Без права на ошибку: дорожница рассказала о профессии

6073
Самат Бейсембаев
старший корреспондент отдела экономики

От результата работы людей, проверяющих качество автодорог, зависит безопасность граждан

фото автора

Жанна Молдакимова – эксперт испытательной лаборатории РГП «Национальный центр качества дорожных активов» Комитета автомобильных дорог Министерства транспорта. Она проводит испытания инертных материалов и асфальтобетонных смесей, используемых при строительстве, ремонте и реконструкции автодорог. В ее обязанности входит проведение экспертизы качества асфальтобетона, битума, цемента, грунтов, органических и неорганических вяжущих материалов. Всего в лабораториях Национального центра качества дорожных активов (НЦКДА) проводится более 200 видов испытаний.

– Мы проводим экспертизу материалов, чтобы определить их физико-механические свойства и соответствие установленным стандартам. Это важно, потому что от качества материалов зависит долговечность, безопас­ность и комфорт на дорогах страны, – рассказывает Жанна Молдакимова. – И это особенно важно сейчас, ведь интенсивность движения с каждым годом только увеличивается.

По словам Жанны Молдакимовой, для каждого материала есть свой метод испытания, который определяет его пригодность для использования в дорожном строительстве. Например, для асфальта проверяют прочностные характеристики, поведение при высоких и низких температурах, устойчивость к внешним воздействиям. После завершения испытаний специалисты лаборатории рассчитывают необходимые параметры и формируют протокол с результатами.

В своей работе эксперты используют современное автоматизированное оборудование. Одним из важнейших достижений НЦКДА стала разработка и внедрение системы KazRoadLab. Она предназначена для цифровизации процесса экспертизы качества работ и материалов. Доступ к системе возможен через мобильное приложение, которое значительно упрощает и ускоряет выполнение задач и сбор информации на месте проведения работ. Кроме того, во всех двадцати филиалах НЦКДА внедрен метод штрихкодирования проб дорожно-строительных материалов. Этот метод исключает влияние человеческого фактора: образцы материалов поступают в лаборатории без указания подрядчика для объективной оценки качества.

– Считаю, что наша работа очень ответственная, потому что в том числе и от ее качества зависит безопасность на автодорогах страны. По этим дорогам мы едем в больницу, за продуктами или на работу. Мы не имеем права на ошибку! – говорит Жанна Молдакимова.

Главная задача специалиста состоит в своевременном выявлении дефектов и нарушений и информировании о них заказчиков и подрядчиков. Так, по итогам прошлого года предприятие охватило своей экспертизой качества по республиканской сети все 193 объекта (100%), по местной – 99%. Было испытано 47 тыс. проб материалов, из которых не допущены к применению 20%, то есть 9,2 тыс. проб.

– Каждый год объемы работ растут. В день только через лабораторию центрального аппарата НЦКДА проходит более 50 проб, а в сезон – с апреля по октябрь – еще больше. И нам часто требуется дополнительная помощь. В это время мы даже нанимаем помощников, чтобы справиться с нагрузкой, – поясняет Жанна Молдакимова.

Отметим, что НЦКДА активно сотрудничает с молодежью, привлекая студентов к производственной практике.

– Практика, к слову, оплачивае­мая, в месяц ребята получают порядка 80 тысяч тенге. За годы работы предприятия практику здесь прошли более 200 студентов, 18 остались у нас. Мы стараем­ся популяризировать профессию дорожника и прив­лекать новых специалистов, – добавила Жанна Молдакимова.

Она подчеркивает, что профессия дорожника гораздо больше, чем просто работа с техникой. В сфере дорожного строительства есть множество направлений, где могут работать как мужчины, так и женщины. Это не только труд на улице, но и в лабораториях, сметных и проектных отделах, техническом надзоре. К слову, там много вакансий, причем хорошо оплачиваемых. И это – профессия будущего, о чем школьникам на профориентационных лекциях регулярно рассказывают сотрудники Национального центра качества дорожных активов.

Но если говорить объективно, то сейчас наблюдается дефицит кадров. На каждом объекте не хватает инженеров-строителей, инженеров-сметчиков, лаборантов, операторов асфальтоукладчиков, механизаторов, машинистов спецтехники и других. Сегодня в отделах и управлениях местных исполнительных органов по вопросам развития и содержания транспортной инф­раструктуры только 10% имеют профильное образование.

Для решения проблемы кад­рового дефицита Национальный центр качества дорожных активов инициировал акцию «2 000 школ», направленную на осуществление профориентационной работы в учебных заведениях. За пять лет проведены агитационные лекции более чем в 7,5 тыс. школ. В лабораториях НЦКДА регулярно проводятся дни открытых дверей, где учащимся показывают на практике, как определяется состояние дороги. И это всегда вызывает живой интерес.

Жанну Молдакимову на путь дорожного строительства направил преподаватель, который во время лекции в день открытых дверей рассказывал студентам о дефиците кадров в этой области и перспективах профессии.

