Что общего у яблока и диадемы?

574
Дина Устиненко
старший корреспондент отдела культуры

Бренд страны или города – уже не роскошь, а необходимость

фото Юрия Беккера

Весь современный мир превратился в ярмарку брендов. Сегодня бренды – это не просто товарный знак, а уже неч­то большее. Они весьма разговорчивы и очень красноречивы. Они бросаются в глаза, становятся объектами обсуждения, символами качества или даже целой эпохи. Восемь лет назад и у нашего города появился собст­венный туристический бренд. Его создавали с целью повышения узнаваемости Алматы, привлечения инвестиций и улучшения туристической привлекательности, а также формирования единого стиля города. Бренд города – это то, что находится между идентичностью местных жителей и взглядом гостей со стороны.

Конечно же, брендом нашего солнечного города, окруженного некогда яблоневыми садами, стало яблоко, а именно алматинский апорт.

По мнению специалистов из Reputation Institute, хорошо продуманный и умело вводимый в повседневную жизнь товарный туристический знак берет на себя внушительную функцию по продвижению целого города на мировой арене.

– Это действительно так, – говорит опытный турист, посетивший 132 страны Исламжан Иминов. – Куда бы вы ни приехали, сразу, не выходя из аэропорта, познакомитесь с брендом города и страны. Например, в Нью-Йорке это будет легендарная аббревиатура NYC (New York City), а вот в Азербайджане страну будет представлять гранат. Посетив и город Нью-Йорк, и любой город Азербайджана, вы, вероятнее всего, увезете на родину тематические сувениры с изображением символов или же соответствующие лакомства.

По словам Исламжана, городской бренд должен быть не только на виду, но и на слуху. Иными словами, продуманным должно быть и звучание, а не только логотип. Вместе с путешественником мы прогулялись по алматинскому Арбату, который считается цент­ром притяжения гостей города. На наш вопрос, какая первая ассоциация приходит в голову при слове Казахстан, большинство ответили – гостеприимство, а при слове «Алматы» у туристов тут же вылетало – яблоки и горы.

– «Алма-apple» – такое название отлично подошло бы для бренда нашего города, – комментирует Исламжан Абдыкадырович. – У каждой области, у каждого города должен быть свой бренд в форме рекламно-туристического торгового знака. Считаю, что принадлежать он должен исключительно государству и только государство должно давать лицензии на его использование. Алматинский бренд должен стать так же и символом качества. Ведь это не только билборды с изображения­ми к праздникам. Бренд города – это нечто большее, способное стать настоящей фишкой для путешест­венников.

Посещая другие страны, Исламжан всегда изучал городские бренды и делал заметки. Со слов профессионального туриста, по-настоящему наслаждаться путешествиями смогут лишь глубоко патриотичные люди. Исламжан как раз отличный тому пример. Сам путешественник смеется и говорит, что у него как в анекдоте: «У одной женщины спрашивают: что такое любовь? Она отвечает: это когда видишь на улице очень красивого мужчину и думаешь – вот бы моему такую куртку, как на нем». Так же и у него: путешествуя по другим странам, в первую очередь думает, что бы оттуда полезное привезти для своей родины, какой бы опыт перенять.

Примеров удачных place-брендов сотни – взять хотя бы шоколад в Швейцарии, сыр во Франции. Помимо самой продукции, и магнитики, и футболки, и кепки, и кружки с заданной тематикой. Или взять тот же виноград в Грузии или гранат в Иране или Азербайджане, плов в Узбекистане.

– Нам тоже надо двигаться в этом направлении, – говорит Исламжан. – Что нам мешает в каждой аккредитованной кофейне подавать десерт «алма-apple», у нас тысячи энтузиастов, они с восторгом воспримут идею о создании чисто алматинского яблочного десерта, что уж говорить о туристах. Но ведь можно и другие интересные блюда с яблоком в составе придумать, да даже яблочное вино или какой-то особый компот из ароматного апорта, чай, конфеты, жевательную резинку. Только представьте себе: заходишь в магазин, а на входной двери не только visa, master card, а так же логотип «алма-apple». Это будет означать, что здесь вы можете попробовать особые блюда с местными яблоками или купить продукцию из бренд-списка.

Отдельно хотелось бы остановиться на сувенирной продукции. Качественные полезные сувениры – это то, что будет иметь очень пролонгированный эффект в продвижении страны. Производителям сувениров надо помочь и дать зеленый свет: предоставить льготные условия кредитования, ввести налоговые каникулы. Конечно, можно заказать сувенирную продукцию у соседа в Поднебесной, но это, скорее всего, будет массовка – потоковые брелки, магниты. А нам надо свое – родное, сделанное с душой. Если и заказывать, то хотя бы разработать самостоятельно. Пусть это будет то, что всегда на виду: качественные шоперы, легкая одежда, канцелярия, футляры для очков и телефонов, пауэрбанки и так далее, и все в едином стиле.

