Чтобы воздух стал чище, парковки должны быть дороже?

4094
Айгуль Турысбекова

«Автомобили из центра города надо выдавливать, меняя поведенческие привычки людей», – заявила на днях в Алматы в рамках заседания «круглого стола» на тему «Риски избыточной автомобилизации: поиск новых решений» независимый эксперт в области транспортного развития Елена Ерзакович.

фото Юрия Беккера, коллаж Павла Цедилина

Участниками встречи, организованной при содействии проект­ного офиса при Центре развития Алматы, стали эксперты из Милана и Москвы. Как подчеркнул руководитель отраслевой рабочей группы, специализирующейся на проблемах городского транспорта Алматы, Артур Шахбазян, автотранспорт является основным загрязнителем атмосферы Алматы. За последние два года, по его словам, число автомашин, зарегис­трированных в мегаполисе, выросло на 24%, а к 2030 году эта цифра может дос­тигнуть 40%.

Впрочем, и эта статистика, да и сам «круглый стол» вызвали ощущение дежавю. В очередной раз, собравшись по поводу алматинского смога, эксперты говорили о необходимости снижения количества личного и развития общественного транспорта. В частности, об этой общеизвестной истине напомнил член Экс­пертного совета по устойчивому плану транспортной системы города Милана Федерико Паролотто. Он считает, что сегодня нет необходимости разрабатывать новые методы контроля трафика, так как опыт Парижа, Лондона и Милана показал свою эффективность.

– Единственный выход – жесткие ограничения для передвижения личных легковых автомобилей и развитие общест­венного транспорта, – заявил спикер.

Короче, не стоит изобретать велосипед, велосипед требуется­ внедрять!

Надо признать, что борьба с загрязнением воздуха во многих городах мира была достигнута благодаря политической воле, четким программам, последовательности и решительности в принятии непопулярных, но жизненно необходимых мер.

В этом контексте примечателен пример бывшего мэра Боготы Энрике Пеньялосы, который всего за три года сумел сформировать совершенно новую городскую среду, ориентированную на потребности большинства жителей. На своем посту он вел бескомпромиссную борьбу с частными автомобилями и смог развить систему общест­венного транс­порта, добившись значимых успехов в борьбе с пробками. Сегодня он, являясь меж­дународным консультантом, по-прежнему выступает за ограничение прав автомобилистов в пользу пешеходов.

А теперь вернемся в Алматы. Электронный архив газеты «Вечерний Алматы» от 2007 года сохранил интервью одного из тогдашних градоначальников мегаполиса, заявлявшего, что, согласно исследованиям, проведенным в 80-е годы прошлого столетия, 80 процентов проблем воздушного бассейна Алматы соз­дают автомобильные выхлопы. Ситуация не изменилась. Только тогда в городе было 48 тысяч единиц транспорта, а сегодня полмиллиона. По словам чиновника, были направлены предложения в Правительство.

«Во-первых, предложено экономическими санкциями запретить въезд, ввоз в страну автомобилей старше семи лет, то есть не просто запретить, а повысить ввозные пошлины, и тогда это будет просто экономически невыгодно. Второе, ужесточить требования к наличию каталитических нейтрализаторов, без чего невозможно радикально ограничить объемы выхлопных газов, выбрасываемых в атмосферу. Третий аспект: обязательная сертификация качества ввозимых в город нефтепродуктов и ГСМ. Только комплекс этих мер может оздоровить экологическую ситуацию в нашем городе», – говорил аким.

С тех пор пролетело всего-то 17 лет. На 1 марта 2024 года в Алматы официально зарегистрировано 610 тыс. машин, ежедневно из пригородов въезжает еще 400 тыс. В среднем в день по улицам передвигается около 800 тыс. автомобилей. Казалось бы, ситуация требует кардинальных мер, но увы... Пока все остается на уровне обсуждений. Надо сказать, что в недавнем прошлом один из градоначальников был активным сторонником развития общественного транспорта, намеревался создать город пешеходов, а не машин. Однако одновременно умудрился ликвидировать трамвайное движение, которое считается во всем мире одним из экологически чистых видов транспорта. Тем временем на дворе третье десятилетие XXI века. В Алматы – очередная команда управленцев, которая в очередной раз решает проблему загрязнения воздуха.

По словам Артура Шахбазяна, в мегаполисе принят мастер-план транспортного каркаса, который предусматривает меры по увеличению числа поездок в общест­венном транспорте на 64% до 2030 года, а также расширение зон платной парковки. Разумеется, пока все в будущем времени.

В ходе «круглого стола» известный урбанист Аркадий Гершман привел в пример опыт Стокгольма, где ввели платный проезд на дорогах и высокую стоимость парковки.

– Изначально горожане были против, но, когда ощутили эффект этих мер, большинство поменяли свое мнение. Это ненормально – ежедневно наблюдать 10-балльные пробки в Алматы. Поэтому введение ограничений для личных автомашин, развитие общественного транспорта, создание велосипедных полос всегда дают положительный результат, – отметил урбанист.

