Без права на ошибку: дорожница рассказала о профессии

901
Самат Бейсембаев
старший корреспондент отдела экономики

От результата работы людей, проверяющих качество автодорог, зависит безопасность граждан

фото автора

Жанна Молдакимова – эксперт испытательной лаборатории РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта. Она проводит испытания инертных материалов и асфальтобетонных смесей, используемых при строительстве, ремонте и реконструкции автодорог. В ее обязанности входит проведение экспертизы качества асфальтобетона, битума, цемента, грунтов, органических и неорганических вяжущих материалов. Всего в лабораториях Национального центра качества дорожных активов (НЦКДА) проводится более 200 видов испытаний.

– Мы проводим экспертизу материалов, чтобы определить их физико-механические свойства и соответствие установленным стандартам. Это важно, потому что от качества материалов зависит долговечность, безопас­ность и комфорт на дорогах страны, – рассказывает Жанна Молдакимова. – И это особенно важно сейчас, ведь интенсивность движения с каждым годом только увеличивается.

По словам Жанны Молдакимовой, для каждого материала есть свой метод испытания, который определяет его пригодность для использования в дорожном строительстве. Например, для асфальта проверяют прочностные характеристики, поведение при высоких и низких температурах, устойчивость к внешним воздействиям. После завершения испытаний специалисты лаборатории рассчитывают необходимые параметры и формируют протокол с результатами.

В своей работе эксперты используют современное автоматизированное оборудование. Одним из важнейших достижений НЦКДА стала разработка и внедрение системы KazRoadLab. Она предназначена для цифровизации процесса экспертизы качества работ и материалов. Доступ к системе возможен через мобильное приложение, которое значительно упрощает и ускоряет выполнение задач и сбор информации на месте проведения работ. Кроме того, во всех двадцати филиалах НЦКДА внедрен метод штрихкодирования проб дорожно-строительных материалов. Этот метод исключает влияние человеческого фактора: образцы материалов поступают в лаборатории без указания подрядчика для объективной оценки качества.

– Считаю, что наша работа очень ответственная, потому что в том числе и от ее качества зависит безопасность на автодорогах страны. По этим дорогам мы едем в больницу, за продуктами или на работу. Мы не имеем права на ошибку! – говорит Жанна Молдакимова.

Главная задача специалиста состоит в своевременном выявлении дефектов и нарушений и информировании о них заказчиков и подрядчиков. Так, по итогам прошлого года предприятие охватило своей экспертизой качества по республиканской сети все 193 объекта (100%), по местной – 99%. Было испытано 47 тыс. проб материалов, из которых не допущены к применению 20%, то есть 9,2 тыс. проб.

– Каждый год объемы работ растут. В день только через лабораторию центрального аппарата НЦКДА проходит более 50 проб, а в сезон – с апреля по октябрь – еще больше. И нам часто требуется дополнительная помощь. В это время мы даже нанимаем помощников, чтобы справиться с нагрузкой, – поясняет Жанна Молдакимова.

Отметим, что НЦКДА активно сотрудничает с молодежью, привлекая студентов к производственной практике.

– Практика, к слову, оплачивае­мая, в месяц ребята получают порядка 80 тысяч тенге. За годы работы предприятия практику здесь прошли более 200 студентов, 18 остались у нас. Мы стараем­ся популяризировать профессию дорожника и прив­лекать новых специалистов, – добавила Жанна Молдакимова.

Она подчеркивает, что профессия дорожника гораздо больше, чем просто работа с техникой. В сфере дорожного строительства есть множество направлений, где могут работать как мужчины, так и женщины. Это не только труд на улице, но и в лабораториях, сметных и проектных отделах, техническом надзоре. К слову, там много вакансий, причем хорошо оплачиваемых. И это – профессия будущего, о чем школьникам на профориентационных лекциях регулярно рассказывают сотрудники Национального центра качества дорожных активов.

Но если говорить объективно, то сейчас наблюдается дефицит кадров. На каждом объекте не хватает инженеров-строителей, инженеров-сметчиков, лаборантов, операторов асфальтоукладчиков, механизаторов, машинистов спецтехники и других. Сегодня в отделах и управлениях местных исполнительных органов по вопросам развития и содержания транспортной инф­раструктуры только 10% имеют профильное образование.

Для решения проблемы кад­рового дефицита Национальный центр качества дорожных активов инициировал акцию «2 000 школ», направленную на осуществление профориентационной работы в учебных заведениях. За пять лет проведены агитационные лекции более чем в 7,5 тыс. школ. В лабораториях НЦКДА регулярно проводятся дни открытых дверей, где учащимся показывают на практике, как определяется состояние дороги. И это всегда вызывает живой интерес.

Жанну Молдакимову на путь дорожного строительства направил преподаватель, который во время лекции в день открытых дверей рассказывал студентам о дефиците кадров в этой области и перспективах профессии.

