Во-первых, хотелось бы поздравить всех своих коллег с юбилеем – 20-летием образования органов правовой статистики и специальных учетов, а также выразить благодарность предыдущему руководству КПСиСУ, ведь у нас уже есть некий исторический информационный банк данных, есть аналитики – специалисты по профильным направлениям, которые могут анализировать статистику по отдельным вопросам. Однако, на наш взгляд, такая «мозаичная» аналитика, с учетом отдаленности от внешних данных, пока еще не дает возможности прогнозирования ситуации в целом.
Большие надежды поэтому возлагаются на создание аналитического центра, который будет работать над внедрением системы управления рисками криминогенности.
К слову, в Соединенных Штатах сейчас используются системы Hunchlab и Predpol. Они привязаны к карте города и с помощью внутренней исторической информации о состоянии преступности и внешних данных, будь то сезонность, социальный статус района, фаза Луны или день зарплаты, предугадывают преступления в конкретной локации и времени. Например, такая система в городе Ричмонд, штат Калифорния, с точностью определила место и время, где будут совершены 6 краж, 4 взлома авто и 2 ограбления граждан. При этом общее количество преступлений с начала ее применения в Ричмонде упало на целых 67%!
Перед КПСиСУ ГП РК в связи с этим поставлены три основные задачи. Это цифровизация процессов правоохранительной системы и государственных органов, повышение ценности информации и максимальное сближение с населением.
Ускоряя процесс По первому направлению есть два основных проекта – электронное уголовное дело и электронный административный процесс.
Ежегодно органами уголовного преследования возбуждается более 500 тыс. уголовных дел. Много людей участвует в процессе следствия, и в каждом деле как минимум 90 процессуальных документов, не говоря уже о том, что следователю приходится заполнять более 150 листов бумаги!
Не лучше дела обстоят и по административному процессу, где заводится до 4 млн производств, из которых 3,5 млн – это протоколы. Конечно, это влияет на сроки рассмотрения уголовного и административного процессов. При этом нередко дела неоправданно перепоручаются с одного региона в другой. Так, только в 2016 году «кочевало» более 300 дел. Вместе с тем внедрение электронных процедур – это не только исключение бумажной волокиты, но и минимизация фальсификации сведений, повышение оперативности расследования дел, а также снижение рисков коррупции.
На базе системы ЕРДР уже началась реализация электронного уголовного дела. Данное решение позволяет следователю заполнить в программе все материалы, и вся информация попадает в общую базу данных. Стандартные поля заполняются автоматически. База данных одна, централизованная, и в случае необходимости информацию по конкретному уголовному делу могут видеть все сотрудники правоохранительных органов, которые имеют доступ к этому делу. Следовательно, в разы сокращается бумажная волокита – снятие копий, отправка по факсу и т. д.
Аналогично и по административному производству. Если посмотреть глазами обычных граждан, легко понять, сколько времени нужно потратить, чтобы оформили штраф, а потом еще столько же на его оплату. Но ведь сейчас почти все люди пользуются гаджетами. И даже сотрудник полиции заполняет протокол, параллельно выписывая штраф через свое устройство, в котором установлено соответствующее приложение. В итоге этот штраф сразу «садится» куда надо, и человек может оплатить его в отделении любого банка второго уровня или даже через систему мобильного банкинга. В идеале все это значительно ускорит и упростит процесс, не только для правоохранительных органов, но и для самих граждан, которым не придется доказывать недостоверные штрафы, ходить с бумажной копией квитанций и тому подобное.
В фокусе аномалий Говоря об увеличении эффективности накопленной информации, надо отметить, что сейчас информация – это в принципе очень ценный и важный ресурс. Ведь владея информацией, можно выдавать любую аналитику, прогнозы и предсказывать преступления.
Задачей аналитического центра как раз и будет алгоритмизация процессов, с учетом навыков экспертов всех направлений. Это позволит автоматизировать аналитику, связать внутренние и внешние данные, опираясь на которые можно будет уже «выдавать» соответствующие прогнозы по преступности. Стоит отметить, что в распространенных сетях бизнеса такая система уже работает, там анализируют большие данные, выявляют риски в процессах и обращают внимание на проблемные зоны.
Для правоохранительных органов риски – это аномальные всплески преступлений и их нужно научиться контролировать. Сейчас уже реализован первый модуль Интеллектуальной аналитической системы, которая была разработана под руководством Ю. Капитанова. Система уже сейчас помогает сравнивать районы между собой и мониторить на карте Казахстана территориальные аномалии уровней преступности. При этом одной из важных характеристик системы нужно назвать ее гибкость, точнее, возможность управления различными опциями (рисунок 1).