– Его речь меня вдохновила. И я тут же перевелась на дорожное строительство, – вспоминает она. – Теперь понимаю, что сделала это не зря. Для развития автодорожной отрасли сегодня создаются благоприятные условия. Важный пункт – достойная зарплата.

И это действительно так. У инженера среднего звена она составляет около 500 тыс. тенге в месяц. Размер заработной платы растет в зависимости от повышения квалификации и опыта сотрудника. Также выст­раивается система обеспечения работников премиями, соцпакетом, денежной компенсацией за аренду жилья.

Жанна Молдакимова работает в лаборатории НЦКДА третий год, но в сфере дорожного строительства – больше десяти лет. До этого она трудилась на крупных строительных проектах: Юго-Западный обход Астаны, Центр – Восток, Астана – Павлодар – Калбатау – Усть-Каменогорск, Астана – Ерейментау – Шидерты и других. Также она возглавляла лабораторию в Актау, где занималась контролем качества материалов на подрядных работах.

С профессией дорожника связан и ее супруг. Они познакомились на объекте. И теперь семейная пара надеется, что их сын тоже выберет этот путь.

Инженер, по мнению Жанны Молдакимовой, это профессия будущего. К тому же государство создает хорошие условия для молодежи при выборе технических специальностей, в том числе в сфере дорожного строительства. Есть хорошие перспективы для карьерного роста, а главное – эта работа интересная и нужная людям.

Популярное

Все
Закон и Порядок – основа созидания Справедливого Казахстана
С «Дядей Ваней» – в Мелихово
Молочный флагман республики
Творцы добра
Для ценителей казахской кухни
Apricot Fest оставил море позитивных эмоций
Транспорт и логистика – драйвер международного партнерства
Листая страницы старинных книг
В регионе построят 12 новых организаций образования
Годовая мощность ветряной станции в Жезказгане составит 330 млн кВт·час
Сервис, кадры, инвестиции
Музыкант с большой буквы
Искусству не нужен переводчик
Из рыболовов – в рыбоводы
Лекарственную просрочку теперь можно сдать
Распоряжение Главы государства об освобождении от должности
Новоселье у осетра
Чтобы помнили
Импортозависимость будет снижена
Экоподарки от природы
В Костанайской области строится завод по производству автокомпонентов
Антикор отреагировал на жалобы водителей фур в Актюбинской области
Назначен новый министр обороны Казахстана
Жителя области Жетісу пожизненно лишили водительских прав
Алматинские врачи столкнулись с редчайшей патологией в мире
Служебные квартиры и новую технику получили актюбинские спасатели
В Приаралье появится сеть метановых автозаправок
Дожди с грозами накроют большую часть Казахстана
«Строительство АЭС в Казахстане – это очевидное, выгодное решение» - эксперт
Восточный путь Турсуна Султанова
Астана и Лондон продлили военное сотрудничество до 2026 года
«Будто не слышат сирены»: водителей наказали за отказ пропустить спецавтомобили в ВКО
О сравнении Казахстана с соседями высказался финансовый эксперт
Мировой успех художника из Петропавловска
ИИ управляет природными рисками
Марат Карабаев освобожден от должности министра транспорта
Землетрясение ощущалось близ Алматы
Казахстан захватил цифровое лидерство в Центральной Азии
Назначен советник Главы государства
Трамп интересовался, связано ли поведение Маска с употреблением наркотиков
Новая трикотажная фабрика работает на полную мощность
В Семее суд вынес решение о сносе 12 новых жилых комплексов
В Казахстане резко изменится погода
Железные дороги – национальное достояние и стратегический актив страны
Блогеров арестовали в Астане за неудачную шутку в лифте
Семья – духовный код нации
Атырауский завод выпустил 100-й грузовой вагон
Три междугородних автобуса арестовали на трассе в Акмолинской области
Жару сменят дожди в Казахстане
Аэропорт Уральска увеличивает количество рейсов
Впервые в Атырауской области для борьбы с саранчой задействуют беспилотники
Начались масштабные работы по благоустройству Талдыкоргана
Директор и бухгалтер школы в Шымкенте осуждены на 8 лет каждый
Около 60 тысяч га рисовых полей Кызылординской области выравнили лазерным планировщиком
Гвардеец из Астаны стал героем соцсетей после трогательного поступка на параде
Тайны городского парка
Объявлен обладатель «Золотой бутсы» сезона 2024-2025
Миллионы литров воды ежедневно утекают из-за нарушений в Жамбылской области
В Атырауской области начался прием заявок на льготную ипотеку для медиков
Аграрии Туркестанской области собирают первый урожай арбузов

Читайте также

Глава Сената: Состояние дорожной инфраструктуры вызывает об…
Оплату за проезд по дорогам с дефектами отменят в Казахстане
С 1 июня введут летние ограничения для грузовиков
Перевозчиков предупредили о возможном скоплении авто на каз…

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]