– Его речь меня вдохновила. И я тут же перевелась на дорожное строительство, – вспоминает она. – Теперь понимаю, что сделала это не зря. Для развития автодорожной отрасли сегодня создаются благоприятные условия. Важный пункт – достойная зарплата.

И это действительно так. У инженера среднего звена она составляет около 500 тыс. тенге в месяц. Размер заработной платы растет в зависимости от повышения квалификации и опыта сотрудника. Также выст­раивается система обеспечения работников премиями, соцпакетом, денежной компенсацией за аренду жилья.

Жанна Молдакимова работает в лаборатории НЦКДА третий год, но в сфере дорожного строительства – больше десяти лет. До этого она трудилась на крупных строительных проектах: Юго-Западный обход Астаны, Центр – Восток, Астана – Павлодар – Калбатау – Усть-Каменогорск, Астана – Ерейментау – Шидерты и других. Также она возглавляла лабораторию в Актау, где занималась контролем качества материалов на подрядных работах.

С профессией дорожника связан и ее супруг. Они познакомились на объекте. И теперь семейная пара надеется, что их сын тоже выберет этот путь.

Инженер, по мнению Жанны Молдакимовой, это профессия будущего. К тому же государство создает хорошие условия для молодежи при выборе технических специальностей, в том числе в сфере дорожного строительства. Есть хорошие перспективы для карьерного роста, а главное – эта работа интересная и нужная людям.

Популярное

Все
В Риддере старейшее машиностроительное предприятие переходит на цифровые технологии
Проекты «Адал азамат» охватывают почти 4 млн учащихся школ, колледжей и воспитанников детсадов
Мажилисмены одобрили передачу под управление Astana Hub Парка инновационных технологий
В Талдыкоргане дан старт празднованию 100-летия Нургисы Тлендиева
Следят с высоты и на земле
В эфире – Qonaev TV: региональный телеканал запускают в Алматинской области
Не снижать победный темп: жамбылские школьники отличились на предметных олимпиадах и научных соревнованиях
Значительную часть проблем можно решить оперативно
Карьерный рост для молодежи
Педагоги из СКО достойно представили регион на республиканской олимпиаде
Ученые-аграрии двух стран создали центр передовых технологий
В хаосе городской застройки Уральска разбирался Актикор
Cохраним культурное наследие стран тюркского мира
Центр по современным стандартам
Почему вы такие жестокие?
Пилотный проект набирает обороты
Как отдохнут казахстанцы на майские праздники
Жительница Карагандинской области отсудила 10 млн тенге за проданный ей автомобиль с дефектом
Казахстан – драйвер укрепления сотрудничества ЕС и ЦА
Ветерана войны поздравили со 100-летним юбилеем
Когда наступит светлый праздник Ораза айт
Центр детского творчества «Самғау» открыли в Экибастузе
Туристический сезон стартовал в Туркестане
Мощное землетрясение зафиксировано в Таиланде и Мьянме
Большая удача, если сохранился медальон
Экономическое развитие двух областей рассмотрели в правительстве РК
Прогулочный батискаф потерпел крушение в Египте
Результаты нужны, но переформатирование важнее
В Южной Корее продолжают бушевать лесные пожары
Премьер поручил масштабировать опыт Павлодарской области по развитию ТиПО и поддержке рабочих профессий
Ставка на справедливость и доверие
Население стран Восточной Европы стремительно сокращается - ООН
Qarmet подключится, и газ подешевеет
Пятибалльное землетрясение произошло на юге Казахстана
Платный порноканал с участием школьников обнаружила прокуратура Туркестанской области
США хотят получить контроль над природными ресурсами Украины без гарантий её безопасности
В МСХ – новое назначение
Көрісу – день радости, встреч и прощения
Көрісу: Праздник весны, прощения и уважения в Казахстане
На участке «Болашак» в Мангистауской области будут добывать нефть
На ремонт Дворца культуры в Атырау потратят почти миллиард тенге
Падёж скота произошёл в Актюбинской области
Путь творчества – путь новаторства
Астанчане получили национальное оповещение на телефон: что случилось
Точкой роста должен стать туризм
Мощный циклон угрожает Австралии
Современному Казахстану – поколение «лидеров служения»
Трамп может вывести американские войска из Германии
Фильм о Туркестане снимет турецкая компания
Спасибо вам за подвиг!
Столица империи Шынгыз-хана находилась на нынешней казахской земле
Возможности и силы Казахстана как средней державы
BI Group и BAZIS произвели доплату налогов после предупреждения Бектенова
В столице готовятся к паводковому периоду
Для наших мам!
В центре «Өрлеу» педагоги получают основы цифровой грамотности

Читайте также

Что будет с трафиком в Наурыз на дорогах Астаны и Алматы
Дорогу затопило талыми водами в Павлодарской области
Президент поручил построить международную дорогу из Астаны …
Таксисты работают без отдыха: сенатор озвучил причины высок…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]