Речь идет о выборе периода времени для рассмотрения среза статистики, интервала численности населения, в рамках которого будут рассматриваться районы, вида преступлений (статьи), заданий допущения отклонений от нормы, то есть определения, «что в данном случае нужно считать аномалией».
Так, с помощью этого инструмента на рисунке 1 можно увидеть, к примеру, срез статистики за 2016 год по всем видам преступлений в районах с населением 21–27 тыс. человек. Система подсвечивает красным цветом пункты, в которых наблюдается отклонение более 20% от нормы (среднее по всем районам, удовлетворяющим запросу), и зеленым – менее 20%. Причем, помимо карты реализована возможность сравнивать районы в графиках.
Помимо сравнений между районами по заданному типу преступлений, также реализован модуль, который позволяет наблюдать аномалии в структуре видов преступлений внутри районов,
т. е. дисбаланс между видами преступлений в районе на фоне общей структуры видов преступлений в РК (рисунок 2).
В дальнейшем планируется выявить и другие факторы, которые могут влиять на уровень преступности. Для этого и нужен аналитический центр, который по макроэкономическим параметрам и другим внешним данным будет выявлять эти факторы. На их основе, в свою очередь, создадут ИАС, «отвечающую» за детальную и достоверную аналитику.
В интересах граждан По третьему направлению комитетом уже разработано несколько эффективных проектов.
Как известно, одной из приоритетных задач, обозначенных Главой государства, является защита бизнеса. Буквально недавно на основе имеющейся платформы по учету и регистрации проверок запущено приложение «Qamqor». Данный продукт предназначен для всех граждан, но в первую очередь для предпринимателей. В нем не только виден план проверок конкретного предприятия. Здесь все заинтересованные лица заблаговременно могут получить соответствующее уведомление. В случае незаконных проверок или проверок, не соответствующих плану, тут же можно обратиться с жалобой и принудить проверяющие органы действовать в рамках последнего.
Также ведется работа над автоматизацией процесса учета рисков, так называемых СУР. У всех проверяющих органов, а их 41, есть свои показатели степени учета рисков. Комитет взял на себя такую ответственность и решил объединить их все в один банк данных. Что это даст? Во-первых, система сама определяет, кого проверять, где есть риски нарушений, и строит единый график проверок. В итоге отсекаются необоснованные проверки законопослушных предприятий. Во-вторых, о предстоящих проверках будут предупреждены субъекты бизнеса. А в-третьих, результаты будут отражаться на карте проверок, где каждый гражданин сможет посмотреть – стоит ли пользоваться услугами того или иного предприятия.
Еще одна реализуемая инициатива в данном направлении – это создание Центра правовых услуг и реализация проекта «К обществу эффективных жалоб». Главная цель проекта – решение проблем граждан, результативное рассмотрение их обращений. За последние три года в государственные органы поступило порядка 450 тыс. обращений. Наибольшее их количество адресовано правоохранительным органам, 75% из которых поступают в прокуратуру. В основном это вопросы следствия, дознания и правосудия. Каждое обращение принимается как сигнал о нарушении прав и законных интересов граждан.
Безусловно, все государственные и правоохранительные органы обеспечивают рассмотрение обращений, но в большинстве случаев результаты этой работы не отвечают нуждам людей – формальные ответы, отписки. В результате отсутствие комплексного подхода к решению проблем оставляет граждан неудовлетворенными. Людям приходится обращаться в различные органы и инстанции, что нередко становится причиной критики со стороны общественности.
Предлагается внести изменения и сделать все по принципу «одного окна», как в ЦОНе. Для этой цели можно создать даже специальный Центр правовых услуг. В так называемом ЦПУ будут задействованы представители различных субъектов, но основным звеном станут прокуроры, которые будут организовывать комплексное рассмотрение обращений в социально-экономической, административной, гражданской и уголовной сферах. Они будут иметь доступ ко всем информационным системам, в том числе к электронному уголовному и административному делам. Материалы дел будут изучаться на месте, и в случае обнаружения признаков уголовных правонарушений со стороны представителей власти решаться вопросы по возбуждению уголовного дела. При правильной организации это позволит облегчить, сделать более конструктивным и эффективным контакт граждан и правоохранительных органов.
С учетом мировой практики реализация всех вышеназванных процессов осуществляется через призму проектного управления, когда оптимизируются процессы текучей работы, что максимально освободит в перспективе сотрудников от ненужной рутинной работы.