Разговор не только про Алматы, у нас в каждом городе есть чем гордиться и что продвигать. Это даже для внутренних туристов может стать интересным увлечением – коллекционировать символы городов. Казахстан – интереснейшая и богатейшая страна, расположенная в разных климатических зонах: где-то у нас превосходный мед, в другом регио­не полвека делают вкуснейшее мороженое, выращивают лучшую в мире пшеницу или район славен отменным кумысом, шубатом или куртом. Конечно, символика может быть не только пищевая, где-то есть памятники природы или рукотворные исторические объекты. Как, например, найденный в 1939 году в районе села Каргалы Алматинской области клад «Каргалинская диадема», одна из величайших находок на территории Казахстана. Несомненно, это может стать успешным брендом здешних мест, а уж какой полет фантазии для производителей сувенирной продукции это может дать.

Справка. Под термином Рlace branding понимают национальный, региональный и городской брендинг. Символы различных территорий начали появляться еще в первой половине прошлого века, но как об отдельном направлении о них заговорили лишь в середине 1990-х. Тогда британский политик Саймон Анхольт впервые сформулировал термины nation branding и place branding и даже создал правила их оценки. Бренд страны – это возможность зарабатывать деньги: развивать туризм, привлекать инвесторов. Брендинг мест необходим не только для привлечения туристов, он создается для привлечения инвесторов, предпринимателей и новых жителей, улучшения имиджа и для мотивации местного населения.

Бренд города или страны – это не только красивый логотип и креа­тивная айдентика. Это удобная и доступная городская среда, культурные пространства, развлекательная программа, качественная сувенирная продукция.

Популярное

Все
Властелин судеб и сердец
Что общего у яблока и диадемы?
Его прозвали Туркестанским змием
Казахский сержант как лев сражался на Курской дуге
Почему вокруг казахского кино так много споров?
Подорожник для души...
Евгений Кравчук пишет тексты для рэпа на казахском
Степная ономастика важнее городской
Русская девушка с казахским менталитетом
Как защитить детей в киберпространстве?
ТиПО как драйвер экономики
Из всех зол предпочтительнее будущее без золы
В Алматы почтили память генерала армии Сагадата Нурмагамбетова
О таком и не мечтали
Успех образования равняется комфорту
«Люди! Я к вам! Мне без вас не поется...»
Какое будущее ждет периодические издания
Модный приговор можно обжаловать
Казахстан имеет большой потенциал развития туристической отрасли
Парад открытий
Труба пока не готова
Во избежание идентификации астанчанин заклеивал бумагой госномер авто
В Атырау появится дендрологический парк
Принцип «слышащего государства»
О кадрах атомной промышленности и радиационной безопасности
Дело Мырзахметова: Антикор возвратил государству дополнительно 7 млрд тенге
Владислав Бакальчук сообщил об освобождении после задержания
Перекресток улиц Бараева и Валиханова временно перекроют в Астане
Более 170 тонн картофеля без сертификатов пытались завезти в Казахстан из России
Гол казахского форварда признан самым быстрым в истории ЧМ по футзалу
У мужской сборной Казахстана по боксу – новый главный тренер
13 тыс. вейпов изъяла полиция из стоматологии в Алматы
Глава государства поздравил казахстанцев со 100-летним юбилеем Бердибека Сокпакбаева
Цены на яйца в РК подскочили самыми заметными темпами за два года
Израиль нанес удар по Бейруту, убит один из руководителей «Хезболлы»
В Астане провели рейд по закрашиванию граффити с рекламой наркотиков
«Пакт во имя будущего» планируется принять на Summit of the Future ООН
Миллион зеленых насаждений высадят в Астане в текущем году
Более 5 тыс. предпринимателей Астаны поддержали экологический субботник
«Таза Қазақстан»: представители столичной интеллигенции приняли участие в экоакции
Мастер из Семея продемонстрирует шедевры ремесленного искусства на Всемирных играх кочевников
Дожди с грозами и похолодание ожидаются в Казахстане
Полевая пиццерия, самый острый в мире перец и веганские бургеры
Мощный барьер будущим рискам монополизации власти – политолог о достижениях Конституции
Для успешного изучения языка необходимо практиковаться каждый день
В Семее завершается строительство IT-колледжа
Контрабандиста экстрадировали из России в нашу страну
Распоряжение о созыве совместного заседания палат парламента подписал Кошанов
Коллекция «золотых людей» пополнится
Конституционный контроль – элемент правового государства
Бектенов поздравил казахстанцев с Днем Конституции
Референдум стал актом гражданской справедливости
Казахстанские хоккеисты с победы стартовали на олимпийском отборе
В центре всех процессов – личность: Конституция Республики Казахстан – прочная основа защиты прав и свобод человека и гражданина
Преступления против детей не останутся безнаказанными
Подойдите к мусору с умом!: акцию «Таза Қазақстан» поддержали в Талдыкоргане
Павлодарские артисты готовы удивить своим творчеством зрителей на Всемирных играх кочевников
Жания Бекмухамбетова выиграла турнир по настольному теннису в Хорватии
Растущее энергопотребление свидетельствует об устойчивом росте экономики
В общем доме не бывает «ваших проблем»

Читайте также

Подготовка ко дню голосования продолжается
Какое будущее ждет периодические издания
Успех образования равняется комфорту
ТиПО как драйвер экономики

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]