Чтобы воздух стал чище, парковки должны быть дороже?

2298
Айгуль Турысбекова

«Автомобили из центра города надо выдавливать, меняя поведенческие привычки людей», – заявила на днях в Алматы в рамках заседания «круглого стола» на тему «Риски избыточной автомобилизации: поиск новых решений» независимый эксперт в области транспортного развития Елена Ерзакович.

фото Юрия Беккера, коллаж Павла Цедилина

Участниками встречи, организованной при содействии проект­ного офиса при Центре развития Алматы, стали эксперты из Милана и Москвы. Как подчеркнул руководитель отраслевой рабочей группы, специализирующейся на проблемах городского транспорта Алматы, Артур Шахбазян, автотранспорт является основным загрязнителем атмосферы Алматы. За последние два года, по его словам, число автомашин, зарегис­трированных в мегаполисе, выросло на 24%, а к 2030 году эта цифра может дос­тигнуть 40%.

Впрочем, и эта статистика, да и сам «круглый стол» вызвали ощущение дежавю. В очередной раз, собравшись по поводу алматинского смога, эксперты говорили о необходимости снижения количества личного и развития общественного транспорта. В частности, об этой общеизвестной истине напомнил член Экс­пертного совета по устойчивому плану транспортной системы города Милана Федерико Паролотто. Он считает, что сегодня нет необходимости разрабатывать новые методы контроля трафика, так как опыт Парижа, Лондона и Милана показал свою эффективность.

– Единственный выход – жесткие ограничения для передвижения личных легковых автомобилей и развитие общест­венного транспорта, – заявил спикер.

Короче, не стоит изобретать велосипед, велосипед требуется­ внедрять!

Надо признать, что борьба с загрязнением воздуха во многих городах мира была достигнута благодаря политической воле, четким программам, последовательности и решительности в принятии непопулярных, но жизненно необходимых мер.

В этом контексте примечателен пример бывшего мэра Боготы Энрике Пеньялосы, который всего за три года сумел сформировать совершенно новую городскую среду, ориентированную на потребности большинства жителей. На своем посту он вел бескомпромиссную борьбу с частными автомобилями и смог развить систему общест­венного транс­порта, добившись значимых успехов в борьбе с пробками. Сегодня он, являясь меж­дународным консультантом, по-прежнему выступает за ограничение прав автомобилистов в пользу пешеходов.

А теперь вернемся в Алматы. Электронный архив газеты «Вечерний Алматы» от 2007 года сохранил интервью одного из тогдашних градоначальников мегаполиса, заявлявшего, что, согласно исследованиям, проведенным в 80-е годы прошлого столетия, 80 процентов проблем воздушного бассейна Алматы соз­дают автомобильные выхлопы. Ситуация не изменилась. Только тогда в городе было 48 тысяч единиц транспорта, а сегодня полмиллиона. По словам чиновника, были направлены предложения в Правительство.

«Во-первых, предложено экономическими санкциями запретить въезд, ввоз в страну автомобилей старше семи лет, то есть не просто запретить, а повысить ввозные пошлины, и тогда это будет просто экономически невыгодно. Второе, ужесточить требования к наличию каталитических нейтрализаторов, без чего невозможно радикально ограничить объемы выхлопных газов, выбрасываемых в атмосферу. Третий аспект: обязательная сертификация качества ввозимых в город нефтепродуктов и ГСМ. Только комплекс этих мер может оздоровить экологическую ситуацию в нашем городе», – говорил аким.

С тех пор пролетело всего-то 17 лет. На 1 марта 2024 года в Алматы официально зарегистрировано 610 тыс. машин, ежедневно из пригородов въезжает еще 400 тыс. В среднем в день по улицам передвигается около 800 тыс. автомобилей. Казалось бы, ситуация требует кардинальных мер, но увы... Пока все остается на уровне обсуждений. Надо сказать, что в недавнем прошлом один из градоначальников был активным сторонником развития общественного транспорта, намеревался создать город пешеходов, а не машин. Однако одновременно умудрился ликвидировать трамвайное движение, которое считается во всем мире одним из экологически чистых видов транспорта. Тем временем на дворе третье десятилетие XXI века. В Алматы – очередная команда управленцев, которая в очередной раз решает проблему загрязнения воздуха.

По словам Артура Шахбазяна, в мегаполисе принят мастер-план транспортного каркаса, который предусматривает меры по увеличению числа поездок в общест­венном транспорте на 64% до 2030 года, а также расширение зон платной парковки. Разумеется, пока все в будущем времени.

В ходе «круглого стола» известный урбанист Аркадий Гершман привел в пример опыт Стокгольма, где ввели платный проезд на дорогах и высокую стоимость парковки.

– Изначально горожане были против, но, когда ощутили эффект этих мер, большинство поменяли свое мнение. Это ненормально – ежедневно наблюдать 10-балльные пробки в Алматы. Поэтому введение ограничений для личных автомашин, развитие общественного транспорта, создание велосипедных полос всегда дают положительный результат, – отметил урбанист.

Эксперт по транспорту из Москвы Сергей Андрейкин акцентировал внимание на том, что платные парковки вводятся не для того, чтобы собирать средства на нужды города, а для повышения оборачиваемости места.

