Жажда у ручья

6141
Беседовала Елена Брусиловская

Ученые уже давно бьют тревогу по поводу того, что в самом ближайшем будущем человечество столкнется еще с одной серьезной угрозой – нехваткой воды. Но что надо сделать, чтобы привести в норму водный баланс, в том числе в нашей стране? На этот и другие вопросы «Казахстанской правды» отвечает эколог-эксперт общественной палаты Мажилиса Парламента РК, кандидат географических наук Айжан Скакова.

коллаж Павла Цедилина

– Айжан Амангельдиевна, общеизвестно, что водная проблема охватывает самые разные сферы жизни общества, включая обеспечение пить­евой водой, водоснабжение АПК, рыбоводство и, конечно же, огромное число экологических вопросов, касающихся в первую очередь чистоты наших водоемов, бездумного осушения рек и озер и даже климатических изменений. Из всего этого перечня, какие ключевые вызовы Вы бы отметили в первую очередь?

– Давайте проанализируем ситуацию. Первое – приближение критического водного кризиса. По прогнозам Всемирного банка, объем водных ресурсов в Казахстане к 2030 году снизится с 90 до 76 кубических километров. А это значит, что дефицит воды в стране уже через лет восемь составит около 12–15 кубокилометров, то есть около 15%. Разве это не тревожные цифры?

Второе – необходимость перехода к управлению водными ресурсами, исходя из реалий изменения климата. Третье – определение истинной стоимос­ти воды в каждом регионе и выстраи­вание политики водопотребления.

Не случайно Глава государства Касым-Жомарт Токаев отмечал, что вопрос обеспечения водной эффективности является стратегически важной задачей. Уже сегодня мы стоим перед лицом таких проблем, как засуха, сок­ращение внешнего, трансграничного притока воды и неэффективное ее использование.

К примеру, наша зависимость от трансграничных рек из Китая, России, Узбекистана и Кыргызстана составляет 44%, а сам по себе этот приток ежегодно сок­ращается на 3–5%. В будущем, к тому же 2030 году, этот показатель составит уже 30–40%.

– Вы затронули важную и очень больную проблему транс­граничных рек. Как она решается?

– В вопросах водообеспечения наша страна действительно во многом зависит от соседей, пос­кольку такие крупные реки, как Иртыш, к примеру, берут начало на территории КНР, и нам следует договариваться с Поднебесной, искать пути и подходы к совместному рациональному водопользованию. Один из них – создание Водно-энергетического консорциума.

Об этом говорил наш Президент на недавней встрече глав государств Центральной Азии по деятельности Международного фонда спасения Арала, состоявшейся в Таджикистане. Кстати сказать, я тоже на ней присутствовала.

В принципе, эта идея существует уже давно, но сейчас уже предметно заговорили о том, что нужно создавать какой-то балансирующий механизм между странами-водопользователями. Скажем, мы даем энергию Кыргызстану, когда он в этом нуж­дается, а он нам спускает воду.

Не случайно Касым-Жомартом Токаевым были поставлены задачи по проведению выверенной и взаимовыгодной водной политики в сфере трансграничного водопользования с соседними странами. Но здесь еще множество нерешенных вопросов, и, к сожалению, не все они от нас зависят.

– Но то, что касается рационального использования воды, это ведь в наших силах?

– Сейчас в Казахстане ежедневное потребление воды на душу населения составляет 3 499 лит­ров. Для сравнения: в Германии потребляют 855 литров, а в Британии – всего 348. На Западе для бытовых и технических нужд используется отдельный водовод, в котором вода тоже очищенная, но для питья непригодная. Многочисленные автомойки не должны иметь доступ к питьевой воде, они должны пользоваться только технической водой.

Нужны более жесткие законодательные рычаги, а именно – более высокие тарифы на воду. Если общий уровень ее дефицита в целом для экономики можно улучшить, как говорилось, введением новой политики управления водными ресурсами, реализацией проектов экономного водопотребления, то сложнее с нехваткой воды для домохозяйств.

Надо признать, до сих пор не выполнена программа по обеспечению стопроцентным централизованным водоснабжением населения городов и сел республики. По статистике, 35% городского населения и 55% сельчан все еще не имеют доступа к чистой питьевой воде.

Надо также сказать об экономическом ущербе и упущенной выгоде, которая оценивается в миллиарды долларов в год! А к 2030 году она возрастет в разы. Поэтому водные проблемы все больше становятся вопросом национальной безопасности.

– Что же в таком случае делать? Подсчитывать убытки?

– Считаю, для начала надо навес­ти элементарный порядок, ведь сейчас мало востребованы технологии учета водных ресурсов, мониторинга и цифровизации. Скажу больше – отсутствует полная инвентаризация источников воды, которая не проводилась более 30 лет!

Многие годы не обновлялась и водохозяйственная инфраструктура: более 30% магистральных и распределительных каналов, а также значительная часть гидромелиоративной инфраструктуры находятся в неудовлетворительном состоянии. Практически разрушены внутрихозяйственные сети, а посему водный сектор непривлекателен для инвестиций и новых технологий, в том числе в связи с низкими тарифами на поливную и питьевую воду, которые не стимулируют ее эффективное использование, не покрывают операционных и капитальных затрат.

