла сейчас в список 20 важнейших для истории фильмов, опубликованный Гарвардским университетом.
В съемках этой картины участвовал и Искандер Тынышпаев, основоположник операторской школы и профессиональной кинодокументалистики Казахстана. Его отец, первый казахский инженер-путеец Мухамеджан Тынышпаев, еще в стенах Санкт-Петербургского Императорского института инженеров путей сообщения имени Александра Первого написал курсовой проект по строительству Туркестано-Сибирской железной дороги. В январе 1927 года по предложению председателя Совнаркома Казахской ССР Турара Рыскулова он был включен в Комитет содействия строительству железной дороги, которая должна была соединить Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.
Мухамеджан Тынышпаев принимал активное участие в подготовке «агентов эксплуатации дороги», по его инициативе были созданы курсы, на которых обучались 60 молодых казахов. Он занимался разработкой проекта прокладки железнодорожной колеи через Чокпарский перевал, который позволил сэкономить 25 млн рублей и почти на год сократил срок строительства Турксиба.
В 1928 году Мухамеджан Тынышпаев настоял на Балхашском варианте трассы в противовес Лепсинскому. Это тоже дало огромную экономию средств и значительно сократило сроки строительства.
Для сына ученого-железнодорожника Искандера Тынышпаева Туркестано-Сибирская дорога открыла неожиданные перспективы. Когда в Казахстан приехали московские и украинские кинематографисты снимать фильм о «стройке века», 20-летнего Искандера, прекрасно владеющего родным языком, они пригласили в группу вначале переводчиком, а потом он стал ассистентом режиссера и одним из операторов «Турксиба».
Будучи человеком крепкого телосложения, Искандер без труда справлялся с тяжелой камерой. Но он не только снимал – ему пришлось сниматься и самому в этой картине. В 30-е голодные годы народ в основном был мелкий, худосочный, а Искандер, выделявшийся среди окружающих природной
статью и высоким ростом, в картине, прославляющей торжество социалистического строя, изображал землекопа. Естественно, в фильме было много кадров, связанных с отцом. Но потом, когда Мухамеджана Тынышпаева объявили «врагом народа», их вырезали.
Стоит отметить, что в список 20 важнейших для истории фильмов, опубликованный Гарвардским университетом, вошла и картина Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный», первая серия которой была создана Центральной объединенной киностудией (ЦОКС) в Алма-Ате. Перечисленные фильмы рекомендованы к обязательному просмотру претендентами на кандидатскую степень в киноведении.
К слову, несколько лет назад у казахстанского продюсера Наргиз Шукеновой родилась идея дать картине вторую жизнь: казахстанские музыканты создали для «Турксиба» особый саундтрек. Куат Шильдебаев написал музыку, исполненную отечественным оркестром «Камерата Казахстана». Большой вклад был внесен и Британским институтом кино, который осуществил покадровую реставрацию картины.