Эксперт по транспорту из Москвы Сергей Андрейкин акцентировал внимание на том, что платные парковки вводятся не для того, чтобы собирать средства на нужды города, а для повышения оборачиваемости места.

– Чтобы снизить блуждающий трафик и регулировать количество автомашин, в центре города парковочных мест должно быть больше, но они должны быть дороже. К примеру, в Алматы тариф очень низкий. Конечно, для жильцов близлежащих домов следует предусмотреть резидентские абонементы, но даже их количество должно быть ограничено, – считает Сергей Андрейкин.

По мнению независимого экс­перта в области транспортного развития Елены Ерзакович, необходимо последовательно разъяснять не только рядовым горожанам, но и политикам, принимающим решения, взаимосвязь между платными парковками и экологией.

– Как только увеличивается количество зон платной парковки, повышается ее стоимость, в городе становится меньше машин, а соответственно, улуч­шается качество воздуха. Это меняет поведенческие привычки людей, они уже задумы­ваются, стоит ли ехать на личном автомобиле, а если это и необходимо, то на короткий срок. То есть, проще говоря, автомобили из центра надо выдавливать различными способами, – убеж­дена Елена Ерзакович.

По итогам заседания «круглого стола» его участники пришли к заключению, что Алматы рано или поздно придет к более дорогому тарифу на парковку и другим ограничениям для личных машин, но все это должно делаться параллельно с развитием общественного автотранспорта. Вот только когда власти города перейдут от слов к делу?

Популярное

Все
Уборка идет полным ходом
Больше 20 предприятий Алматы признаны победителями регионального этапа конкурса «Лучший товар Казахстана»
Арину разгромила, а Иге уступила
Третье место в мире
Кто поедет в Ливерпуль
Движение в пространстве и времени
Золото из Самокова
Объемы транзита грузов должны возрасти
Работать по понятным и справедливым правилам
Водитель наехал на группу детей, трое из них скончались
Развивая конструктивный диалог
Не просто полезный навык, а необходимость
Высокий статус
Обсуждены вопросы гендерного равенства
Ни дня без новых знаний
Соцпроекты на 60 млрд тенге реализуются в области Улытау
Инвестиции в будущее страны
Решать социальные проблемы общими усилиями
Модернизация плюс автоматизация
Населению грозит нехватка питьевой воды
Четыре человека погибли в жуткой аварии в Актюбинской области
Как будет расти Караганда
Производство китайских грузовиков локализуют в Сарани
День спорта отметят в Казахстане
Встреча Путина и Трампа пройдет в Анкоридже
Достучаться до сердец
Уборка началась на севере страны
Сегодня – День спорта
Школа имени Абая готовится к новоселью
Интернет от Илона Маска заходит в Казахстан
В Уральске 200 специалистов прошли обучение на базе креативного хаба «ÓzgeEpic»
В Астане соберутся библиотекари со всего мира
Аида Балаева подарила Дженнифер Лопес казахские ювелирные украшения
Оставили без квартир и денег
Более 5 тыс. человек покинули свои дома из-за пожаров в Испании
Осуждена за пропаганду терроризма в Интернете
Чистую воду в каждый дом
«Кайрат» обыграл «Слован» и вышел в плей-офф Лиги чемпионов
Минздрав призывает казахстанцев проходить ежегодные скрининги
Казахстан по ВВП на душу населения вышел в лидеры
До конца 2025 года в Казахстане введут обязательную маркировку моторных масел
Десять человек погибли за два дня на трассах Казахстана
На Зеленом базаре арендаторы в очередной раз устроили демарш
Жезказган – Кызылорда: уложены первые километры асфальта
Сильные дожди накроют Казахстан
Сильные дожди сменят жару в Казахстане
Более полумиллиарда тенге выделили на ремонт столетней дороги в ВКО
В Павлодарской области масштабно отметили 125-летие Исы Байзакова
Родители потратили благотворительную помощь на лечение сына: возбуждено дело
В Кызылординской области все больше сёл отказываются от продажи алкоголя
Гвардеец завоевал бронзу на ЧМ по пляжному самбо в Сингапуре
О погоде в Казахстане на первые дни августа рассказали синоптики
Нацбанк начал валютные интервенции
Где и когда посмотреть результаты конкурса грантов?
Гвардеец стал призёром конкурса по популяризации наследия Абая
В Туркестане построят восточную объездную дорогу
В Астане 125 новобранцев дали клятву Родине
Незаконные постройки снесут в Уральске
Найдены личные вещи членов экипажа пропавшего на Сорбулаке вертолета
Алматинская область подарила земле Абая скульптуру «Золотой человек»

Читайте также

Двоих пострадавших детей в области Абай перевезли в Астану
Почему чужие успехи обесценивают наши: эффект сравнения и к…
Третье место в мире
Именем Абая называют своих детей в Кызылординской области

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]