Нас, экологов, очень волнуют и вопросы доступности, качества водных ресурсов, о чем, кстати, сказал в своем нынешнем Пос­лании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев.

– В таком случае, кто из пот­ребителей водных ресурсов, по Вашему мнению, в первую очередь нуждается в проведении радикальных реформ?

– Как известно, существенная доля потребления воды в Казахстане приходится на сельское хозяйство. Для сравнения: если потребление питьевой и бытовой воды занимает всего четыре процента, то расход воды на аграрный сектор – 63! Как говорится, почувствуйте разницу.

При этом потери при доставке ее на поля составляют 50%, то есть половину воды Казахстан теряет, еще ничего не оросив, что просто недопустимо! Поэтому крайне важно менять политику господдержки в орошаемом земледелии.

– Что для этого конкретно следует сделать?

– Необходимо определить реальную себестоимость воды для каждого водного бассейна и ввес­ти дифференцированные тарифы на ее потребление с учетом международного опыта.

Да, это непопулярная мера, но ведь сегодня вода для фермеров обходится слишком дешево. А когда будет установлена ее себестоимость, потребителю станет невыгодно транжирить ее. Ведь сейчас в Казахстане из-за низкой эффективности использования воды на единицу продукции ее тратится в три раза больше, чем в соседней России или в далеких Соединенных Штатах, и в шесть раз больше, чем в Австралии!

– Пока что государство предпочитает идти традиционным путем, создавая специализированную структуру по проб­лемам водопользования. Но, судя по всему, этого уже недостаточно. Как Вы считаете, какими должны быть следующие шаги?

– После многолетних споров наконец-то создано отдельное Министерство водных ресурсов и ирригации. Что же касается следующих шагов, то пока их нет, поэтому мы предлагаем переходить к бассейновому управлению, в котором вся территория бассейна в пределах его гидрографических границ, включая водные, земельные и биологические ресурсы, управляется как целостный природный организм.

И это одно из нововведений, которое мы предлагаем внести в Водный кодекс, уже с учетом современных реалий. Нужно также наделить бассейновые инспекции большими полномочиями, чтобы они не зависели от центра, а самостоятельно и своевременно принимали необходимые решения и не ждали, пока приедет какой-то чиновник, чтобы диктовать им, что и как делать.

Этого требует уже сама жизнь. Знаете, я довольно много езжу по Казахстану, наведываясь в самые отдаленные уголки, и вот как-то побывала в Баянаульском районе, где сельчане мне говорили, что они тоже выступают против диктата сверху. Тем более что чиновники в высоких кабинетах часто меняются и, как правило, не владеют ситуацией на местах.

А вот местные аксакалы прекрасно знают обстановку, и на локальном уровне готовы сами решать целый ряд проблем. Это вписывается и в президентскую программу реформ в том плане, что надо давать больше самостоятельности регионам, передавая им часть полномочий из центра.

– А как это будет сопрягаться с социальным аспектом водопользования? К сожалению, у нашего населения низкая культура водопользования. Если говорить о водоемах, то люди обращаются с ними как с чем-то бесхозным. Уже стали притчей во языцех незаконный выпас скота вблизи воды, браконьерство, хищнический вылов рыбы…

– Вы правы. Те же бизнесмены жалуются, что скот, который незаконно пасется, заходит прямо в озеро, загрязняя его. В результате вместо прибыли они получают кучу проблем: рыба заражается паразитами, становясь непригодной для употребления.

Неверно трактуются внесенные изменения в статью 6 Конституции, где сказано, что «земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство». Поэтому мы постоянно стакиваемся со случаями браконьерства, порчи имущества егерей, воровства лодок и моторов.

Не надо забывать, что у нас правоотношения по природопользованию регулируются Законом «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», а также приказом и. о. министра сельского хозяйства от 27 февраля 2015 года «Об утверждении правил рыболовства».

В этих документах четко сказано, что в Казахстане не допус­кается бесконтрольное изъятие животного (водного) мира. Статья 13 Закона устанавливает принципы охраны, в том числе путем закрепления территорий, акваторий за пользователями животным миром с возложением на них обязанностей по охране этих объектов. Поэтому никто не вправе претендовать на бесконтрольную рыбалку или охоту, ссылаясь на место проживания, «традиции предков» и так далее.

Во-вторых, в законе есть специальная 27-я статья, в которой определены права и обязанности представителей бизнеса, пользователей животного мира. Они должны обеспечивать охрану и воспроизводство тех же рыбных ресурсов, не допускать снижения их численности, а для этого вести постоянный учет, ну и, конечно, заботиться о чистоте водоемов.

В свою очередь общественность должна также быть вовлечена в воспроизводство.

– Получается, что вся проблема в элементарном неисполнении законов?

