Программа льготного автокредитования вскрыла искусственно созданный кризис авторынка – депутат Конуров

2147
Лаура Тусупбекова
специальный корреспондент
Фото: parlam.kz

Депутат Мажилиса, глава фракции Народной партии Казахстана Айкын Конуров в депутатском запросе, озвученном на пленарном заседании палаты, перечислил ряд острых проблем, вскрытых начавшейся в стране программой льготного автокредитования, передает корреспондент Kazpravda.kz.

«Реализация нового этапа программы льготного автокредитования в очередной раз показала, что позитивная государственная инициатива при непродуманном воплощении приносит больше минусов и разочарований, чем плюсов. Из бюджета выделены очень серьезные средства на программу с благородной целью повысить доступность новых автомобилей для рядовых граждан, помочь людям. Вместо этого многочисленные прорехи в организации лишь подняли градус социальной напряженности и вновь поставили государство в привычную позицию оправдывающегося и исправляющего ошибки. Огромные силы брошены на выправление ситуации и разъяснительную работу», - сказал депутат.

При этом, отметил Айкын Конуров, от исполнительной власти даже не требовалось что-то создать или произвести.

«Нужно было всего лишь грамотно организовать распределение средств налогоплательщиков и проконтролировать ход их использования. На самом деле дело даже не в льготных автокредитах, проблема гораздо глубже. Во-первых, это сам подход к реализации социально значимых инициатив. По сути, ни одно из масштабных решений государства, направленных на помощь людям и поддержку бизнеса, не было реализовано без серьезных эксцессов и скандалов. Причина заключается в отсутствии четкого алгоритма подготовки, отвечающего современным стандартам и практикам. Не осуществляются пилотные проекты, не проводится моделирование возможных последствий, не готовится персонал», - считает мажилисмен.

Депутат недоумевает, почему не были смоделированы хотя бы простейшие сценарии реализации общенациональной программы льготного автокредитования с объемом порядка 100 миллиардов тенге.

Вторая проблема, отметил Конуров - это глубокий кризис автомобильного рынка, созданный исключительно искусственно.

«В Казахстане не составляется индекс доступности автомобилей. Но по примерным оценкам, по доступности новых автомобилей страна находится на одном из низких мест. При этом растет социальное значение автомобиля. С одной стороны, это средство заработка для десятков и сотен тысяч граждан. Возможно, частный извоз не является самым производительным для экономики видом деятельности, но зато люди сами находят себе источник заработка. С другой стороны, при очень слабом развитии общественного транспорта, особенно в регионах и сельской местности, а также постепенной деградации пассажирских перевозок, автомобиль становится безальтернативным видом транспорта», - продолжил депутат.

По его мнению, на фоне очень высокого спроса на автомобили традиционные рыночные схемы давно не работают. Растет число желающих как-то встроиться в схемы поставок, производства, продажи, утилизации, то есть, буквально на всех стадиях оборота автомобилей. Все они окутаны различными операторами, посредниками, агентами.

«При этом каждый преследует цель лишь извлечь свою маржу, источником которой является покупатель. За все эти годы мы не получили ни собственного эффективного производства, ни цивилизованного рынка продаж и обслуживания, ни реальной утилизации. Везде лишь имитация и вливания из госбюджета. Считаем необходимым извлечь, наконец, уроки, и перестать наступать на одни и те же грабли, бьющие по государственному бюджету и кошелькам простых казахстанцев», - сказал Конуров.

В этой связи депутат настаивает на запрещении реализации крупных инициатив с финансированием из государственного бюджета без предварительного проведения моделирования всего комплекса возможных последствий, в том числе путем внедрения пилотных проектов.

Кроме того, депутат требует выработать экономически обоснованное видение дальнейшего развития автомобильного рынка, с различными вариантами развития.

«Конечным результатом должно стать повышение реальной доступности автомобилей для населения и эффекта для экономики», - сказал Айкын Конуров.

Популярное

Все
Оскорбление есть – наказания нет
Оляпка – хозяйка студеных вод
Гонка за квотами
Ключевой ориентир – человекоцентричность
Водитель из Талдыкоргана установил шокирующий антирекорд по ПДД
Партию «запрещёнки» пытались доставить в уральскую колонию
Новая аграрная политика Токаева меняет правила игры для бизнеса на селе
Первую красавицу Казахстана выбрали в Алматы
Автоледи получила 1 год лишения свободы за нетрезвую езду в Конаеве
«Небо открыто для инвестиций»: эксперт в сфере о том, как превратить аэропорты Казахстана в глобальные грузовые хабы
В тройке лидеров
Охотничьи испытания казахского тазы провели в Алматинской области
Армия усиливает подготовку допризывников
Арктический антициклон несет морозы в Казахстан
Гендерное равенство должно быть системным
В Приаралье приступили к выпуску зеркал
В Алматы выявляют «грязный» транспорт
Более 1 300 поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
В Бенине военные захватили власть
Избран новый президент Федерации борьбы Казахстана
Посеяли хлопок, вырастили… кластер
Познавать эпоху через творчество
В Алматы открылось современное учреждение для несовершеннолетних осужденных
Началось строительство сталелитейного завода
В армию со своей гитарой: история талантливого солдата
Какой будет зима в Казахстане, рассказали синоптики
Новые авто вручили гвардейцам в Караганде
Тестирование по Qaztest провели в командовании Нацгвардии
«Закон и порядок»: уроки цифровой грамотности организовали для столичных студентов
Из казармы в кампус
«Райская птица» зацвела в Северном Казахстане
Политика здравого смысла
Все строго по правилам
В Нацгвардии запустили курс подготовки операторов БПЛА
Мегапроект Саудовской Аравии «Зеркальная линия» – на грани провала
Устроившие погром на остановке нарушители получили по 10 суток ареста в Астане
Полицейские с помощью дрона зафиксировали грубое нарушение на трассе в Акмолинской области
Зима будет теплой
Школьники из Семея изготовили EcoBox из пластиковых крышек
Сильнейшие бадминтонисты мира соберутся в Астане
Талгар будет расти и вширь, и ввысь
Режут провода, портят светильники: Шымкент страдает от вандалов
Уверенный рост экономики Приаралья

Читайте также

Костанайские предприниматели просят отложить запрет на эксп…
«Развитие микроэлектроники принесет Казахстану значительные…
«Подлинный ужас кроется глубже»: мажилисмены требуют назват…
Госпомощь коммунальным энергоорганизациям освободили от нал…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]