Программа льготного автокредитования вскрыла искусственно созданный кризис авторынка – депутат Конуров

2160
Лаура Тусупбекова
специальный корреспондент
Фото: parlam.kz

Депутат Мажилиса, глава фракции Народной партии Казахстана Айкын Конуров в депутатском запросе, озвученном на пленарном заседании палаты, перечислил ряд острых проблем, вскрытых начавшейся в стране программой льготного автокредитования, передает корреспондент Kazpravda.kz.

«Реализация нового этапа программы льготного автокредитования в очередной раз показала, что позитивная государственная инициатива при непродуманном воплощении приносит больше минусов и разочарований, чем плюсов. Из бюджета выделены очень серьезные средства на программу с благородной целью повысить доступность новых автомобилей для рядовых граждан, помочь людям. Вместо этого многочисленные прорехи в организации лишь подняли градус социальной напряженности и вновь поставили государство в привычную позицию оправдывающегося и исправляющего ошибки. Огромные силы брошены на выправление ситуации и разъяснительную работу», - сказал депутат.

При этом, отметил Айкын Конуров, от исполнительной власти даже не требовалось что-то создать или произвести.

«Нужно было всего лишь грамотно организовать распределение средств налогоплательщиков и проконтролировать ход их использования. На самом деле дело даже не в льготных автокредитах, проблема гораздо глубже. Во-первых, это сам подход к реализации социально значимых инициатив. По сути, ни одно из масштабных решений государства, направленных на помощь людям и поддержку бизнеса, не было реализовано без серьезных эксцессов и скандалов. Причина заключается в отсутствии четкого алгоритма подготовки, отвечающего современным стандартам и практикам. Не осуществляются пилотные проекты, не проводится моделирование возможных последствий, не готовится персонал», - считает мажилисмен.

Депутат недоумевает, почему не были смоделированы хотя бы простейшие сценарии реализации общенациональной программы льготного автокредитования с объемом порядка 100 миллиардов тенге.

Вторая проблема, отметил Конуров - это глубокий кризис автомобильного рынка, созданный исключительно искусственно.

«В Казахстане не составляется индекс доступности автомобилей. Но по примерным оценкам, по доступности новых автомобилей страна находится на одном из низких мест. При этом растет социальное значение автомобиля. С одной стороны, это средство заработка для десятков и сотен тысяч граждан. Возможно, частный извоз не является самым производительным для экономики видом деятельности, но зато люди сами находят себе источник заработка. С другой стороны, при очень слабом развитии общественного транспорта, особенно в регионах и сельской местности, а также постепенной деградации пассажирских перевозок, автомобиль становится безальтернативным видом транспорта», - продолжил депутат.

По его мнению, на фоне очень высокого спроса на автомобили традиционные рыночные схемы давно не работают. Растет число желающих как-то встроиться в схемы поставок, производства, продажи, утилизации, то есть, буквально на всех стадиях оборота автомобилей. Все они окутаны различными операторами, посредниками, агентами.

«При этом каждый преследует цель лишь извлечь свою маржу, источником которой является покупатель. За все эти годы мы не получили ни собственного эффективного производства, ни цивилизованного рынка продаж и обслуживания, ни реальной утилизации. Везде лишь имитация и вливания из госбюджета. Считаем необходимым извлечь, наконец, уроки, и перестать наступать на одни и те же грабли, бьющие по государственному бюджету и кошелькам простых казахстанцев», - сказал Конуров.

В этой связи депутат настаивает на запрещении реализации крупных инициатив с финансированием из государственного бюджета без предварительного проведения моделирования всего комплекса возможных последствий, в том числе путем внедрения пилотных проектов.

Кроме того, депутат требует выработать экономически обоснованное видение дальнейшего развития автомобильного рынка, с различными вариантами развития.

«Конечным результатом должно стать повышение реальной доступности автомобилей для населения и эффекта для экономики», - сказал Айкын Конуров.

Популярное

Все
Здесь до сих пор находят останки динозавров
Дедом Морозом может стать каждый
«Аламан» обучает любви
Новые достижения в казахстанском футболе
Объехать всю планету
Помощь без промедления
Курс – на модернизацию ПТО
Да будет газ!
Даже дедушке нет места
Благодаря оптимизации проектных решений
Подрастающее поколение – это будущее нашего спорта
Жизнь с ракеткой в руках
Когда фраза «я рядом» сильнее всех лекарств
Успеть поймать момент
Живая елка и лед
Как Кажымукан Мунайтпасов и Кажытай Шалабаев вписали свои имена в историю
Знаете, каким он парнем был...
Вкус Нового года
Настоящий профессионал
Указ Президента Республики Казахстан О присвоении звания «Халық қаһарманы» Бауыржану Момышулы
Два завода в отрасли автомобилестроения готовятся к запуску в Костанае
Поддержка педагогов – инвестиция в будущее страны
Получи и путешествуй
Глава государства предложил создать совместную исследовательскую платформу в сфере устойчивого сельского хозяйства
Стоит ли лишать свободы за все экономические преступления?
«Я казах от земли...»
Касым-Жомарт Токаев прибыл в Санкт-Петербург
Названы лауреаты премии «Еңлікгүл-2025»
Знание и осведомленность – самая надежная защита
В чем сила Павлодарского Прииртышья
Важный выбор студентов
Более 200 млн тенге похитили при ремонте Дома культуры в Жетісу
Впервые в истории
Госслужащим не разрешено заниматься бизнесом – Сенат
Гарант суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства
Их подружил Кашгар
«Казахстанская правда» стала победителем проекта «Выбор года»
«Щелкунчик» в джазово-эстрадном стиле
Казахстан приветствует совместный с Японией энергетический проект
Зовет в горы Актас
Накануне Нового года в супермаркетах начнется продажа по низким ценам
Началось строительство сталелитейного завода
Продажу удешевленной говядины через торговые сети масштабируют в Казахстане
Стипендии повысили студентам в Казахстане
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Политика здравого смысла
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Как лечить ОРВИ и грипп у детей: столичный врач обратилась к родителям
В столице в честь Дня Независимости пройдет республиканская ярмарка ремесел
SMS-коды 1414 больше не используются в Казахстане
В ВКО фотоловушки сняли галерею «портретов» обитателей тайги
О погоде в Казахстане на 2-4 декабря сообщили синоптики
Президент Ирана прибыл в Акорду
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Ушла из жизни казахстанская тележурналистка Диля Ибрагимова
Финансовую дисциплину и цифровизацию здравоохранения обсудили в Правительстве
Завершена реконструкция автодороги Кызылорда – Жезказган
Жители села Шамши Калдаякова активно участвуют в преобразованиях

Читайте также

Фракция AMANAT в Мажилисе обсудила итоги года и приоритеты …
В Китае вагон на магнитной подушке разогнали до 700 км/ч
Правительство обсудило меры для устойчивого роста экономики
Олжас Бектенов провел совещание по вопросу развития инфраст…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]