– В том-то и дело. К сожалению, как правило, те, кто выступает за право народа на природные богатства, так и не переходят от слов к делу. Не находится много желающих вложить собственные средства в восстановление водного объекта, при этом отдельные ораторы шумно претендуют на бесконтрольный вылов рыб, даже сетями, устраивая пикники, оставляя за собой мусор.

Чтобы улучшить ситуацию с водоемами, у нас стали стимулировать бизнес, проводить конкурсы природопользования с обязательствами по инвестиционной программе. Ведь есть же положительные результаты, когда победители такой конкурс­ной программы за счет инвестиций буквально возрождали погибающий водоем.

– Возникают двойные стандарты: говорим одно, а делаем другое. Наверное, это тот случай, когда государству надо и власть употребить?

– Конечно. С одной стороны, государство желает переложить на частный бизнес вопросы развития и охраны, а с другой – не желает наступать на грабли общественного недовольства. Но ведь мы понимаем, что наг­нетание негативной ситуации вокруг основ природопользования – это отрицание разумного отношения к сохранению природных богатств для будущих поколений. Более того, правовой нигилизм – первый шаг к необратимым изменениям природных объектов.

Кстати, здесь опять неплохо бы обратиться к международному опыту, который показывает, как можно эффективно бороться с этим правовым нигилизмом, ведь он проявляется как на бытовом уровне, так и в промышленных масштабах.

Подумайте только – предприятия сбрасывают без очистки до 50% воды, или 1,5–2 миллиарда кубометров неочищенных стоков! Из-за несовершенных технологий и систем канализации и отсутствия вторичной очистки только 29% сточных вод населенных мест проходит вторичную очистку, тогда как в той же Великобритании, например, 94%, в Сингапуре – 100%!

Объемы загрязненных стоков, сливаемых в речные бассейны и тем самым ухудшающих качество природных вод, земель и питьевой воды, превышают 7 миллиардов кубометров в год. При этом у нас отсутствуют целевые программы по улучшению качества водных объектов.

– И какой бы вывод из всего сказанного Вы бы сделали?

– Прежде всего необходимо совершенствование нормативно-правовой базы, совершенствование водного законодательства. Это может быть обеспечено за счет разработки нового Водного кодекса РК, который учитывал бы научно-исследовательские, аналитические и конструкторские достижения в части водных ресурсов, ну и, конечно, разработку инновационных путей водосбережения и повышения водной обеспеченности страны.

Второе. Крайне важно заниматься воспитанием в обществе ответственности за потребление водных ресурсов на уровне каж­дой семьи, каждого гражданина и соблюдением всех существующих правовых норм и законов.

Наконец, важно чтобы и само государство относилось к воде как исчерпаемому природному ресурсу и проводило адекватную политику, исходя из этих факторов.

 

Популярное

Все
Воплощают на деле бизнес-идеи
За силу духа
Студентов, пенсионеров и домохозяек в РК освободят от обязательного декларирования доходов
Какой будет погода этой зимой в Казахстане
Арест, штрафы и лишение прав: участников беспредельного кортежа наказали в Конаеве
Экологическая акция «Сдавай пакет – спасай планету!» прошла в Петропавловске
14-летняя тяжелоатлетка из Талдыкоргана стала чемпионкой РК среди взрослых
Глава государства посетил выставку сельхозтоваропроизводителей
Кызылординский рис: от поля до стола
Общественный контроль не помешает
Дружба – мотив серьезный
Год большой работы и серьезных наград
Эволюционирует «ныряющая» нить
Майк Тайсон ударил Джейка Пола на финальной дуэли взглядов
АПК должен стать одним из основных драйверов экономического роста
Полный текст выступления президента на первом Форуме работников сельского хозяйства
Спрос на автогаз превышает предложение
Ерлан Карин встретился с делегацией Вьетнама
Токаев назначил ряд послов
Путешествие длиною в жизнь
Миссия – создавать учебники
Врачи приближают заветные мечты тысяч семей
Казахской государственности – 12 веков, 12 столетий
Водителя арестовали из-за стикера на госномере в Жамбылской области
Второе рождение трассы
Продукцию из четырех областей везут на очередную ярмарку в Астану
Премий для госслужащих больше не будет
Реконструкция близится к завершению
Пассажир в Шымкенте – «заяц» поневоле?
Директоров школ и завучей в Караганде лишили доплаты
Чеченка с казахской душой
Ставки по депозитам населения снижаются – аналитики
Этот день изменил судьбу
Какой должна быть новая концепция национальной истории
Восстановить утраченную популяцию куланов в Костанайской области пытаются ученые
В Казахстане утвердили нормы потребления тепловой энергии
До золота рукой подать
Метель и гололед прогнозируются в Казахстане до пятницы
Последняя в этом году сельскохозяйственная ярмарка проводится в Астане
Больничный теперь не подделаешь
Резкое похолодание ожидается в Казахстане в эти выходные
Президент прибыл с рабочим визитом в Казань

Читайте также

Как нам трансформировать АПК
В межгосударственных отношениях все вопросы важны
Защита прав детей и молодежи – приоритетная задача государс…
Общеказахстанская культура – духовный фундамент строительст…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]