– Чтобы снизить блуждающий трафик и регулировать количество автомашин, в центре города парковочных мест должно быть больше, но они должны быть дороже. К примеру, в Алматы тариф очень низкий. Конечно, для жильцов близлежащих домов следует предусмотреть резидентские абонементы, но даже их количество должно быть ограничено, – считает Сергей Андрейкин.

По мнению независимого экс­перта в области транспортного развития Елены Ерзакович, необходимо последовательно разъяснять не только рядовым горожанам, но и политикам, принимающим решения, взаимосвязь между платными парковками и экологией.

– Как только увеличивается количество зон платной парковки, повышается ее стоимость, в городе становится меньше машин, а соответственно, улуч­шается качество воздуха. Это меняет поведенческие привычки людей, они уже задумы­ваются, стоит ли ехать на личном автомобиле, а если это и необходимо, то на короткий срок. То есть, проще говоря, автомобили из центра надо выдавливать различными способами, – убеж­дена Елена Ерзакович.

По итогам заседания «круглого стола» его участники пришли к заключению, что Алматы рано или поздно придет к более дорогому тарифу на парковку и другим ограничениям для личных машин, но все это должно делаться параллельно с развитием общественного автотранспорта. Вот только когда власти города перейдут от слов к делу?

Популярное

Все
Двое детей из Казахстана погибли в результате схода селевых потоков в Кыргызстане
Генсек ООН посетит Казахстан
Полиция Астаны перешла на усиленный
вариант несения службы
Казахстан завоюет на Олимпиаде в Париже два «золота» – прогноз
Скляр проверил подготовку к отопительному сезону Павлодарской области
Около 100 мероприятий проведут в честь Дня столицы в Астане
В Иране пройдет второй тур президентских выборов
Лидер Китая совершит государственный визит в Казахстан
Гранты до 7 млн тенге учредили для малых СМИ и блогеров в РК
В Maqsut Narikbayev University состоялась торжественная церемония выпуска студентов
Более 300 новых автобусов выйдут на линию до конца года в Астане
Совет ЕС запретил импорт из Белоруссии золота, алмазов и полезных ископаемых
Более 700 новобранцев пополнили ряды столичных гвардейцев
Ремонт автодороги «Дон-Бадамша-Актобе-Орск» завершится в этом году
Байден не отказывается от участия в выборах президента США после провальных дебатов
МИД Казахстана держит на особом контроле ситуацию, связанную с гибелью детей в Кыргызстане
Паралимпиада: Казахстан получил еще две квоты по легкой атлетике
Сливочное масло подорожало на 11% за год в РК
Токаев переговорил по телефону с Путиным
Девушка задушила ребенка и выпрыгнула из колеса обозрения в Алматы
Пожар в высотке близ «Хан Шатыр»: названа предварительная причина возгорания
Аким Астаны встретился с жильцами горевшей высотки
Президент поздравил сотрудников полиции с профессиональным праздником
Токаев: «Госслужащим отводится ключевая роль в построении Справедливого Казахстана»
Аlma mater казахстанской спецслужбы отмечает 50-летие
Олимпиада: Казахстан будет представлен в спортивном скалолазании
Лучники Казахстана одержали историческую победу на Кубке мира
Почти половина регионов Казахстана отнесена к демографически стареющим территориям
Остров Капри: запрет туризма из-за нехватки питьевой воды
Тенге упал к доллару до минимума с осени 2023 года
Доходы домохозяйств от животноводства за год снизились на 26% в РК
Бибисара Асаубаева первенствовала на Swiss Queens Wednesday
Свыше 25 тыс. казахстанцев прошли плановую вакцинацию против клещевого энцефалита
Семья из Флориды подала иск к НАСА за пробитую обломком крышу дома
Польша рассматривает возможность закрытия всех погранпереходов на границе с Белоруссией
Путинцева выиграла турнир в Бирмингеме
Три человека спасены на реке Иртыш
Заплатить за «уборку» после паводка отказался отдел ЖКХ Петропавловска
Консолидация и развитие
Триумф и трагедия казахских баев
В Алматинской области продолжается снос незаконно построенных сооружений
Костанайские археологи бьют тревогу
3,4 тыс. нарушителей границы задержаны за месяц в Казахстане
Эдуард Ким выиграл этап Кубка мира по артистичному плаванию
Бизнесмены останутся без лимитов на вылов рыбы?
30 килограммов конфет раздали в Астане ко Дню защиты детей
Сезон атлантических ураганов в 2024 г. может стать самым активным в истории наблюдений
Казахстанские десантники удостоены нагрудного знака «Доблесть и мастерство» в Белоруссии
Доходы стоматологов в Казахстане побили рекорд
Акцию с воодушевлением поддержали жители Жамбылской области
Значительного повышения тарифов опасаются жители Северного Казахстана
Фанаты Димаша изучают казахский язык
Новый этап развития системы здравоохранения страны
Личность и наследие Шынгыз-хана остаются в центре внимания ученых
Преодоление. Пять лет созидания
Семья Кривошеевых – Клеустер вернулась из Германии в Казахстан
Студенты Satbayev University стали победителями республиканского конкурса
Из почти 40 фонтанов в Атырау работает только один

Читайте также

Ремонт автодороги «Дон-Бадамша-Актобе-Орск» завершится в эт…
Гранты до 7 млн тенге учредили для малых СМИ и блогеров в РК
99-летие отметила ветеран войны из Алматы
Антитеррористическое учение завершилось в Казахстане

Архив

  • [[year]]
  • [[month.label]]
  • [[day]]